Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 1999 - Хельсинки (Финляндия)
К НАШИМ ДЕБЮТАНТАМ ОТНЕСЛИСЬ СУРОВО
Сюэ Шень - Чжао Хонбо
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Шень Сюэ - Чжао Хунбо

24 марта 1999

Чемпионы мира Елена Бережная и Антон Сихарулидзе возглавили борьбу за медали после исполнения короткой программы и, казалось бы, сняли все вопросы относительно того, кто на сегодняшний день диктует правила игры в парном катании. Однако расстановка тех, кто расположился следом, говорила и о другом: о том, что ситуация в этом виде программы изменилась и, увы, не в пользу России.

Чемпионы Европы Мария Петрова и Алексей Тихонов не сделали ни единой ошибки, но их результат был 5-м. Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин прокатались и вовсе идеально. Более того, их композиция была сложнее, чем у Петровой-Тихонова за счет тройного выброса риттбергер (соперники исполняли сальхов, что в фигурном катании относится к более простому разряду). Но к дебютантам отнеслись сурово: 7-е место, и как следствие - почти полное отсутствие шансов бороться за медали.

Тройку преследователей лидеров составили победители недавнего финала «Гран-при» китайцы Шень Сюэ - Чжао Хунбо, серебряные призеры чемпионата Европы Дорота Загорска - Мариуш Сьюдек из Польши и канадцы Кристи Сарджент - Крис Уирц, к программе которых сильно приложила руку хореограф Марина Зуева. Кстати, у нее в Канаде и США сложилась устойчивая репутация одного из лучших специалистов по постановке программ.

Если бы китайские фигуристы не испортили один из восьми обязательных элементов (в выбросе партнерша коснулась льда сразу двумя руками), они несомненно получили бы высшие оценки. Но речь о другом: катание Шень Сюэ и Чжао Хунбо неуловимо напоминало лучшие образцы школы Станислава Жука. В частности, они были единственными из участников, выполнившими подкрутку в два оборота так, как в идеале и должен выглядеть этот элемент: с высоким выбросом, зависанием партнерши с раскинутыми в стороны руками, мгновенным закручиванием во вращение и предельно четким раскрытием в воздухе.

Собственно, этот момент соревнований и заставил вспомнить все то, чем щедро насыщал программы своих фигуристов покойный Мастер: затейливые дорожки шагов, поддержки со множеством вариаций в воздухе, сумасшедшие по скорости и длительности, абсолютно слаженные вращения. Про тодесы я уже не говорю: когда Катя Гордеева, Марина Черкасова или Марина Пестова приступали к выполнению этого элемента, на льду начинался спектакль в спектакле. Куда все ушло? Почему ни один из учеников Жука, став тренером, так и не сумел воплотить на льду ничего подобного? Ни Ирина Роднина, знавшая методику, надо думать, досконально, ни Станислав Леонович, начинавший тренерскую карьеру еще во времена катания Гордеевой и Гринькова, ни Владимир Захаров, проработавший бок о бок с Жуком не один десяток лет Потому что делать подобное мог только Жук? Или потому что на него постоянно подспудно действовало негласное соперничество с сильнейшей и концептуально иной питерской школой?

В свое время появлению в прыжках в воду китайцев, которые впервые прислали команду на Универсиаду 1979 года в Мехико и выиграли все, что только было возможно, предшествовали десанты видеооператоров этой страны на все крупнейшие соревнования. Трудно сказать, сколько лет или даже десятилетий длилась исследовательская работа. Но практический результат был феноменален: в Китае удалось создать свой собственный стиль, соединив в нем наиболее рациональную технику сильнейших прыгунов Европы и США. По той же причине все спортсмены казались одинаковыми и, следовательно, безликими. Но главное - они были абсолютно безошибочны. Программы же поражали сложностью. Вдобавок к этому благодаря природной резкости и легкости все без исключения китайцы стремительно вращались в воздухе. Когда на их фоне появилась личность с ярко выраженной индивидуальностью - Гао Минь, оказалось, что бороться с ней невозможно даже теоретически. Это и пришлось зафиксировать на двух Олимпийских играх подряд.

Произойдет ли нечто подобное в фигурном катании? Сейчас о таком говорить рано и, наверное, неоправданно. Да и чемпионат мира не завершен. Но через год в Брисбене Китай получает право привезти на чемпионат уже три спортивные пары. Значит, и развитие фигурного катания в стране пойдет совершенно иными темпами (в национальном чемпионате этого года участвовало всего 5 дуэтов).
Существует еще один настораживающий факт: в группе прекрасного специалиста Тамары Москвиной после ухода из любительского катания олимпийских чемпионов Оксаны Казаковой и Артура Дмитриева чемпионам мира стало не с кем конкурировать. Очевидцы рассказывали, что перед Играми в Нагано тренеру приходилось даже разводить на льду свои пары - настолько обостренным было соперничество двух равнозначных по силе дуэтов. В Хельсинки же Лена неожиданно сказала: «Знаете, мы скучаем по Артуру и Оксане. В тренировках нам явно их не хватает. Правда, есть другие соперники».

Другие - это Петрова - Тихонов и Тотьмянина - Маринин. Может быть, еще чемпионы США Киоко Ина - Джон Циммерман, с которыми работает Москвина, когда ее группа приезжает тренироваться в Америку (согласно подписанному тренером контракту, со следующего сезона она должна будет проводить в этой стране большую его часть). Однако есть одно «но»: Бережная и Сихарулидзе сумели подняться на уровень олимпийского золота (хоть и не получили его) во многом благодаря трудно достижимому, но постоянному ориентиру в лице Казаковой и Дмитриева. Сейчас же чемпионы мира сами оказались в роли дичи для многих других. И увы, перечисленным выше спортсменам это соперничество дает неизмеримо больше.

Нечто подобное произошло, кстати, и с олимпийским чемпионом Алексеем Урмановым. Он очень хорошо исполнил произвольную программу на вариации танго. Алексей Мишин сказал даже, что именно в таком катании - предельно артистичном и безупречном технически - он видит будущее фигурного катания на много лет вперед. Вот только в сложности Урманов уступил и Евгению Плющенко, и Алексею Ягудину. Что поделаешь, если прыжок в четыре оборота, который Урманов более десяти лет назад первым из одиночников удачно сделал в соревнованиях, стал для него сегодняшнего камнем преткновения? А для более юных - нормой. И никакая выразительность не дает превосходства, когда дело доходит до выставления оценок. Только четверной (точнее, его отсутствие) стал причиной того, что Урманов начнет борьбу в короткой программе, уже уступая главным соперникам в результате.

Почти одновременно с парниками в борьбу вступили и танцевальные пары. Неожиданностей оказалось сразу две: литовцы Маргарита Дробязко Повилас Ванагас обошли с первого же обязательного танца своих давних соперников итальянцев Барбару Фузар-Поли и Маурицио Маргальо. А вот второй результат канадцев Шэ-Линн Бурн - Виктора Краатца, которые год назад в Нагано заняли лишь 4-е место, выглядел по меньшей мере странным. Впрочем, я - не специалист. Но приведу мнение одного из старейших танцевальных тренеров мира Мартина Скотницки, который работал в свое время с чемпионами мира и вице-чемпионами Олимпийских игр Изабель и Полем Дюшене:

- Не осуждайте арбитров. Конечно же, только их вина в том, что в танцах на протяжении стольких лет не происходит никаких изменений. Но посмотрите, кто приезжает судить чемпионаты? Люди, которые видят настоящее фигурное катание два-три раза в год. Зато хорошо помнят, какой была расстановка сил, скажем, на Олимпийских играх год назад. Естественно, играют роль и личные связи арбитров и тренеров. Мне как человеку, который работает в танцах постоянно, совершенно очевидна разница между дуэтами. Например, кто и в каком конкретно танце выглядит сильнее технически, кто превосходит соперников в артистизме, кто - в постановке. Помните чемпионат Европы? Анжелика Крылова и Олег Овсянников были сильнее остальных во всех танцах, кроме последнего - произвольного. А вот сейчас я увидел, что пасодобль более технично катают французы Марина Анисина и Гвендаль Пейзера. У них лучше скольжение, более синхронный рисунок. Повторяю, я имею в виду не уровень мастерства в целом, а конкретное выступление. Если бы сидел за судейским пультом, многих бы расставил не так, как это делают арбитры. Но я смог бы объяснить и аргументировать каждую свою оценку. А большинство судей не в состоянии это сделать. Вот и ставят оценки так, чтобы только не привлечь к себе излишнее внимание ИСУ и избежать разборов и объяснений. Вполне возможно, что выступление канадцев будет оценено высоко (разговор происходил, когда Бурн и Краатц только готовились к прокату пасодобля. - Е.В.): они несколько раз снимались с соревнований на протяжении сезона, но многие по прошлому году помнят, что пара собиралась бороться за медали на Олимпийских играх и стала бронзовым призером чемпионата мира.

Бурн - Краатц прибыли в Хельсинки во всеоружии. До чемпионата ходили разговоры о том, что, например, с финала «Гран-при» спортсмены снялись, не успев подготовиться. Но причина скорее всего заключалась в другом. Тренер пары Наталья Дубова, слишком хорошо знакомая с тонкостями судейства в танцах, не могла не опасаться того, что в России ее дуэт проиграет не только Крыловой и Овсянникову, но и (чем черт не шутит?) второй российской паре Ирине Лобачевой Илье Авербуху. Тогда бы на чемпионате мира ее подопечных неминуемо ждал крах. Во вторник же окружающим пришлось констатировать, что Дубова как была, так и остается потрясающим «технарем», умеющим ставить скольжение, близкое к идеальному.

А вот постановщиком двух других танцев - оригинального и произвольного - выступил олимпийский чемпион Сараева Кристофер Дин, который, как я уже не раз писала, много лет помогал в хореографической работе Дробязко и Ванагасу Дин перебрался в Америку, что создало литовским танцорам определенные проблемы и вынудило их готовиться без помощи выдающегося фигуриста, зато канадцы тут же воспользовались возможностью поработать с новым специалистом. О результате судить пока, естественно, рано (на тренировках никто из танцоров не катает программы полностью), но и Дин, и Джейн Торвилл прилетели в Хельсинки посмотреть на собственную работу в «боевой» обстановке.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru