Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1999 - Прага (Чехия)
ЗОЛОТО, КОТОРОГО НЕ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ
Мария Петрова и Алексей Тихонов
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Мария Петрова - Алексей Тихонов

29 января 1999

В финале соревнований мастеров парного катания произошла грандиозная сенсация: в отсутствие чемпионов мира-98 Елены Бережной и Антона Сихарулидзе чемпионами Европы стали Мария Петрова и Алексей Тихонов, объединившиеся в дуэт всего семь месяцев назад.

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ...

Утреннее сообщение о том, что Бережная и Сихарулидзе не выйдут в финале на лед из-за свалившихся на Лену гриппа и бронхита, повергло в шок всех, кто имел отношение к нашей команде. Россия настолько реально претендовала на золото в этом виде, что возможность потерять его поначалу просто не укладывалась в голове. Однако по мере того, как день клонился к вечеру, становилось все яснее, что кататься Бережная не сможет.

«Сначала я было вошла в азарт, решила, что стоит рискнуть, - рассказывала тренер чемпионов мира Тамара Москвина. - Но потом осадила себя: что я делаю? Бережной еще выступать в финале «Гран-при», потом на чемпионате мира, а там полным ходом пойдет подготовка к Олимпийским играм. К тому же Лена ни разу не болела после тяжелейшей травмы, полученной три года назад. Кто знает, какие последствия может вызвать перенесенный на ногах грипп!»

Прозвучало официальное известие о том, что первая российская пара снимается с соревнований, и через несколько минут к сидевшей на трибуне Москвиной подошла ее польская коллега: «Тамара, спасибо тебе огромное! Ты не представляешь, что сделала для нас. 65 лет Польша не была в призерах чемпионатов Европы. А теперь у нас будет бронзовая медаль».

Ненароком подслушанный разговор вызвал во мне бурю внутреннего протеста. Какого черта? Предположим, выиграют немцы Пегги Шварц - Мирко Мюллер или французы Сара Абитболь - Стефан Бернадис. Но ведь есть еще Петрова с Тихоновым, идущие после снятия Бережной и Сихарулидзе на четвертой позиции, да и Татьяна Тотьмянина с Максимом Марининым - не самые слабые соперники. Однако потом возмущение улеглось. Размышления о бронзовых медалях были довольно тоскливыми, а в тот момент казалось, что претендовать на что-то большее Россия не может ни при каком раскладе.

Немецкая и французская пары производили впечатление очень сильных и чрезвычайно уверенных в себе.

ШВАРЦ - МЮЛЛЕР

В отсутствие лидеров вряд ли кто из участников чемпионата Европы в парном катании заслуживал золота больше, чем Пегги Шварц. Вместе с Мирко Мюллером она начала выступать лишь с 1996 года. До этого каталась с Александром Кенигом, участвовала во всех Олимпийских играх начиная с 1988 года. Правда, лучшим их результатом стали седьмые места, завоеванные в Альбервилле-92 и в Лиллехаммере - 94. Потом фигуристка решила закончить выступления, родила ребенка, так и не выйдя замуж за его отца - футболиста одного из немецких клубов, и сидела с малышом дома до тех пор, пока ей не позвонили с киностудии: в Берлине снимался художественный фильм о фигурном катании, и главной героине была нужна дублерша для съемок на льду.

Шварц согласилась и незаметно вновь втянулась в тренировки, тем более что под руку подвернулся свободный от партнерш Мюллер.

Мирко начинал как очень посредственный одиночник. Один раз попал в юношескую сборную, но на первенстве мира-91 сумел занять только 15-е место. Потом несколько лет катался с Екатериной Сильницкой (они были десятыми на чемпионате Европы-95), один сезон - с Эмиль Граз, но эти выступления не принесли выдающихся результатов, если не считать серебро, завоеванное в 1996 году на чемпионате Германии. Шварц, по ее словам, вовсе не думала о высоких целях, вставая в пару с Мюллером. Она просто хотела продлить удовольствие от катания. Но, как часто случается, катание в охотку стало приносить неплохие плоды: Шварц и Мюллер были первыми на двух последних национальных чемпионатах и в Прагу приехали в качестве бесспорных лидеров немецкой сборной.

Но даже показав высокий результат в короткой программе, Пегги сказала: «Золото было бы для нас слишком большим подарком. Если станем вторыми, то будем очень довольны».

АБИТБОЛЬ - БЕРНАДИ

С сентября прошлого года чемпионов Франции и бронзовых призеров европейских первенств 1996 и 1998 годов взял под свою опеку известный в прошлом фигурист Станислав Леонович. Отвечая на вопрос о новом тренере, французы неизменно подчеркивали: «Мы никогда не думали, что в технике парного катания так много вещей, о которых мы и не подозревали. Эта работа совсем не походила на ту, к которой мы привыкли. Но выиграли один из турниров «Гран-при», дошли до финала и поняли, что еще многое можем улучшить. Хотя уже подумывали о том, чтобы оставить любительский спорт».

Когда я после короткой программы поздравила Леоновича с высоким результатом (Абитболь и Бернади вошли в финал вторыми), он довольно сдержанно ответил: «Спасибо. Но я не думаю, что Сара и Стефан могут выиграть чемпионат. К этому они пока не готовы».

ЗАГОРСКА - СЬЮДЕК

Для Мариуша Сьюдека пражский чемпионат стал десятым. До 1995 года он успел поменять четырех партнерш, а Дорота Загорска выступала раньше как одиночница. Первого серьезного результата польские фигуристы добились год назад, став четвертыми на европейском первенстве в Милане. В Праге они мечтали все о том же 4-м месте, тем более что им оказались на руку падения второй и третьей российских пар в короткой программе: 5-е место Петровой и Тихонова оставляло россиянам шанс разве что на серебро, да и то при условии чужих неудач. Из-за неважного стартового результата Маша и Алексей катались не в сильнейшей группе, то есть даже теоретически не могли рассчитывать на более высокие, чем у лидеров, оценки.

Их выступление было великолепным. Ни одной помарки, ни одного неверного движения. Судьи единогласно вывели нашу пару на первое место, но на трибунах немедленно подсчитали, что даже если результат Петровой и Тихонова в произвольном катании останется лучшим, то общая сумма 3,5 (2,5 за короткую программу и 1,0 за произвольную) не позволит им выиграть. Французам же или немцам для победы будет достаточно стать здесь вторыми. Никто не сомневался, что так оно и случится.

КОМУ - ЗЛОЙ ПРИЗРАК, КОМУ - ДОБРЫЙ АНГЕЛ

Опытные тренеры хорошо знают страшную разрушительную силу, которой обладает призрак золота, начинающий маячить перед не готовыми к победе спортсменами. Абитболь и Бернади катались первыми. Их выступление не оставило слишком яркого впечатления, поскольку партнерша сорвала один из элементов, однако в лидеры вышли именно они. А после проката поляков создалась ситуация, когда порой хочется зажмуриться и потрясти головой, стряхивая наваждение: двое судей отдали Загорске и Сьюдеку первое место, трое - второе, после чего сумма мест, по большинству которых в фигурном катании определяется оконча­тельное положение, изменилась следующим образом: Петрова и Тихонов - 5 первых мест, польский дуэт - 5 вторых, французы - 5 третьих. Россия переместилась на высшую строчку в общем зачете, а французы - на третью.

Такие перевертыши случаются довольно часто. Именно так победили на предолимпийском чемпионате Европы английские танцоры Джейн Торвилл и Кристофер Дин, поменявшись местами с Майей Усовой и Александром Жулиным. Более свежий пример: два года назад на чемпионате Европы в Париже Алексей Урманов стал чемпионом, переместившись на первое место с шестого! Когда же такое изменение произошло в Праге, никто из россиян по-прежнему не думал о золоте. Оплошность (или расчет?) судей прежде всего оказалась на руку Шварц и Мюллеру. Тут-то они и сломались.

Первую ошибку Пегги допустила в середине программы, когда немецкие журналисты уже стали укладывать блокноты в сумки, чтобы поскорее подойти к своим чемпионам. Вместо двойного пируэта в выбросе она сделала «бабочку». Такие промахи - первый признак того, что спортсмен не владеет ситуацией и не в состоянии справиться с нервами. По­том Шварц упала на параллельном прыжке, затем споткнулся Мюллер. А на последних секундах, исполняя тодес, Мирко уронил партнершу на лед. Без пяти минут чемпионы проиграли произвольную программу даже второй российской паре Татьяне Тотьмяниной и Максиму Маринину. А Петрова, Тихонов и их тренер Людмила Великова ошарашенно смотрели то на табло, то на рыдающую Пегги, то друг на друга, не в силах понять, что все уже позади и они - чемпионы.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru