Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Фигурное катание - Чемпионат мира среди профессионалов 1999 - Вашингтон (США)
АМЕРИКАНЦЫ МНОГОГО НЕ ПОНЯЛИ,
НО БЫЛИ В ВОСТОРГЕ ОТ УРМАНОВА
Елена Леонова - Андрей Хвалько
Фото © Александр Вильф
на снимке Елена Леонова - Андрей Хвалько

14 декабря 1999     

Очередной, 27-й по счету профессиональный чемпионат мира собрал, как водится, уникальный состав участников. Трое олимпийских чемпионов разных лет (Брайан Бойтано, Алексей Урманов и Илья Кулик) в мужском одиночном катании, две чемпионки (Оксана Баюл и Тара Липински) в женском, чемпионский дуэт в парном катании (Оксана Казакова и Артур Дмитриев) и, наконец, двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов с вице-чемпионкой Игр и двукратной победительницей профессиональных чемпионатов Майей Усовой в танцах. Остальные участники были менее титулованы (например, 5-кратная чемпионка Европы Сюрия Бонали или вице-чемпионы Альбервилля в парном катании Елена Бечке - Денис Петров), но титулы никогда не давали в профессиональном катании особого преимущества.

Судите сами. Если придерживаться расхожего мнения, что недавние любители всегда сильнее ветеранов-профессионалов, победить в Вашингтоне должны были бы Казакова с Дмитриевым, Тара Липински, Усова с Платовым и Кулик или Урманов. Однако все оказалось далеко не так предсказуемо.

НЕОЖИДАННЫЕ ГЕРОИ

Наибольшим разочарованием для зрителей в короткой программе парного катания стало выступление чемпионов Нагано. Казакова и Дмитриев выглядели крайне неуверенно, хотя в начале своей композиции попытались исполнить редкий даже для любительского уровня выброс в 4 оборота. Этот чемпионат мира стал для них вторым в карьере (год назад фигуристы победили), но неудача, как ни странно, не сильно расстроила.

«Понимаете, - сказал Артур, - если бы мы задались целью стать первыми, то наверняка сумели бы это сделать. Но так получилось, что, поставив сразу две абсолютно новые программы, мы сами себя загнали в цейтнот. Во времена наших выступлений в любительском спорте начало сезона почти всегда складывалось неважно. Не стал исключением и этот год. Надеюсь, что к февральскому выступлению на Играх доброй воли, где впервые будут участвовать только профессионалы, все встанет на свои места.

Здесь же задача была одна - попробовать новый сложный выброс. Зачем? Ну, скажем, затем, чтобы любители не считали, будто из нас сыплется песок с нафталином. Выезжать на старом багаже просто скучно. Правда, получилось так, что выброс отнял у нас все силы. Когда мы его сделали, я просто забыл очередность следующих элементов, и пошла неразбериха. Но я очень рад победе Лены Леоновой и Андрея Хвалько. Им ведь гораздо тяжелее пробиваться и делать себе имя, не имея никаких серьезных титулов».

Судя по выражению лица Оксаны, она предпочла бы радоваться собственной победе. Но объективно сильнейшими в Вашингтоне были все же другие.

Елена Бечке и Денис Петров сражались за золото с Леоновой и Хвалько на равных. Обе пары демонстрировали множество уникальных по сложности и степени риска поддержек и других элементов. Разница в итоговых результатах оказалась минимальной - 0,3 (соревнования профессионалов оценивают 7 арбитров по 10-балльной системе) в пользу Леоновой и Хвалько. Скорее всего, сыграло роль то, что мотивация Лены и Андрея оказалась чуточку выше. В любительском спорте фигуристы выступали с другими партнерами и никогда не добивались серьезных успехов. Потом катались в ледовом театре Татьяны Тарасовой «Все звезды». Когда он распался, остались в США, подписав контракт с известным, хотя и не очень престижным, диснеевским шоу, в то время как Бечке и Петров постоянно выступали в знаменитом Stars on Ice в компании таких звезд прошлых лет, как Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, Скотт Хэмилтон, Курт Браунинг. Для них чемпионат в Вашингтоне стал шестым, а Леонову и Хвалько пригласили на него лишь в третий раз. Однако обе пары, судя по всему, успели понять, что успех на профессиональном льду зависит не столько от былых заслуг, сколько от того, как и сколько ты работаешь на тренировках. Слаженность выгодно отличала эти дуэты от двух других. И результат оказался абсолютно справедливым.

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОЙ ДОЧЕРИ

Если бы чемпионка мира 1981 года Дениз Бильманн предпочла профессиональной карьере семейную жизнь, ее дети вполне могли быть старше олимпийской чемпионки Нагано и главной соперницы Бильманн в Вашингтоне Тары Липински. 11 декабря швейцарка отметила свое 37-летие, Таре же в этом году исполнилось 17. Переход юной фигуристки в стан профессионалов был воспринят неоднозначно даже в США. Мол, слишком рано талантливая девчушка оставила большой лед. Мнение фигуристов-участников было прямо противоположным. В конце концов за пару последних лет Липински обзавелась всеми возможными титулами. Профессиональный спорт привлек ее возможностью избавиться от имиджа наивного ребенка, которому посчастливилось выиграть главный приз. Несмотря на привычную миниатюрность, катание американки стало за два года профессиональной практики по-настоящему зрелым и предельно артистичным. Подтверждение тому - две максимальные оценки за выразительность, чего больше в Вашингтоне не удалось добиться никому. Безупречные тройные прыжки дали американке неоспоримое преимущество в технике (другая признанная мастерица тройных - Сюрия Бонали явно уступала Таре в умении скользить, что было бедой француженки и в любительском спорте). Бильманн же выстрадала свое серебро фанатичной работой. Как призналась сама спортсменка, в ее жизни по-прежнему ежедневные, порой двухразовые, тренировки на первом месте, и лишь потом идет все остальное.

Особое внимание зрителей привлекло, однако, не столько противостояние лидеров, сколько очередное появление на льду чемпионки Лиллехаммера Оксаны Баюл. Несколько месяцев назад Оксана в очередной раз сменила тренера и американское местожительство. Из Нью-Арка, где фигуристка тренировалась в группе Натальи Линичук, она уехала в Ричмонд к своему первому педагогу Валентину Николаеву. Похудела, улучшила прыжки, вернулась к произвольной «арабской» программе 3-летней давности, которую прекратила было показывать, поскольку не справлялась с темпом и техническими задумками. Николаев, приехавший в Вашингтон всего на сутки, был доволен, несмотря на то что в общем зачете Баюл осталась четвертой из 5 участниц. До этого на двух чемпионатах подряд Оксана была последней без всяких шансов на более высокий результат. Сейчас же в ее катании наметился явный прогресс. К тому же в отличие от прошлых лет, когда чемпионат мира оставался для фигуристов единственным по-настоящему крупным стартом сезона, профессионалы гораздо серьезнее настраиваются на февральское выступление в Лейк-Плэсиде на Играх доброй воли. И Баюл в том числе.

ДУЭЛЬ

Танцевальный турнир стал дуэлью почти в прямом смысле слова - в Вашингтоне выступали всего две пары: Майя Усова - Евгений Платов и американцы Элизабет Пунсалан - Джерод Суоллоу. Танцы в Америке непопулярны. Не случайно в программах многих профессиональных турниров они отсутствуют. Год назад Усова и Платов стали чемпионами, обыграв не только американский дуэт, но и своих прежних партнеров Пашу Грищук и Александра Жулина. Победа Пунсалан и Суоллоу в Вашингтоне несказанно обрадовала их тренера Игоря Шпильбанда и заметно расстроила тренера российских фигуристов Татьяну Тарасову. Были ли американцы действительно сильнее? В танцах на этот вопрос ответить всегда непросто. Скорее силы были равны, хотя периодически бросалось в глаза то, что Майе и Жене при прекрасных постановках не хватало скорости. Не исключено, кстати, что судьи негласно решили отдать победу хозяевам. В конце концов количество российских фигуристов в Вашингтоне оказалось слитком большим, и нужно было хоть как-то соблюсти национальные интересы организаторов и болельщиков.

Алексей Урманов
Фото © Александр Вильф
на снимке Алексей Урманов

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ДЕБЮТ

Шансы Урманова в Вашингтоне до начала чемпионата расценивались американскими журналистами как незначительные. Коллег, впрочем, было несложно понять. Еще во времена любительских выступлений Урманов столкнулся с тем, что, участвуя в показательном Type Тома Коллинза, он встречает довольно прохладный прием публики. Склонность Алексея к классике преподносилась местной прессой как неумение кататься в каком-либо ином стиле.

Техническую программу Урманов уверенно выиграл, тем более что любимцы публики Бойтано, Галиндо и Кулик откатались откровенно халтурно с большим количеством ошибок. Но настоящий шок поджидал зрителей и прессу в субботу - в произвольной программе. Сначала - от долгожданного появления Кулика. С тех пор как фигурист покинул любительский спорт после Игр в Нагано, он не выступал ни в одном турнире, участвовал лишь в показательных Турах Коллинза и ледовом шоу Stars on Ice .

Олимпийский чемпион разочаровал многих. Причем не только частыми помарками в прыжках, но даже костюмами, которых, собственно, не было. Серо-голубая майка и брюки, в которых Илья катал короткую программу, вызвали легкую иронию у коллег-фигуристов, не привыкших экономить на одеяниях, камуфляжная же майка и брюки армейского образца выглядели откровенным неуважением к публике.

Справедливости ради стоит сказать, что программы Кулика не требовали каких-то изысков в одежде. Они были очень интересны с точки зрения замысла, особенно произвольный номер с бейсболкой, поставленный Кулику Кристофером Дином. Однако слишком некачественное для уровня чемпионата мира исполнение лишь подтвердило старую истину: на лед можно выходить в чем угодно и в любом образе, если катаешься безупречно. В противном случае неудачным кажется все.

Но настоящее потрясение ждало публику в заключительном прокате Урманова. Алексей вышел на лед в ярком, подчеркнуто театральном костюме, укутанный в огромный алый плащ (те, кто присутствовал на недавних проводах олимпийского чемпиона из любительского спорта в Санкт-Петербурге, уже видели этот номер). А затем под музыку Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак оперы» на льду началось настоящее шоу одного актера - с фокусами, которые фигурист проделывал на огромной скорости, множеством подсобного реквизита, то возникавшего, то исчезавшего в деталях костюма, и, что немаловажно, с великолепными тройными прыжками и идеальной техникой прочих элементов.

- Я долго думал, какой должна быть артистическая программа, - рассказывал после выступления Алексей. - Владеть залом за счет личного обаяния и пластики умеют многие. Нужно было сделать что-то иное, дабы не повторять то, что в профессиональном спорте эксплуатируется немало лет. Так и родилась программа. Поставил ее мой постоянный постановщик Эдвальд Смирнов, он помогал делать обе олимпийские программы, «Лебединое озеро». Этот номер безумно сложен. Во-первых, 5-метровый плащ не так прост в обращении - нужно следить за тем, чтобы он не запутался, не зацепился за что-нибудь. Во-вторых, фокусы с тростью, которая то превращается в ленту, то возникает снова, хоть и просты с точки зрения иллюзиониста, но тоже отвлекают внимание. По замыслу в конце программы я подхватываю из рук кого-то из сидящих в первом ряду - обычно это мама - полутораметровый горящий факел и заключительный тройной прыжок делаю с ним в руке. В Вашингтоне, правда, пришлось заменить факел букетом цветов. Я не рискнул оставить программу в прежнем виде - не знал, как отреагируют организаторы. Вдруг решили бы, что я стадион хочу сжечь - пламя-то получается немаленькое.

Сначала, кстати, планировалось, что в моей шляпе будут закреплены специальные трубки для фейерверка. Но на одной из тренировок искры попали на перья, и шляпа вспыхнула. Я же из-за громкой музыки не услышал криков и продолжал кататься с горящей головой. Успели потушить. Тяжело было еще оттого, что на всех тренировках в течение полутора месяцев я был вынужден кататься в костюме, чтобы выступать было более привычно. Ткань почти не пропускает воздуха, очень жарко, стирать же костюм каждый раз просто невозможно - он испортится. Но искусство требует жертв.

- Многие американские журналисты не поняли идею программы.

- Они прежде всего пытаются найти аналогии с «Призраком». А опера ни при чем. Мне просто понравилась музыка. Вообще-то я стараюсь передать образ графа Калиостро - мага, человека-загадки. Но объяснять это американцам бесполезно. Я не знаю, как по-английски «граф», они же понятия не имеют, кто такой Калиостро…

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru