Виктор Кудрявцев:
«ЖЕЩИНЫ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫ? ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЙ!» |
|
Фото © Александр Вильф,
на снимке Виктор Кудрявцев |
Его тренерскую карьеру вполне можно считать удачной:
Людмила Смирнова - Андрей Сурайкин, Сергей Волков, Константин Кокора,
Кира Иванова, Мария Бутырская, Илья Кулик - все это Кудрявцев.
В
то же время, многие склонны считать его неудачником. Волков стал
чемпионом мира и ушел от Кудрявцева к Станиславу Жуку. Кокора выиграл
чемпионат СССР и сменил Кудрявцева на Елену Чайковскую. Иванова,
собрав достаточно богатую коллекцию наград, перебралась к Владимиру
Ковалеву. Кулик В 1996-м (уже в звании чемпиона Европы и вице-чемпиона
мира) предпочел продолжить карьеру у Татьяны Тарасовой, и, наконец,
Бутырская меньше месяца назад, как в свое время Кокора, ушла к Чайковской.
Что ж, такое нередко случается в спорте: выдающийся тренер остался
не у дел.
На мою просьбу об интервью Кудрявцев ответил отказом.
«Я не хочу, чтобы все выглядело таким образом, словно я свожу
с кем-то счеты. Тем более во время чемпионата мира, - сказал он.
- Мне может нравиться или не нравиться то, как выглядят мои ученики
у других тренеров, но критиковать их работу публично я не считаю
нужным».
Разговор состоялся лишь тогда, когда я пообещала:
тема беседы - фигурное катание. И только.
- В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться одиночное
катание в ближайшем будущем?
- Определяющей, думаю, станет сложность. Посмотрите на примере этого
чемпионата мира: 30 спортсменов делают тройной аксель - прыжок,
который считается в фигурном катании одним из наиболее сложных.
В соревнованиях его удается сделать далеко не всем, но в тренировках
все фигуристы делают аксель достаточно стабильно. Прыжок в четыре
оборота в Лозанне уже показали 12 человек. А это говорит о том,
что из уникального элемента он превращается в обычный. И что при
общем очень высоком уровне борьбы выигрывать будет тот, кто быстрее
других освоит четверной прыжок в совершенстве.
- Виток сложности всегда влечет за собой снижение артистического
уровня?
- Смотря что считать артистизмом. Лично я не верю, что артистизм
может существовать отдельно, а техника - отдельно. В моем понимании,
выразительность - это прежде всего умение легко и красиво сделать
элемент. Можно сделать сложную программу, хорошо ее прокатать, подобрать
драматическую музыку, театральный костюм, а катание все равно останется «деревенским». Настоящей культуре движений ребенка надо
учить с самых первых шагов на льду. Исполнительское мастерство не
может существовать в какой-то отдельно взятой программе. Оно либо
есть, либо его нет.
- В таком случае, как вы относитесь к катанию двукратного чемпиона
мира Элвиса Стойко и чемпиона мира Тодда Элдриджа, которых все кому
не лень критикуют именно за отсутствие выразительности?
- Когда они в форме, то их катание может быть очень выразительным.
Другое дело, что постановка программ могла бы быть более удачной,
но это уже вопрос вкуса. А если человек катается плохо, то даже
самая блистательная постановка начинает выглядеть убого, а все артистические «навороты» - нелепо.
- Сколько спортсменов, по вашему мнению, сейчас способны бороться
за золото?
- Думаю, пять. Стойко, Элдридж, Илья Кулик, Алексей Урманов и Вячеслав
Загороднюк. Может быть, к ним сумеет подтянуться Леша Ягудин. Но
мне кажется, что он еще чуточку не готов к борьбе на таком уровне.
- На кого из этой пятерки на Играх в Нагано поставили бы лично вы?
- На Кулика. Прежде всего потому, что это - мой ученик, и я готовил
его именно с учетом того, что он будет бороться за золото в Нагано.
Я вижу в нем несколько большие потенциальные возможности, чем у
остальных. Другое дело, что эти возможности пока не раскрыты.
- Вы могли бы сделать подобный прогноз на женское катание?
- Даже не буду пробовать. Женщины непредсказуемы. У них очень часто
происходят изменения в психике, с ними сложнее работать с точки
зрения физиологии. Ну сами подумайте, кому еще несколько месяцев
назад могло прийти в голову, что чемпионка мира Мишель Кван проиграет
национальный - отборочный к мировому - чемпионат Таре Липински?
- Вы считаете оправданным, что сами американцы (они этого не скрывают)
делают основную олимпийскую ставку на Липински?
- Бесспорно. Во-первых, у нее предельно сложная программа. Во-вторых,
выдержать напряжение олимпийской борьбы всегда гораздо проще тем,
кто в силу возраста не понимает важности происходящего. И кому,
естественно, нечего терять. Самое же главное преимущество Липински,
как ни странно, заключается в том, что у нее еще не начался переходный
период. А все главные (по прошлому году) соперницы - Кван, Лю Чен,
Ирина Слуцкая - судя по всему, как раз под него попали.
- По каким признакам вы это определяете?
- Начинает ломаться техника. Когда фигуристка начинает расти, у
нее меняется фигура, как правило, прибавляется вес, и смещается
центр тяжести. То есть, все привычные ощущения теряются, и надо
учиться заново. Чем выше техника, тем быстрее удается этот разнобой
устранить, сохранив прежнюю сложность.
- Получается, что если очередной скачок сложности в женском катании
неизбежен, то ставку надо делать исключительно на маленьких детей?
- Я этого не сказал. В пример могу привести Бутырскую. Она одна
из наиболее опытных и наиболее взрослых спортсменок, но делает,
пожалуй, самые сложные прыжки. Уже несколько лет на тренировках
во время чемпионатов Европы и мира показывает тройной аксель, что
у женщин - чрезвычайная редкость, пробовала даже четверной.
- Простите за несанкционированный вопрос, но почему Бутырская перешла
от вас к Елене Чайковской?
- Спросите об этом Машу. В Москве после чемпионата Европы она перестала
приходить на тренировки, по телефону мне отвечали, что ее нет дома,
а потом я узнал, что она уже в Америке. Мне передавали, что якобы
и Бутырская, и Чайковская очень хотели поговорить со мной, но не
смогли найти меня в Москве. В Лозанне видимо, они не могут тоже.
- Получается, вы приехали на чемпионат мира как турист?
- Я приехал прежде всего посмотреть на свою работу. Я имею в виду
и Бутырскую, и Кулика.
- Мне всегда казалось, что работа в женском катании вам доставляет
гораздо больше удовольствия, чем в любом другом виде. Это на самом
деле так?
- Почему? Я люблю одиночное катание в целом, неважно, мужское оно
или женское. Первый опыт работы у меня был с парой: мои фигуристы
Смирнова - Сурайкин заняли второе место на Играх-72 в Саппоро. Просто
я очень быстро понял, что одновременно работать с парами и одиночниками
я не умею. А значит, надо выбирать то, что больше нравится.
- Вам никогда не хотелось придумать на льду что-нибудь такое, что
не делает никто? Или в современном фигурном катании это уже невозможно?
Я не имею в виду сочетания прыжков.
- Работать не над прыжками сейчас просто невыгодно. У судей оригинальность
не имеет никакой цены, а значит, бессмысленно тратить на это тренировочное
время. Хотя, случается, разное приходит в голову. Как бы то ни было,
мне очень приятно, когда зрители запоминают программы целиком, а
не то, сколько раз упал спортсмен и какие прыжки он прыгнул.
- Вы сами подбираете и компонуете музыку для программ?
- Компонует обычно дома жена (Марина Кудрявцева - тренер Игоря Пашкевича
и Юлии Лаутовой. - Е.В.), а потом звукооператор доводит это до профессионального
состояния.
- Почему вы с Мариной не работаете вместе?
- Мы работаем вместе. На одном катке.
- Но при этом у нее - свои ученики, а у вас - свои. Такая конкуренция
не мешает в семейной жизни?
- М-м-м, по-разному. Понимаете, я в свое время сделал из Марины
фигуристку. Потом - тренера. Мы довольно долго работали вдвоем,
но в какой-то момент она захотела попробовать добиться чего-то сама.
С одной стороны, мне это было обидно. А с другой - это нормальное
тренерское честолюбие. Если его нет, в фигурном катании просто нечего
делать.
- Знаю, вы консультируете очень многих иностранных фигуристов. За
последние годы у вас не возникало желания уехать работать за границу?
- Нет. Я по натуре незаграничный человек, мне нравится работать
дома.
- Но ведь сейчас вы, по сути, безработный?
- Если мне понадобятся деньги, я могу очень быстро заработать их
лекциями и семинарами. В достаточно большом количестве стран я стою
значительно дороже, чем в России.
1997 год
|