БЕРЕЖНАЯ И СИХАРУЛИДЗЕ ВОЗВРАЩАЮТ СЕБЕ ТИТУЛ |
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
Елена Бережная и Антон Сихарулидзе |
11 февраля 2000
Двукратные чемпионы мира в парном катании Елена Бережная и Антон Сихарулидзе завоевали в среду золото на венском первенстве континента и вернули себе титул, утраченный год назад. Чемпионы Европы-99 Мария Петрова и Алексей Тихонов стали серебряными призерами. Третья российская пара - Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин - на 6-м месте.
Насколько тяжело дается победа, прекрасно видно в первые секунды после окончания выступления. Помню Олимпийские игры в Нагано, где ветеран российской сборной, чемпион альбервилльских Игр Артур Дмитриев, обычно сдержанно и изящно целующий руку партнерше перед тем, как раскланяться перед публикой, сгреб в объятия Оксану Казакову, а точнее, просто повис обессиленно на плечах фигуристки, уткнувшись лицом в ее волосы. Там же, в Нагано, вцепившись в Евгения Платова, рыдала ставшая двукратной чемпионкой Игр Паша Гришук, и ее слезы, смешиваясь с косметикой, катились по щекам, оставляя разводы на ладонях и костюме партнера...
Антон Сихарулидзе не смог сразу подняться на ноги. Из эффектной финальной позы - с упором рукой о лед - он встал сначала на колени, по-прежнему обнимая Бережную. А может быть, просто держась за нее, чтобы не упасть. Потом тяжело поднялся. Но еще почти полминуты пара стояла посередине катка, не видя и не слыша ничего вокруг.
«Таково бремя лидерства, - скажет мне чуть позже об учениках Тамара Москвина. - Не важно, какие это соревнования. Важно, что ты не имеешь права проиграть».
«Кого из соперников вы особенно опасаетесь?», - спросила я как-то Москвину после очередной победы Лены и Антона. «Всех, - последовал ответ. - В парном катании может случиться все, что угодно. Примеров тому было множество. Можно потерять все шансы уже в короткой программе. И ни в коем случае нельзя рассчитывать на чужие ошибки. Слишком много сейчас равных по силе пар. В ударе может оказаться любая».
В самом деле, год назад на звание чемпионов Европы реальнее других претендовали немцы Пегги Шварц - Мирко Мюллер и французы Сара Абитболь - Стефан Бернади. Тогда, если помните, Бережная и Сихарулидзе, выиграв короткую программу, снялись с соревнований из-за того, что у Лены перед финалом поднялась температура и врачи настоятельно порекомендовали тренеру не рисковать. Тем более, учитывая тяжелую травму Бережной, полученную в 96-м. Тогда к Москвиной подошла ее польская коллега: «Тамара, спасибо тебе огромное. Ты не представляешь, что сделала для нас. Польша не была в призерах чемпионатов Европы 65 лет. А теперь у нас будет бронзовая медаль».
Поляки Дорота Загорска и Мариуш Сьюдек получили серебро. А вот золото благодаря чрезвычайно благоприятному стечению обстоятельств досталось все-таки россиянам - Петровой и Тихонову. В Вене, окрыленные тем успехом, они выглядели еще лучше и, что немаловажно, сумели в отличие от предыдущего европейского чемпионата избежать ошибок в короткой программе. Более того, Петрова и Тихонов возглавили таблицу, отодвинув Бережную и Сихарулидзе на вторую позицию.
Могли ли Петрова и Тихонов победить во второй раз подряд? Безусловно. Как и все прежние соискатели - немцы, французы и поляки. Все зависело только от произвольного проката. А он, как водится, оказался нервным и малопредсказуемым.
Ни одна из пар не имела явного преимущества в технике. Самой большой несправедливостью финала стало, пожалуй, 6-е место третьего российского дуэта Тотьмянина - Маринин. Год назад юные питерцы дебютировали на чемпионате Европы. Несмотря на явный талант обоих спортсменов и занятое в итоге 5-е место, выглядели они весьма скованно и провинциально. Однако всего за год преобразились. Таня сменила прическу, у пары появился изысканный и утонченный стиль. Их короткая программа выгодно отличалась от многих других необычной постановкой и костюмами. Однако серьезная ошибка в первом выступлении привела к тому, что в соответствии с финальным жребием фигуристы оказались в предпоследней группе.
Откатались они великолепно. В отличие, например, от немцев, протерших, как говорится, собственными телами весь лед и явно мешавших друг другу в парных элементах. Но две разные группы при столь напряженной борьбе - два разных мира. Поэтому судьи беззастенчиво задвинули российскую пару на 6-е место.
В сильнейшей группе все началось с ошибок. Скорее всего многих просто сожгло ожидание старта. Утренняя тренировка пар-лидеров была назначена на 8 часов, выходить же на лед в финале предстояло в лучшем случае в половине десятого вечера. Обычно тренеры в подобной ситуации стараются всячески отвлечь своих подопечных от ненужных мыслей. Многие фигуристы сами вместо сидения в гостиничном номере предпочитают погулять по городу, пройтись по магазинам. Но отель, в котором разместились все команды, расположен как минимум в получасе езды от центра. Сара Абитболь призналась: «К вечеру я была готова лезть на стену от затянувшегося ожидания. Хотела было пойти погулять, но боялась, что не сумею поймать такси и вернуться вовремя. А когда вышла на разминку, с ужасом обнаружила, что не чувствую под собой ног. Так что результат оказался закономерным».
Поляки начали свой прокат не в пример увереннее, чем спортсмены из предыдущей группы, но неожиданно Дорота Загорска сделала вместо прыжка «бабочку». Про немецкий «падеж» я уже упомянула. Как и год назад, Пегги подвели нервы. На тренировках она штамповала двойные аксели с чисто германскими педантизмом и аккуратностью. В финале у них не было ни одной удачной попытки.
Оставалось ждать, кто из россиян сумеет устоять в этой даже не вечерней, а уже ночной битве. Думаю, судьбу золота, которое оспаривали действующие чемпионы Европы и двукратные чемпионы мира, во многом решило внешнее впечатление. Ошиблись по разу, причем обе - в тройном прыжке, и Петрова, и Бережная. В музыке «Сентиментальный вальс» Чайковского (у Бережной и Сихарулидзе) соперничал с «Временами года» Вивальди. Первый танец выглядел намного легче и изящнее. Может, причиной тому не совсем удачный - тяжелый темно-фиолетовый - цвет костюмов Маши и Алексея, может, спортсмены не совсем справились с нервами в ожидании старта и катались без привычного куража. Еще до появления на табло оценок было ясно, что к их титулу чемпионов континента можно смело добавлять приставку «экс».
Год назад после мирового первенства Сихарулидзе заметил: «Мы еще не начинали работать в полную силу». В этом сезоне Антон и Лена сделали попытку усложнить произвольную программу, чтобы не уступать в этом аспекте главным соперникам - китайцам Сю Чен и Чжао Хонбо. Из Санкт-Петербурга вся бригада Тамары Москвиной перебралась в Америку - в Хакенсак, и на вопрос о преимуществах и недостатках американского бытия тренер образно заметила: «Представьте себе, что из центра Москвы, где прожита вся жизнь, вы переехали в отдаленную новостройку. Понятия не имеете, на какой автобус садиться, где лучше покупать продукты, где сшить занавески для гостиной и куда звонить, если начали течь краны. Сумеете, как и прежде, сосредоточиться только на работе? Нам же вдобавок приходится решать все эти и многие другие проблемы на английском языке!».
Несмотря на сложности, Антон и Лена не только поменяли все старые программы, но и начали разучивать подкрутку в 4 оборота, второй тройной прыжок. Правда, включать новые элементы в программу уже на чемпионате Европы было слишком рисковано: новинки грозили поломать уже поставленную композицию, которая сама по себе еще не стала стабильной (пример тому - третье место чемпионов мира в январском финале «Гран-при» в Лионе). Впрочем, планы остались в силе. В конце концов, до чемпионата мира - почти два месяца. Проигрывать же фигуристы, как и прежде, не имеют права.
|