Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 2000 - Вена (Австрия)
В ОДИНОЧНОМ КАТАНИИ МЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ СИЛЬНЕЕ ВСЕХ,
А В ТАНЦАХ ВПЕРВЫЕ МОЖЕМ ОСТАТЬСЯ БЕЗ МЕДАЛИ
Барбара Фузар-Поли, Маурицио Маргальо
Фото из архива Елены Вайцеховской
Барбара Фузар-Поли и Маурицио Маргальо

10 февраля 2000

Год назад, когда Марина Анисина и Гвендаль Пейзера чуть было не нанесли поражение нашим лидерам, Татьяна Тарасова, успокаивая расстроенную серебром Марину, сказала: «Пройдет год - и вы возглавите танцы на много лет». Не знаю уж, что думала в тот момент тренер о шансах итальянцев Барбары Фузар-Поли и Маурицио Маргальо, которых она сначала консультировала, а чуть позже плотно взяла под свою опеку, но в Вене выяснилось, что заведомое, казалось бы, царствование французов отнюдь не безоблачно: после обязательных прокатов почти половина судей отдала предпочтение итальянцам. Анисина и Пейзера имели лучший результат, но промежуточная победа не была бесспорной.

Да и россияне, оккупировавшие третью ступень после обязательной польки, опустились на четвертую позицию, исполнив танго. Это говорило о том, что впервые за много лет Россия может остаться в этом виде программы вообще без медалей. Слишком солидным оказался прогресс в этом сезоне итальянской и литовской пар.

Несомненно, не на пользу нам пошла смена тренеров вышеупомянутыми фигуристами. Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас стали кататься под руководством Елены Чайковской. Лилия Ванагене - мама Повиласа - рассказала, что перед январским финалом «Гран-при» в Лионе они рассчитывали в лучшем случае на пятое место, а в итоге вошли в тройку благодаря блистательному прокату произвольной композиции, опровергнув старую истину о том, что произвольный танец в большинстве случаев уже ничего не меняет в расстановке соперников.

Видимо, судьи тоже сделали выводы и стали воспринимать дуэт как один из сильнейших с первого же его появления на венском льду.

Тренер немецких танцоров, а в прошлом - один из сильнейших в этом виде мастеров в СССР Ростислав Синицын, посмотрев первую часть соревнований, заметил: «Похоже, на Лобачеву и Авербуха довольно неожиданно свалилось бремя ответственности. Выступать, когда тебя прикрывают, всегда легче. Таким прикрытием были Крылова и Овсянников. Так что теперь ребятам нужно учиться быть лидерами».

Аналогичная проблема и у российского одиночника Александра Абта. Когда фигурист только начал появляться на взрослых внутренних соревнованиях, он сразу обратил на себя внимание прекрасными внешними данными, запоминающимися движениями на льду, хорошими постановками. Но все места в сборной тогда были заняты более опытными спортсменами, и пробиться в их компанию для Александра и его молодого тренера Рафаэла Арутюняна было нереально - и не только по спортивным причинам. Вот и получилось, что в возрасте, в котором большинство фигуристов такого уровня вовсю осваивают европейскую и мировую арены, Абт сидел в запасе. Два года назад он выступил на чемпионате Европы впервые в жизни и стал третьим. В команду Саша тогда попал почти случайно - заменил травмированного Илью Кулика. В этом сезоне также случайно - из-за неожиданной травмы Алексея Ягудина - получил возможность выступить в финале «Гран-при». И до сих пор неясно, хорошо это было или не очень, поскольку пришлось судорожно ломать подготовку, спланированную на совсем другие соревнования, а в перерывах между тренировками самостоятельно бегать во французское посольство, поскольку визы для поездки в Лион у Абта, естественно, не было. В Лионе Александр занял 4-е место. А во вторник в Вене после проката короткой программы остался пятым. Прокомментировал коротко: «Не мой день».

Собственно, катался Александр неплохо. Запомнился и программой, и легкими прыжками, однако небольшие сбои при безошибочном катании прочих претендентов на места в тройке и привели к такому результату. Несмотря на это, Абт упрямо сказал: «Меня интересует исключительно первое место. Просто пока не получается».

Право на главный титул оспаривали между собой два других представителя России - Алексей Ягудин и Евгений Плющенко. Оба включили в короткую программу прыжок в 4 оборота, хотя пока этот элемент не является обязательным для одиночников. Его можно вставить в программу, но можно обойтись и более простым. Другое дело, что при противостоянии двух равных по силам фигуристов значение имеет абсолютно все. Вплоть до того, кто как прыгал тройные и четверные на тренировках.

С четверным в короткой программе справились оба спортсмена. По сравнению со своим же катанием на декабрьском чемпионате России и в финале «Гран-при» Плющенко выглядел уставшим, что, конечно же, смазывало впечатление. В то же время бросалась в глаза предельная собранность Евгения.

Ягудин был сконцентрирован не менее. Короткая программа всегда является для спортсменов экстра-класса страшной нервотрепкой. Слишком велика ответственность. Смазал один элемент - и вполне можешь оказаться за пределами первой пятерки, а то и десятки. И никакое мастерство и везение в произвольной уже не помогут добраться до золота. Мужской европейский турнир можно даже назвать в какой-то степени несправедливым по отношению к двум российским лидерам. Посудите сами: наиболее ожесточенная борьба в парном катании ведется между Россией и Китаем, в танцах - между Францией и Канадой, в женском катании - между Россией и США. Другими словами, до мартовского чемпионата мира вполне можно позволить себе быть не в идеальной форме. А вот претенденты на высший титул у мужчин Ягудин и Плющенко вынуждены показывать максимально возможное качество катания уже к концу декабря. И бьются между собой не на жизнь, а на смерть на каждом турнире. Естественно, это оборачивается дополнительным стрессом для обоих при каждой встрече.

Во вторник многим показалось, что Ягудин более чем обычно зажат, слишком осторожничает на льду. Но даже при этом Алексей сохранял высокую скорость и точность в движениях. Как он признался после квалификации, сломанная рука по-прежнему беспокоит во время катания. Кстати, в Москве после того, как он получил травму, врачи даже настаивали на операции - хотели укрепить сломавшиеся косточки специальными шурупами. Ягудин отказался. Иначе он наверняка не сумел бы выступить в Вене.

Вчера в одиночном катании начали состязаться и женщины. В первой квалификационной группе лучший результат, несмотря на некоторые ошибки в прыжках, показала чемпионка мира и Европы Мария Бутырская. Ирина Слуцкая и Виктория Волчкова попали во вторую группу, причем Слуцкая - со вторым стартовым номером.

Не выступавшая год на крупных соревнованиях Ирина появилась перед публикой в этом сезоне совсем с другим катанием. Более изящным, уверенным, а главное - более мощным и стабильным. Она продемонстрировала его сначала на тренировках, а затем в квалификации. В последнем перед стартом тренировочном прокате замечательно выглядела и Волчкова. Похоже, события в основном турнире будут развиваться по прошлогоднему сценарию: если Бутырская, Слуцкая и Волчкова сумеют избежать серьезных ошибок, вряд ли кто из иностранных фигуристок сумеет вмешаться в борьбу за медали.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru