|
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Анжелика Крылова и Олег Овсянников |
1 февраля 1999
Чемпионат Европы завершился полным триумфом российской сборной: в танцах золотая и бронзовая медали достались российским дуэтам Анжелика Крылова - Олег Овсянников и Ирина Лобачева - Илья Авербух, а в заключительный день российские одиночницы Мария Бутырская, Юлия Солдатова и Виктория Волчкова заняли весь пьедестал.
Турнир в танцах на льду, где сначала СССР, а потом Россия на протяжении трех десятков лет были законодателями мод, оставил странные впечатления. Нельзя было не радоваться: как-никак и золотая, и бронзовая награды достались представителям России. Но, с другой стороны, было трудно отделаться от мысли, что и золотые, и бронзовые призеры еле-еле унесли ноги от преследователей.
После первых этапов «Гран-при», где чемпионы мира Крылова и Овсянников впервые показали свой новый африканский танец под барабанную дробь, многие говорили о том, что превосходство в мастерстве катания лидеров над остальными не настолько подавляющее, чтобы позволить себе такие смелые эксперименты. Тогда фигуристам так и не удалось добиться абсолютной слаженности в необычном, но сложном и темповом танце.
К чемпионату России дуэт выглядел уже неплохо, хотя произвольная программа по-прежнему вызывала немало нареканий. Овсянников сам говорил, что когда впервые услышал предложенную тренером музыку (если это вообще можно назвать музыкой), то был в шоке. Однако Анжелике идея понравилась: «В роли дикого животного я чувствую себя абсолютно комфортно».
После российского чемпионата она сказала в интервью: «Считаю, что в мире нет ни одной пары, которая всерьез могла бы с нами соперничать. Для чего судьи пытаются создать видимость конкуренции, мне непонятно».
Впрочем, до начала чемпионата Европы было практически невозможно составить представление об истинном соотношении сил в танцах на льду. Например, первая (Крылова - Овсянников) и вторая (Марина Анисина - Гвендаль Пейзера) пары мира так ни разу и не встретились на турнирах «Гран-при». Но в Праге стало очевидно, что с уходом двукратных олимпийских чемпионов Паши Грищук и Евгения Платова ни один из оставшихся дуэтов не смог занять их место безоговорочных лидеров. Более того, как минимум 5 пар настолько сравнялись в классе, что, если бы не привычное распределение мест в танцах заранее, победить могла бы любая.
Но танцы есть танцы. Никакие новшества в правилах судейства не способны в одночасье изменить психологию людей, привыкших десятилетиями расставлять спортсменов строго по ранжиру. Судите сами: за время чемпионата танцоры четыре раза выходили на лед с четырьмя разными танцами. Вот картина распределения мест за каждую композицию в первой восьмерке участников: Крылова - Овсянников: 1111 Анисина - Пейзера: 2 2 2 2. Лобачева - Авербух: 3 3 3 3. Фузар-Поли - Маргальо: 4 4 4 4. Дробязко - Ванагас: 5 5 5 5. Винклер - Лозе: 6 6 6 6. Грушина - Гончаров: 7 7 7 7. Новак - Коласински: 8 8 8 9 (падение).
Комментарии, как говорится, излишни. Впрочем, из высказываний не для прессы тренеров и судей (по танцам!) следовало, к примеру, что оригинальный вальс Крыловой и Овсянникова получше, чем у французов, но произвольный последние должны были выиграть у чемпионов мира за явным преимуществом. Что выступление Маргариты Дробязко и Повиласа Ванагаса заслуживает стопроцентной бронзы, если не серебра. Но на риск поменять литовцев местами хотя бы с итальянским дуэтом не пойдет ни один судья, пока Международный союз конькобежцев возглавляет Оттавио Чинкванта, поистине осыпавший фигурное катание за время своего президентства золотым дождем.
Интересно, что на протяжении многих лет с Ритой и Повиласом работала англичанка Бетти Калауэй - бессменный тренер олимпийских чемпионов Джейн Торвилл и Кристофера Дина. Произвольные танцы литовскому дуэту ставил сам Дин. Но в этом году Дробязко и Ванагасу пришлось обойтись без его поддержки: месяц назад у Дина и Джил Тренари родился сын, в связи с чем Крис занимался не столько работой, сколько продажей дома в Англии и основательным обустройством в США. Однако неуемная фантазия Дина-постановщика, видимо, передалась Ванагасу. Дуэт выгодно отличался индивидуальностью от большинства соперников, а сам танец - предельно темповой и насыщенный сложными элементами - был исполнен на очень хорошей скорости. «Я знал, что теоретически невозможно прокататься четыре с лишним минуты в таком темпе, но знал и другое: как только раздадутся первые аплодисменты, у нас откроется второе дыхание», - сказал о своем танце Повилас.
Хроническое пятое место фигурист воспринимал с юмором, отвечая на многочисленные рукопожатия вопросом: «Это поздравления или соболезнования?»
Большую проблему судьям создала, кстати, и третья, недавно сложившаяся российская пара - Татьяна Навка и Роман Костомаров. Партнерша блистала одним из лучших скольжений в мире еще в те времена, когда Навка выступала с Самвелом Гезаляном и стала четвертой на чемпионате Европы-95 и пятой на мировом первенстве-94. С новым партнером Татьяна очень быстро набрала ход, и хотя в обязательных и оригинальном танце были шероховатости, произвольный танец - «Болеро» вполне был сравним с выступлением лидеров. Во всяком случае, никак не заслуживал 11-го результата. Но воткнуть дебютантов в первую десятку было нереально: не двигать же вниз тех, кто ждал очереди годами.
Но вернемся к лидерам. Выступление Крыловой и Овсянникова было воспринято довольно сдержанно и не только публикой: среди оценок за технику катания были 5,6 и 5,7, а за артистизм только один арбитр - эстонский - выставил дуэту 5,9. При окончательном раскладе выяснилось, что 4 судьи поставили россиян на первое место, 3 - на второе, а двое - и вовсе на третье.
Анисина и Пейзера выбрали для произвольной программы музыку из фильма «Человек в железной маске» и создали цельное драматическое произведение, сравнимое по силе воздействия на зрителей разве что с восточным танцем Грищук и Платова в сезоне-97. Овация после проката продолжалась несколько минут. Оценки же были таковы: 4 первых места, 4 вторых и одно третье.
По правилам прошлого года, Анисина и Пейзера становились бы чемпионами - вторых мест при равном числе первых у них оказались больше. Но в этом сезоне правилами предусмотрена несколько иная система подсчета баллов.
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Марина Анисина - Гвендаль Пейзера |
Анисина, обычно предельно болезненно воспринимающая поражения, на этот раз изумляла интервьюеров полным спокойствием: «Я знаю, что в этом сезоне мы сильнее. А значит, уже на чемпионате мира все может быть по-другому».
Овсянников прокомментировал финал коротко: «Победителей не судят, и этим сказано все!» Крылова повторила уже сказанное однажды: «Я не вижу в мире равной нам пары. Наш танец просто не все поняли. Что ж, в искусстве такое случается часто».
Однако уже на следующий день стало известно, что в стане российских танцоров воцарилась легкая паника. По словам одного из российских тренеров, все идет к тому, что Крылова и Овсянников, скорее всего, откажутся от новой произвольной постановки и вернутся к старому танцу - «Кармен». Это будет означать, как ни грустно констатировать, что чемпионы Европы-99 признали свою слабость, а Россия впервые за 8 лет непрерывного царствования серьезно рискует потерять мировое лидерство в танцах.
БУТЫРСКАЯ ОТЫГРАЛАСЬ ЗА ПРАГУ-93
Зато российские девушки произвели истинный фурор. Каждый стадион оставляет у спортсменов определенные воспоминания. Поэтому трудно было не вспомнить, как здесь же, в Праге, на чемпионате мира-93 не прошла квалификацию Маша Бутырская, лишив Россию представительства на Олимпийских играх-94. Случайность, с кем не бывает. Однако то поражение так часто припоминали Бутырской во все последующие годы выступлений, что, каждый раз выходя на лед на тех или иных соревнованиях, она панически боялась неудачи. И, как следствие, проигрывала, будучи даже в блестящей форме.
Полтора года назад Бутырская ушла от своего тренера Виктора Кудрявцева к Елене Чайковской. И уже в следующем сезоне стала чемпионкой Европы. В Праге после квалификационного проката Кудрявцев сказал: «Надо же, впервые вижу, чтобы Маша каталась так раскованно и легко. Когда она нервничает, у нее ноги становятся деревянными, от чего моментально страдают все элементы».
Победа Бутырской была абсолютной: лучший результат в квалификации, в короткой и произвольной программах. На пресс-конференции, отвечая на вопрос, как удалось ее новому тренеру добиться столь потрясающего успеха, 26-летняя фигуристка сказала:
- Мне очень повезло, что я проработала столько лет с Кудрявцевым. Он замечательный тренер, недаром среди участников так много его бывших и настоящих учеников. Но Виктор Николаевич - слишком добрый и мягкий человек, прощает спортсменам многие вещи. Думаю, что в его мягкости и крылась причина моих срывов. У Чайковской я не знаю, что такое опоздать на тренировку или, не дай бог, пропустить ее без серьезной причины. Когда Елена Анатольевна стоит у бортика, от нее исходит такая уверенность, что ею нельзя не проникнуться».
Собственно, и второе место Юлии Солдатовой, которая до нынешнего сезона тоже каталась у Кудрявцева и вслед за Бутырской перешла в группу Чайковской, стало большим успехом, несмотря на некоторые ошибки в выступлении. Очень понравилась публике и третья кудрявцевская спортсменка - Виктория Волчкова. За последний год она выросла, катание стало мощным и очень красивым. Пожалуй, никто другой не исполняет прыжки и каскады с такой амплитудой, как Вика. Она, несмотря на легкую простуду и температуру, изумительно прокаталась в классификации {первое место в группе) и в короткой программе, но в произвольной вдруг занервничала, чуть снизила скорость скольжения, что немедленно не лучшим образом сказалось на прыжках, а после нескольких жестких и не очень чистых приземлений и вовсе растерялась настолько, что сделала пару «бабочек» вместо тройных прыжков.
Вопрос, кто будет представлять Россию на чемпионате мира, заданный на пресс-конференции чемпионке и призерам, остался пока без ответа. Параллельно с пражским чемпионатом еще две российские фигуристки - Елена Соколова и двукратная чемпионка Европы Ирина Слуцкая - заняли два первых места на Универсиаде в Словакии. А в начале марта Бутырская, Слуцкая и Соколова встретятся в финале «Гран-при» в Санкт-Петербурге. Лишь после этого руководители российской команды объявят, кто поедет в Хельсинки.
|