Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 1999 - Хельсинки (Финляндия)
СМОЖЕТ ЛИ КАНАДЕЦ БРОСИТЬ ВЫЗОВ РУССКИМ?
Элвис Стойко
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Элвис Стойко

25 марта 1999

Турнир фигуристов-одиночников приближается к развязке. Среди фаворитов - россияне, соперником которых выступает канадец Элвис Стойко.

Во Дворце Hartwall Arena все было готово к розыгрышу первого комплекта наград. За исключением одной незначительной детали: площадь перед роскошным Ледовым дворцом спорта здорово украсил бы забетонированный пустой стул с ценником. Не помню, чтобы на протяжении последних десяти лет в какой-нибудь стране во время состязаний мужчин-одиночников пустовали трибуны. В Хельсинки это случилось.

Трудно сказать, о чем думали организаторы, закладывая в расходно-доходные документы стоимость билетов. Но в итоге самые лучшие места в зале - в нижнем ярусе вдоль длинных сторон катка - оценивались в 450 финских марок (приблизительно 80 долларов), места вдоль виражей и с торцов шли по 320, и лишь галерка, смотреть с которой фигурное катание - все равно что футбол в Лужниках с Останкинской башни, была доступна желающим за четверть основной цены.

Предлагались, правда, абонементы со скидкой на все дни турнира, и тем не менее (если учесть, что в любой цивилизованной стране фигурное катание - семейный вид спорта) культпоход на каток превращался для среднестатистической семьи в недосягаемое удовольствие.

В результате телеоператоры получили «служебное» распоряжение пореже разворачивать камеры в сторону трибун, чтобы не дискредитировать вид спорта в глазах телезрителей.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ПРЫЖОК

Соревнования же, как всегда, стоили того, чтобы увидеть их живьем. Год назад Международный союз конькобежцев принял правило, позволяющее мужчинам включать в короткую программу прыжки в четыре оборота. Произошло это благодаря канадцу Элвису Стойко, который одним из первых начал стабильно исполнять каскады 3+4. Тогда, правда, казалось, что четверной прыжок в коротком прокате - излишнее пижонство. Зачем, когда и без того сложно безошибочно выполнить восемь заданных комбинаций? Ответ очевиден: на равных или почти на равных в мужском катании сейчас соревнуются более десятка фигуристов. Но даже при безошибочном исполнении кто-то становится первым, а кто-то - десятым. Шансы же на золото после короткой программы сохраняют и вовсе четыре, от силы пять спортсменов. Значит, короткая программа приобретает совершенно иное значение, становится едва ли не важнее произвольной. И до зарезу надо иметь в запасе «изюминку», способную в решающий момент склонить судей на свою сторону.

Почему именно четверной? Да потому, что прыжок в фигурном катании давно перестал быть рядовым элементом. Его Величество Прыжок определяет все. Недаром Алексей Мишин - один из наиболее умудренных корифеев одиночного катания - в одном из интервью категорично заметил: «Все имеет свою цену - дорожки, вращения. Но прыжок стоит намного дороже. Если ты не прыгнул, все остальное теряет смысл. И нельзя это не учитывать».

Впрочем, так было всегда и не только у мужчин. Тройные прыжки в свое время совершили революцию в женском катании. Первой на официальных соревнованиях прыгнула тройной сальхов (с некрасивым, длинным, через весь каток разбегом по прямой) немка Соня Моргенштерн - и вошла в историю не только как чемпионка Европы. В то же самое время в Москве у Эдуарда Плинера сразу два тройных - сальхов и тулуп (и оба - в каскадах) исполняла Людмила Баконина, но, как вспоминал тренер, в 1974-м, когда Людмила, выиграв турнир в Канаде, вовсю готовилась к мировому чемпионату, нашлись доброжелатели, убедившие спортивное руководство, что у Бакониной антисоветская музыка: Jesus Christ Superstar - в короткой программе и «дьявольские» вариации из «Фауста» - в произвольной. Обе программы пришлось поменять за три дня, и, естественно, ни к чему хорошему с точки зрения результата это не привело. При этом Плинер до сих пор убежден в том, что прорези в барьерах для телекамер по углам катка в мюнхенском Дворце спорта появились тогда, в 1974-м, чтобы тройные прыжки Бакониной полностью попадали в объектив.
Прошло не так уж много времени, и настоящую революцию в женском катании совершил в Америке выдающийся, ныне покойный тренер Карло Фасси. Тройные начали прыгать все его ученицы - и надолго захватили лидерство в мировом фигурном рейтинге.

О ПОЛЬЗЕ ИНСТРУКЦИЙ

Но вернемся к мужчинам. Четверные прыжки, судя по тренировкам, в короткой программе собирались делать всего три спортсмена - китаец Гуо Чженсинь, японец Такеши Хонда и экс-чемпион мира канадец Элвис Стойко. Россияне ограничились стандартным набором (двумя одиночными тройными и каскадом 3,5+3). Если бы все прошло так, как задумывалось, тройка лидеров, скорее всего, оказалась бы целиком российской. Но сначала чуть смазал каскад чемпион мира Алексей Ягудин, а затем Алексей Урманов сделал каскад 3,5+2. Недокрученный второй прыжок обошелся олимпийскому чемпиону дорого: он занял общее пятое место, предельно осложнив себе дальнейшую борьбу. Наиболее чисто сумел выступить Евгений Плющенко: оценки 5,8 - 5,9 вывели его на первое место. Сдвинуть фигуриста мог лишь Стойко, но четверной - с приземлением на две ноги - засчитан не был, и канадец оказался третьим.

На этом фоне довольно неожиданным выглядел прорыв в лидеры американца Майкла Вайсса, не обладающего, кроме мощных прыжков, никакими выдающимися качествами. В таком же стиле, кстати, выступал и второй американский фигурист - Тимоти Гейбл. По мнению Плинера (а тренер живет и работает в США уже много лет), мужское катание в Америке - продукт типично американского менталитета. «В США даже при покупке обычной столовой ложки вам обязательно дадут инструкцию, в которой будет подробнейшим образом написано, что ложка состоит из черенка и емкости, погружая которую в жидкость, нужно зачерпнуть содержимое и аккуратно поместить в отверстие на лице, именуемое ртом, - говорил тренер. - Это не идиотизм. Просто любой американский производитель знает: если клиент случайно попадет ложкой в глаз, то отсутствие инструкции может служить поводом для судебного иска. По инструкциям живет вся Америка. Когда Тодд Элдридж стал чемпионом мира, его стиль катания тоже расценили как своего рода инструкцию: прежде всего нужно прыгать. Пластика, выразительность и элегантность глупости, придуманные русскими».

Что ж, в какой-то мере оправдан и такой подход. И все же умение прыгать четверные - не панацея. Во всяком случае, знаменитый в середине 50-х американский фигурист пятикратный чемпион мира Дик Баттон, приехавший на чемпионат в Хельсинки в качестве телекомментатора NBC, сказал: «При равной сложности и исполнении прыжков бороться с русскими в произвольной программе не сможет никто. В том числе и Стойко».

ЖЕЛЕЗНАЯ КВАН ПРОТИВ НЕЖНЫХ РУССКИХ

Главной героиней у журналистов была, естественно, чемпионка мира Мишель Кван. В начале сезона американка официально заявила, что этот год пропускает. Соперницы воспрянули духом и особенно - Мария Бутырская, на которую Кван почему-то всегда действовала как удав на кролика. Впрочем, на остальных точно так же. Однако Кван недолго позволила радоваться прочим соискательницам мировой славы: вскоре она изменила решение и заявилась было на один из этапов «Гран-при», но получила решительный отказ ИСУ: мол, раньше надо было думать и присылать заявку. Кван не отчаялась - выиграла чемпионат США и была включена в национальную команду.

Что и говорить, пришествие американки нанесло сильный моральный ущерб всем остальным. Еще один, кстати, парадокс: в отличие, скажем, от китаянки Лю Чен, привнесшей в фигурное катание уникальную восточную пластику, музыкальность и обаяние зрелой женщины, Кван всегда была вторична. Поэтому в 1995 году в Бирмингеме она, собственно, и проиграла китаянке чемпионат мира, хотя в такой великолепной форме, как тогда, американке бывать больше не приходилось. Даже Тара Липински - малышка без признаков пола, коей она была на Играх в Нагано, - оставила о себе память в виде уникальных по сложности прыжковых каскадов с тройным риттбергером (для несведущих поясню: при исполнении тулупа в качестве второго прыжка спортсмен меняет ногу и соответственно усиливает мощность отталкивания, а риттбергер выполняется с той же ноги, на которую фигурист приземляется после первого каскадного прыжка).

Если сравнить произвольные программы Кван, которые она делала на протяжении последних пяти лет, можно заметить и такой нюанс: все элементы, их расположение на льду и стиль катания в целом остаются прежними. Меняется лишь музыка. Есть и еще один минус. Перефразируя известный армейский анекдот, можно сказать, что прыгает Мишель примерно так, как летают крокодилы. То есть «нызенько-нызенько». Зато (и этот плюс перекрывает многое) - в высшей степени стабильно, что для одиночного женского катания - принципиальная редкость. Отсюда - журналистские эпитеты: «железная», «несокрушимая», одним словом - девочка-которую-невозможно-победить.

Почему этот имидж американки таким гнетом лег на сознание россиянок - для меня загадка. Побеждали же другие? Да и прыжки посложнее и получше и у Марии Бутырской, и у Юлии Солдатовой, и у Виктории Волчковой. Вот только - в отличие от Кван - все три могут в сложной ситуации дрогнуть.

Это и произошло в квалификационном прокате. В первой группе Волчкова начала с «бабочки», потом сорвала тройной риттбергер, смазала каскад, сорвала тулуп, но успела его повторить - и в итоге ушла со льда, оставив какое-то невразумительное впечатление. Кван выступала последней - и вчистую обошла всех с оценками за технику 5,7-5,8. Француженка Ванесса Гусмероли показала второй результат, опередив Волчкову.

Во второй группе Солдатова замечательно откатала две трети программы, перепрыгав Кван по сложности, а потом вдруг сделала одиночные лутц и сальхов вместо тройных. Ошибались и в этом «заезде» все без исключения. Даже Татьяна Малинина из Узбекистана, которая выиграла до чемпионата мира четыре крупных турнира подряд (и финал «Гран-при» в том числе). Солдатову она тем не менее обошла. Выступавшая в самом конце группы двукратная чемпионка Европы Мария Бутырская тоже не справилась с нервами. Она упала в «разножку» при исполнении тройного сальхова, но, к счастью, это была единственная крупная ошибка, которая не помешала фигуристке возглавить список участниц. Состязаться в короткой программе она начнет на равных с Кван.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru