Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1999 - Прага (Чехия)
УРМАНОВ? ПЛЮЩЕНКО? ЯГУДИН?
Марина Анисина - Гвендаль Пейзера
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Марина Анисина - Гвендаль Пейзера

28 января 1999

Перед началом танцевального турнира публика активно обсуждала вопрос о том, какой из дуэтов победит в Праге. С одной стороны, казалось логичным, что ученики олимпийской чемпионки Натальи Линичук чемпионы мира Анжелика Крылова и Олег Овсянников должны без особого труда захватить и удержать лидерство: слишком долго российские танцоры ждали, когда Паша Грищук и Евгений Платов освободят им дорогу к золоту. С другой - за прошедшие после Олимпийских игр месяцы очень сильно выросло мастерство французской пары Марина Анисина - Гвендаль Пейзера. В конце концов все сошлись на мнении, что в первом обязательном танце - равенсбургском вальсе - лучше всех должны быть россияне, а во втором - танго - шансы дуэтов почти равны. Однако в судейской бригаде нет российского арбитра, так что она будет благоволить к французам, оригинальный танец которых выглядит посильнее, чем у их главных соперников. Расставит же все по своим местам последний, произвольный прокат. Судьба третьего места казалась предельно ясной: на эту позицию претендовали лишь наши Ирина Лобачева - Илья Авербух.

На предыдущих турнирах - этапах серии «Гран-при» - два сильнейших дуэта мира ни разу не встречались. Тем больший интерес вызывали события в Праге.

Равенсбургский вальс был впервые исполнен как оригинальный танец чемпионами мира и Европы начала 70-х немцами Анжеликой и Эрихом Бук. Прокомментировать происходящее на льду я попросила эксчемпиона мира Александра Жулина.

- Танец чрезвычайно сложен, - заметил он. - В нем много замысловатых шагов, что требует совершенной техники скольжения. Если у фигуристов с этим проблема, все погрешности немедленно становятся заметными. На мой взгляд, Анжелика и Олег в равенсбургском вальсе лучшие. Единственный недостаток - танцуют далеко друг от друга. Плотная позиция в танцах всегда ценится несколько выше. Можно придраться и к тому, что у Олега неизменно слегка согнуты колени в тех движениях, где нога должна быть идеально прямой. Французы же медлительнее в пируэтах, да и вообще, на мой взгляд, несколько мелковаты для танцев. Но думаю, эти пары все-таки поборются.

Последние годы приучили публику к тому, что в танцах крайне редко происходят перестановки. Создается впечатление, будто достаточно выиграть однажды, и судьи и дальше будут исправно отдавать чемпионам первое место. Но даже беглого взгляда на исторический реестр призеров европейских первенств достаточно, чтобы понять: неожиданности в танцах происходили гораздо чаще, чем принято считать.

Особенно изменчивым был период двадцатилетней давности - после ухода легендарных Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова. Чемпионат Европы-77 выиграли Ирина Моисеева и Андрей Миненков, а Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов стали третьими после венгерского дуэта Кристина Регоци - Андраш Шалаи. Через год Линичук - Карпоносов и венгры поменялись местами, в 79-м Наташа и Геннадий стали чемпионами, отодвинув соотечественников на вторую позицию, они же завоевали титул чемпионов Европы-80, следом за этим победили на Олимпийских играх, но через год с треском проиграли европейский чемпионат, пропустив на второе место своих прежних постоянных соперников Моисееву и Миненкова, а на первое - английскую пару Джейн Торвилл и Кристофера Дина.

Говорят, та бронза была своего рода судейской местью Линичук и Карпоносову за то, что не ушли вовремя, сразу после олимпийской победы, а также назиданием остальным: получив свое, не задерживайтесь на раздаче.

Принцип поочередного завоевания золота соблюдался вплоть до 1998 года. Лишь в Нагано чемпионам Игр-94 Оксане Грищук и Евгению Платову удалось добиться невозможного: они стали олимпийскими чемпионами два раза подряд.

Танго по моей просьбе комментировала Грищук.Она приехала в Прагу вместе с новым партнером Александром Жулиным сразу после показательных выступлений в Швейцарии. На чемпионате фигуристы появились прежде всего для того, чтобы напомнить о себе журналистам. Многочисленные интервью с их бывшими партнерами Майей Усовой и Евгением Платовым, опубликованные в последние недели в США, создали Грищук и Жулину, мягко говоря, неважную репутацию. Поэтому в Праге Паша большую часть времени проводила в пресс-центре, излагая всем желающим свою версию разрыва с партнером. И, естественно, следила за соревнованиями.

- На мой взгляд, танго значительно сложнее вальса, - считает она. - Очень много мелких элементов, вращений, и после каждого нужно не просто сохранять рисунок танца, но и выезжать на определенном ребре конька. Одно из вращений, которое выполняют оба партнера, настолько сложное, требует такого идеального равновесия, что большинство фигуристов выполняют его в два приема - по пол-оборота. А нужно уложиться в такт. В танго легко споткнуться и даже упасть, хотя принято считать, что танцоры не падают. Тем более в обязательной программе.

Коварный танец подтвердил свою репутацию. Во всяком случае, со стороны было заметно, насколько больше усилий прилагают спортсмены для того, чтобы не ошибаться. Только лидерам благодаря владению коньком удавалось сохранять видимость легкости и плавности движений. К числу мелких неприятностей можно было отнести сбой, допущенный Романом Костомаровым. Чемпионат Европы стал для него первым столь крупным стартом, и нервничал Роман значительно больше своей опытной партнерши Татьяны Навки. В результате он споткнулся на ровном месте, после чего третья и, по общему мнению, очень перспективная российская пара откатилась с вполне пристойного для дебюта 9-го места на 11-е.

Кто бы мог предположить, что точно так же споткнутся на ровном месте и французы? Подвел Гвендаль, и оценки немедленно разошлись с баллами Крыловой и Овсянникова в среднем на 0,2, хотя чемпионы мира исполнили танго не безупречно, а у соперников была более выгодная стартовая позиция - последняя.

- Кто вам больше всех нравится в этом танце? - задала я вопрос Андрашу Шалаи, рядом с которым сидела на трибуне. Он невозмутимо ответил:

- Людмила Пахомова и Александр Горшков. По сравнению с тем, как танцевали танго они, все происходящее выглядит чудовищно неуклюжим. Ничего удивительного. У Пахомовой и Горшкова танго было оригинальным танцем, который был сделан именно для них и строился на тех элементах, которыми Людмила владела идеально. Точно так же, например, танцоры путаются в «Золотом вальсе», который был придуман в свое время для Марины Климовой и Сергея Пономаренко. В танго женская партия невероятно трудна. Я, честно говоря, не знаю фигуристки, которая сумела бы прокатать его без единого сбоя. Это и бросается в глаза. Хотя мне очень жалко, что споткнулись французы.

Последние слова экс-чемпиона мира красноречиво свидетельствовал о том, что он так и не сумел простить Линичук и Карпоносову их победы и соответственно своего с Регоци поражения на Олимпийских играх Лейк-Плэсиде-80.

ВСЕ РЕШИТСЯ В ЧЕТВЕРГ

Результаты квалификационного проката внесли если не сумятицу, то большое напряжение в ход розыгрыша мужских медалей. Алексей Мишин - тренер Алексея Урманова и Евгения Плющенко - дипломатично заметил: «Впервые квалификация катается не впустую, а дает хоть какой-то результат».

Действительно, согласно занятым в предварительном турнире местам, у лидера Плющенко в активе было 0,4, у Урманова - 0,8, у Ягудина - 1,2. Такие же баллы были соответственно у Лорана Тобеля, Андрея Влащенко и Евгения Плюты, но все прекрасно понимали, что дальнейшая борьба пойдет только между российскими фигуристами. Все трое выступали в заключительной, сильнейшей группе друг за другом: Урманов, Ягудин и Плющенко.

Год назад Международный союз конькобежцев разрешил фигуристам включать в обязательные элементы прыжок в четыре оборота. Никто из сильнейших на это не решился. «Чемпионат Европы - не место для экспериментов, - заметил Мишин. - Этот прыжок стоит включать в программу лишь в крайнем случае, и то в произвольную. Потому что никто пока не может похвастать стопроцентно стабильным четверным».

Проколов в квалификации избежал только Плющенко. Поэтому два его соперника - олимпийский чемпион и чемпион мира - нервничали особенно заметно. Тем более что Урманов открывал группу сильнейших и прекрасно понимал, что судьи вынуждены оценивать его катание сдержанно, приберегая высшие баллы для тех, кто, возможно, выступит лучше. К тому же на Алексея давили звание олимпийского чемпиона и длительный перерыв в выступлениях (на прошлом чемпионате Европы в Милане Урманова вообще не было в составе команды).

Когда он закончил кататься, зал встал. Этот порыв был особенно красноречив, потому что 90 процентов зрителей составляли спортсмены и тренеры, прекрасно понимающие, что происходит на скользком прямоугольнике арены. После жеребьевки на финал и последующей пресс-конференции Алексей скажет: «Не надо вопросов и комплиментов, по-настоящему все начнется в четверг, в финале».

Он был и прав, и не прав. Короткая программа требовала и от чемпиона, и от его соперников предельного мужества и самообладания. Поэтому зал встал и тогда, когда закончил выступление Ягудин. За мастерство вживания в образ в его оценках была даже «шестерка», свидетельствовавшая о том, что программа безусловно удалась. А после того как откатался Плющенко, зрители поднялись по другой причине: состязания можно было считать законченными, и публика потянулась к выходу. Возможно, это выглядело не совсем тактично по отношению к оставшейся тройке участников, но все понимали, что главная борьба позади.

Прав же Урманов был в том, что добытые с таким колоссальным трудом баллы, по сути, ничего не решают: чемпионом Европы в четверг станет тот, кто победит в произвольной программе.

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru