Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1999 - Прага (Чехия)
ЯГУДИН ОПРОВЕРГ ТЕОРИЮ
Алексей Ягудин
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Алексей Ягудин

27 января 1999

Результаты квалификационных состязаний мужчин оказались совершенно неожиданными, чего никто не мог бы предположить заранее. До начала прокатов в наиболее благоприятном положении находился действующий чемпион Европы Алексей Ягудин: в своей группе он заведомо считался сильнейшим. Трудно было допустить, что он не займет первое место.

В группе «Б», куда попали олимпийский чемпион Лиллехаммера Алексей Урманов и самый юный из участников чемпионата Евгений Плющенко, состав участников оказался посерьезнее. Год назад место в квалификации не играло бы никакой роли. Но в этом сезоне в силу вошли новые правила, согласно которым квалификационный результат составит 20 процентов от общей суммы баллов (в точности как результат за обязательные танцы у дуэтов), короткая программа даст еще 30, а произвольная - 50. Таким образом, теоретически Плющенко и Урманов, вынужденные отбирать очки друг у друга, могли только завидовать изолированному от сильнейших Ягудину. Однако стоило начаться соревнованиям, как теория разошлась с практикой.

До российского чемпионата, который проходил в Москве в первых числах января, Ягудин не проиграл ни одного из шести стартов. Но в российской столице он уступил Плющенко, а через пару дней вновь потерпел поражение - на турнире в Японии. В Прагу чемпион Европы приехал с неистовым желанием взять реванш. Это было видно по тренировкам, на которых Ягудину удавалось все, включая четверной прыжок. Запас прочности иссяк на последней разминке. Ни сам спортсмен, ни его тренер Татьяна Тарасова не сумели объяснить, что произошло за несколько минут ожидания выхода. Но на льду, перед судьями Ягудин был неузнаваем: упал при попытке выполнить четверной, не сделал ни одного каскада и даже ухитрился потерять равновесие при выполнении совсем простенького промежуточного элемента.

Собственно, причина понятна: желание прыгнуть выше головы настолько захлестнуло спортсмена, что он перестал контролировать происходящее. Нечто подобное случилось на чемпионате России с Урмановым, сорвавшим почти все сложные элементы своей программы. Но если в Москве всем троим при любом ката­нии было гарантировано место в команде, так как остальные участники были гораздо слабее, то в Праге квалификационный результат Ягудина, который в итоге оказался третьим в группе после француза Лорана Тобеля и немца Андрея Влащенко, вполне может стоить фигуристу потери звания чемпиона Европы.

Плющенко и Урманов заняли, как и ожидалось, первое и второе места. Очередность могла быть иной, не упади Урманов на четверном прыжке. Но ошибки олимпийского чемпиона не были и вполовину столь сенсационны, как победа в первой группе Тобеля. Того самого, чья программа «Розовая пантера» два года назад на чемпионате Европы в Париже заставила публику корчиться от смеха - настолько нелепыми выглядели все движения фигуриста. Высоченный - под два метра ростом - Тобель не смог тогда толком справиться ни с одним из прыжков. Даже наиболее удачные попытки тройных оставляли впечатление, что все части его тела вращаются в воздухе отдельно друг от друга.

В итоге он занял 13-е место, в прошлом году остался 16-м. А в нынешнем сезоне президент Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванта лично обратился во французскую федерацию с необычной просьбой: еще раз показать «Розовую пантеру». Видимо, то впечатление засело и в его памяти.

Тобель согласился, хотя у тренеров и журналистов просьба президента ИСУ вызвала, мягко говоря, недоумение. В конце концов, чемпионат Европы - спортивное мероприятие, а не цирк. Высказывалось даже мнение, что фигуристу, в свою очередь, не мешало бы попросить Чинкванту в качестве ответной услуги забронировать хотя бы последнее местечко на пьедестале.

Но француз и сам прекрасно справился с первым этапом. Поначалу он нервничал, и это бросалось в глаза, но, прыгнув тройной «аксель», вошел во вкус и без всякого напряжения исполнил все прыжки без единой помарки, а два из них - в каскадах. Судьи были в шоке, зрители тоже. Сидевший на трибуне известный в недавнем прошлом фигурист Владимир Котин изумленно произнес: «Я бы поставил памятник тому, кто научил человека с таким ростом прыгать тройные. С точки зрения техники и с учетом того, как катались другие, Тобеля, ей-богу, надо ставить на первое место!»

Стоит ли удивляться, что того же мнения были и судьи?

В состязаниях пар все, напротив, прошло довольно предсказуемо. Чемпионы мира Елена Бережная и Антон Сихарулидзе возглавили ход розыгрыша, безукоризненно выполнив короткую программу. Второй российской паре - Марии Петровой и Алексею Тихонову - пришлось посложнее. Если для Марии этот чемпионат стал уже третьим (она дважды - в 1995 и 1996 годах - выступала на первенстве континента с Антоном Сихарулидзе, заняв соответственно 6-е и 5-е места), то Тихонов в Праге дебютировал. В его послужном списке значилось лишь 15-е место на чемпионате мира-94, которое он занял в паре с японкой Юкико Кавасаки. Программу ребята откатали достойно, но, к сожалению, показали только пятый результат. Между ними и чемпионами мира вклинились немцы Пегги Шварц и Мирко Мюллер, Дорота Загорска и Мариуш Сьюдек из Польши и французский дуэт Сара Абитболь - Стефан Бернади, примечательный не только тем, что в 1996 году фигуристы впервые за несколько десятков лет получили бронзовую медаль европейского чемпионата для Франции, но и тем, что с нынешнего сезона их тренирует экс-чемпион мира (в паре с Мариной Пестовой) Станислав Леонович. Тренер был более чем доволен результатом.

«Понимаете, - говорил он, - мы тренируемся всего один раз в день. Французы все воспринимают философски: нет возможности кататься чаще - значит, и не надо. А для того чтобы выигрывать, одной тренировки в день явно недостаточно. Не думаю, что Саре и Стефану по силам стать чемпионами в этом году, но амбиции у них есть. Про себя я не говорю - нас всегда учили думать только о победе».

Что ж, эти слова, как и результат французов, стали в какой-то степени данью памяти недавно умершего выдающегося тренера Станислава Жука, сделавшего в свое время в числе прочих пару Пестова - Леонович. В понедельник Жуку исполнилось бы 64 года.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru