СМОЖЕТ ЛИ КАНАДЕЦ БРОСИТЬ ВЫЗОВ РУССКИМ? |
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Элвис Стойко |
25 марта 1999
Турнир фигуристов-одиночников приближается к развязке.
Среди фаворитов - россияне, соперником которых выступает канадец
Элвис Стойко.
Во Дворце Hartwall Arena все было готово к розыгрышу
первого комплекта наград. За исключением одной незначительной детали:
площадь перед роскошным Ледовым дворцом спорта здорово украсил бы
забетонированный пустой стул с ценником. Не помню, чтобы на протяжении
последних десяти лет в какой-нибудь стране во время состязаний мужчин-одиночников
пустовали трибуны. В Хельсинки это случилось.
Трудно сказать, о
чем думали организаторы, закладывая в расходно-доходные документы
стоимость билетов. Но в итоге самые лучшие места в зале - в нижнем
ярусе вдоль длинных сторон катка - оценивались в 450 финских марок
(приблизительно 80 долларов), места вдоль виражей и с торцов шли
по 320, и лишь галерка, смотреть с которой фигурное катание - все
равно что футбол в Лужниках с Останкинской башни, была доступна
желающим за четверть основной цены.
Предлагались, правда, абонементы
со скидкой на все дни турнира, и тем не менее (если учесть, что
в любой цивилизованной стране фигурное катание - семейный вид спорта)
культпоход на каток превращался для среднестатистической семьи в
недосягаемое удовольствие.
В результате телеоператоры получили «служебное»
распоряжение пореже разворачивать камеры в сторону трибун, чтобы
не дискредитировать вид спорта в глазах телезрителей.
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО
ПРЫЖОК
Соревнования же, как всегда, стоили того, чтобы
увидеть их живьем. Год назад Международный союз конькобежцев принял
правило, позволяющее мужчинам включать в короткую программу прыжки
в четыре оборота. Произошло это благодаря канадцу Элвису Стойко,
который одним из первых начал стабильно исполнять каскады 3+4. Тогда,
правда, казалось, что четверной прыжок в коротком прокате - излишнее
пижонство. Зачем, когда и без того сложно безошибочно выполнить
восемь заданных комбинаций? Ответ очевиден: на равных или почти
на равных в мужском катании сейчас соревнуются более десятка фигуристов.
Но даже при безошибочном исполнении кто-то становится первым, а
кто-то - десятым. Шансы же на золото после короткой программы сохраняют
и вовсе четыре, от силы пять спортсменов. Значит, короткая программа
приобретает совершенно иное значение, становится едва ли не важнее
произвольной. И до зарезу надо иметь в запасе «изюминку»,
способную в решающий момент склонить судей на свою сторону.
Почему именно четверной? Да потому, что прыжок
в фигурном катании давно перестал быть рядовым элементом. Его Величество
Прыжок определяет все. Недаром Алексей Мишин - один из наиболее
умудренных корифеев одиночного катания - в одном из интервью категорично
заметил: «Все имеет свою цену - дорожки, вращения. Но прыжок
стоит намного дороже. Если ты не прыгнул, все остальное теряет смысл.
И нельзя это не учитывать».
Впрочем, так было всегда и не только у мужчин.
Тройные прыжки в свое время совершили революцию в женском катании.
Первой на официальных соревнованиях прыгнула тройной сальхов (с
некрасивым, длинным, через весь каток разбегом по прямой) немка
Соня Моргенштерн - и вошла в историю не только как чемпионка Европы.
В то же самое время в Москве у Эдуарда Плинера сразу два тройных
- сальхов и тулуп (и оба - в каскадах) исполняла Людмила Баконина,
но, как вспоминал тренер, в 1974-м, когда Людмила, выиграв турнир
в Канаде, вовсю готовилась к мировому чемпионату, нашлись доброжелатели,
убедившие спортивное руководство, что у Бакониной антисоветская
музыка: Jesus Christ Superstar - в короткой программе и «дьявольские»
вариации из «Фауста» - в произвольной. Обе программы пришлось
поменять за три дня, и, естественно, ни к чему хорошему с точки
зрения результата это не привело. При этом Плинер до сих пор убежден
в том, что прорези в барьерах для телекамер по углам катка в мюнхенском
Дворце спорта появились тогда, в 1974-м, чтобы тройные прыжки Бакониной
полностью попадали в объектив.
Прошло не так уж много времени, и настоящую революцию в женском
катании совершил в Америке выдающийся, ныне покойный тренер Карло
Фасси. Тройные начали прыгать все его ученицы - и надолго захватили
лидерство в мировом фигурном рейтинге.
О ПОЛЬЗЕ ИНСТРУКЦИЙ
Но вернемся к мужчинам. Четверные прыжки, судя
по тренировкам, в короткой программе собирались делать всего три
спортсмена - китаец Гуо Чженсинь, японец Такеши Хонда и экс-чемпион
мира канадец Элвис Стойко. Россияне ограничились стандартным набором
(двумя одиночными тройными и каскадом 3,5+3). Если бы все прошло
так, как задумывалось, тройка лидеров, скорее всего, оказалась бы
целиком российской. Но сначала чуть смазал каскад чемпион мира Алексей
Ягудин, а затем Алексей Урманов сделал каскад 3,5+2. Недокрученный
второй прыжок обошелся олимпийскому чемпиону дорого: он занял общее
пятое место, предельно осложнив себе дальнейшую борьбу. Наиболее
чисто сумел выступить Евгений Плющенко: оценки 5,8 - 5,9 вывели
его на первое место. Сдвинуть фигуриста мог лишь Стойко, но четверной
- с приземлением на две ноги - засчитан не был, и канадец оказался
третьим.
На этом фоне довольно неожиданным выглядел прорыв
в лидеры американца Майкла Вайсса, не обладающего, кроме мощных
прыжков, никакими выдающимися качествами. В таком же стиле, кстати,
выступал и второй американский фигурист - Тимоти Гейбл. По мнению
Плинера (а тренер живет и работает в США уже много лет), мужское
катание в Америке - продукт типично американского менталитета. «В
США даже при покупке обычной столовой ложки вам обязательно дадут
инструкцию, в которой будет подробнейшим образом написано, что ложка
состоит из черенка и емкости, погружая которую в жидкость, нужно
зачерпнуть содержимое и аккуратно поместить в отверстие на лице,
именуемое ртом, - говорил тренер. - Это не идиотизм. Просто любой
американский производитель знает: если клиент случайно попадет ложкой
в глаз, то отсутствие инструкции может служить поводом для судебного
иска. По инструкциям живет вся Америка. Когда Тодд Элдридж стал
чемпионом мира, его стиль катания тоже расценили как своего рода
инструкцию: прежде всего нужно прыгать. Пластика, выразительность
и элегантность глупости, придуманные русскими».
Что ж, в какой-то мере оправдан и такой подход.
И все же умение прыгать четверные - не панацея. Во всяком случае,
знаменитый в середине 50-х американский фигурист пятикратный чемпион
мира Дик Баттон, приехавший на чемпионат в Хельсинки в качестве
телекомментатора NBC, сказал: «При равной сложности и исполнении
прыжков бороться с русскими в произвольной программе не сможет никто.
В том числе и Стойко».
ЖЕЛЕЗНАЯ КВАН
ПРОТИВ НЕЖНЫХ РУССКИХ
Главной героиней у журналистов была, естественно,
чемпионка мира Мишель Кван. В начале сезона американка официально
заявила, что этот год пропускает. Соперницы воспрянули духом и особенно
- Мария Бутырская, на которую Кван почему-то всегда действовала
как удав на кролика. Впрочем, на остальных точно так же. Однако
Кван недолго позволила радоваться прочим соискательницам мировой
славы: вскоре она изменила решение и заявилась было на один из этапов
«Гран-при», но получила решительный отказ ИСУ: мол, раньше
надо было думать и присылать заявку. Кван не отчаялась - выиграла
чемпионат США и была включена в национальную команду.
Что и говорить, пришествие американки нанесло сильный
моральный ущерб всем остальным. Еще один, кстати, парадокс: в отличие,
скажем, от китаянки Лю Чен, привнесшей в фигурное катание уникальную
восточную пластику, музыкальность и обаяние зрелой женщины, Кван
всегда была вторична. Поэтому в 1995 году в Бирмингеме она, собственно,
и проиграла китаянке чемпионат мира, хотя в такой великолепной форме,
как тогда, американке бывать больше не приходилось. Даже Тара Липински
- малышка без признаков пола, коей она была на Играх в Нагано, -
оставила о себе память в виде уникальных по сложности прыжковых
каскадов с тройным риттбергером (для несведущих поясню: при исполнении
тулупа в качестве второго прыжка спортсмен меняет ногу и соответственно
усиливает мощность отталкивания, а риттбергер выполняется с той
же ноги, на которую фигурист приземляется после первого каскадного
прыжка).
Если сравнить произвольные программы Кван, которые она делала на
протяжении последних пяти лет, можно заметить и такой нюанс: все
элементы, их расположение на льду и стиль катания в целом остаются
прежними. Меняется лишь музыка. Есть и еще один минус. Перефразируя
известный армейский анекдот, можно сказать, что прыгает Мишель примерно
так, как летают крокодилы. То есть «нызенько-нызенько».
Зато (и этот плюс перекрывает многое) - в высшей степени стабильно,
что для одиночного женского катания - принципиальная редкость. Отсюда
- журналистские эпитеты: «железная», «несокрушимая»,
одним словом - девочка-которую-невозможно-победить.
Почему этот имидж американки таким гнетом лег на
сознание россиянок - для меня загадка. Побеждали же другие? Да и
прыжки посложнее и получше и у Марии Бутырской, и у Юлии Солдатовой,
и у Виктории Волчковой. Вот только - в отличие от Кван - все три
могут в сложной ситуации дрогнуть.
Это и произошло в квалификационном прокате. В первой
группе Волчкова начала с «бабочки», потом сорвала тройной
риттбергер, смазала каскад, сорвала тулуп, но успела его повторить
- и в итоге ушла со льда, оставив какое-то невразумительное впечатление.
Кван выступала последней - и вчистую обошла всех с оценками за технику
5,7-5,8. Француженка Ванесса Гусмероли показала второй результат,
опередив Волчкову.
Во второй группе Солдатова замечательно откатала
две трети программы, перепрыгав Кван по сложности, а потом вдруг
сделала одиночные лутц и сальхов вместо тройных. Ошибались и в этом
«заезде» все без исключения. Даже Татьяна Малинина из
Узбекистана, которая выиграла до чемпионата мира четыре крупных
турнира подряд (и финал «Гран-при» в том числе). Солдатову
она тем не менее обошла. Выступавшая в самом конце группы двукратная
чемпионка Европы Мария Бутырская тоже не справилась с нервами. Она
упала в «разножку» при исполнении тройного сальхова, но,
к счастью, это была единственная крупная ошибка, которая не помешала
фигуристке возглавить список участниц. Состязаться в короткой программе
она начнет на равных с Кван.
|