Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1997 - Париж (Франция)

СКАНДАЛ MADE IN RUSSIA

Анжелика Крылова и Олег Овсянников
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Анжелика Крылова и Олег Овсянников

23 января 1997

К скандальным ситуациям, которые периодически, и, увы, неизбежно, возникают в танцах на льду, журналисты давно привыкли. Однако драматическая завязка этого сезона озадачила даже видавших виды ветеранов. Началось все тогда, когда после отборочного российского чемпионата со слов президента Российской федерации фигурного катания Валентина Писеева в прессе был опубликован танцевальный состав сборной команды: Ирина Лобачева - Илья Авербух, Ольга Шарутенко - Дмитрий Наумкин, Анжелика Крылова - Олег Овсянников. Запасными значились Екатерина Давыдова - Роман Костомаров. Чемпионов Европы, мира и Олимпийских игр Оксаны Грищук и Евгения Платова в списках не было.

По версии Писеева, федерация не сочла возможным поставить в команду первую пару мира в связи с их неучастием в чемпионате страны. Тот факт, что в отборе точно так же не участвовали Крылова и Овсянников, особо не афишировался.

Вопрос об участии в чемпионате Европы Грищук и Платова решился в их пользу лишь за день до выезда в Париж. И на первой же пресс-конференции, после того, как фигуристы выиграли оба обязательных танца, Оксана сказала:

- За несколько дней до приезда в Москву из Америки мы выиграли турнир в Бостоне, причем среди судейских оценок были и максимальные - 6,0. Однако 10-часовой перелет и акклиматизация привели к тому, что у Жени разболелось травмированное колено. А после чемпионата Писеев сказал нам, что не может быть уверенным в наших силах, тем более что мы сменили тренера - от Натальи Линичук перешли к Татьяне Тарасовой.

На вопрос журналистов, что послужило причиной перехода, последовал короткий ответ:

- Мы просто нуждались в тренере. Последний год у нас его не было. Ко всему, что вы увидите в Париже в нашем исполнении, Линичук не имеет ни малейшего отношения.

Самое время вспомнить небольшую предысторию конфликта. На чемпионате Европы-95, где Грищук и Платов не участвовали из-за травмы партнера, а Крылова - Овсянников впервые стали бронзовыми призерами, прямо на пресс-конференции Линичук произнесла в микрофон: «Бронза - это только бронза. Для меня же существует только одна медаль - золотая олимпийская. За нее мы втроем и будем бороться».

Подобное заявление при наличии в группе Линичук живых олимпийских чемпионов прозвучало по меньшей мере странно. Тем более что вопреки утверждению тренера о том, что Грищук и Платов со дня на день собираются уйти в профессионалы, фигуристы явно не спешили покидать любительский лед.

Впрочем, подобного рода конфликты, когда двум парам становилось тесно в одном коллективе, в танцах никогда не были редкостью. В памяти журналистов свежи воспоминания о переходе от Натальи Дубовой к Татьяне Тарасовой накануне Игр в Альбервилле Марины Климовой и Сергея Пономаренко, уход от Дубовой к Линичук тех же Грищук и Платова. Но, пожалуй, никогда еще внутренний конфликт столь демонстративно не афишировался.

Перед самым стартом в пресс-центре появилось краткое сообщение, что Грищук и Платов переведены из запасных в число участников, но то, что до начала чемпионата они вовсе не были запасными, знал, похоже, уже весь аккредитованный в Париже журналистский корпус.

В истории танцев на льду еще не было случая, чтобы одни и те же фигуристы дважды стали олимпийскими чемпионами. Причем за единственным исключением в лице Климовой и Пономаренко на Играх побеждали те, кто за год до этого становился чемпионом мира. Значит, если следовать сложившейся традиции, либо Грищук и Платову суждено первыми в истории сделать золотой олимпийский дубль, либо их будут всеми силами пытаться сместить с трона уже в этом году.

Здесь, пожалуй, необходимо некоторое пояснение. Танцы всегда были специфическим видом программы, со своими законами. Когда нет четких критериев оценки (в танцах, как известно, не падают), определение результата сводится к банальному «понравилось - не понравилось». И судьи получают карт-бланш. Не зря именно в танцах появилась полушутливая поговорка «Как подкатишь - таким и приедешь». Тем более что разница в классе лидирующих пар зачастую столь эфемерна, что, меняя одного чемпиона на другого, против совести по большому счету и идти не приходится. А менять, увы, надо. Потому что позволить олимпийским чемпионам остаться на второй срок, значит на несколько лет остановить очередь на пьедестал, которая в танцах, с точки зрения фигуристов, движется и без того крайне медленно.

Теперь понятно, почему даже малейшая вероятность грядущих изменений в привычной расстановке сил вызывает резкое обострение внимания со стороны журналистов? Из виду не упускается ни единая мелочь.

Известно, что первыми о смене фаворитов узнают судьи. Стоило российскому арбитру Майре Аббасовой несколько раз опрометчиво появиться на стадионе в обществе Линичук, в пресс-центре немедленно стали поговаривать, что Грищук и Платов больше не являются первой парой России. Из других источников просочилась еще одна, куда более неприятная информация. А именно: что российский конфликт оказался очень на руку ИСУ, уставшему от бесконечных побед наших фигуристов. И что судьи непременно попытаются использовать междоусобицу для того, чтобы втиснуть между двумя российскими парами один из французских дуэтов - Марину Анисину - Гвендаля Пейзера или Софи Мониотт - Паскаля Лаванши. Обязательный прокат эти слухи пока опровергает.

А с жеребьевкой на следующий этап состязаний у танцоров - оригинальное танго - России не повезло: наш судья оказался за пределами основной бригады.

К моменту официального открытия чемпионата, за которым следовали состязания спортивных пар в короткой программе, по пресс-центру вовсю гуляли анкеты тотализатора: желающим предлагалось назвать имена будущих чемпионов и призеров. И в парном катании сделать это было потруднее, чем где бы то ни было: чемпионы Европы Оксана Казакова и Артур Дмитриев в Париж так и не попали в связи с крайне неудачным выступлением на чемпионате России. Из трех российских пар на золото претендуют как минимум две - чемпионы мира-94 Евгения Шишкова и Вадим Наумов и чемпионы мира-96 Марина Ельцова и Андрей Бушков. Если добавить к этому списку чемпионов Европы-95 Мэнди Ветцель и Инго Штойера, представляющих Германию, то результат однозначен: три равновеликие претензии на золото и ни на что другое. Но изначально вниманием зрителей завладели совсем не эти фигуристы. А именно - третий российский дуэт Елена Бережная - Антон Сихарулидзе.

Сейчас уже можно утверждать, что ничего подобного в истории мирового фигурного катания еще не было: год назад Лена, катаясь еще за Латвию в паре с Олегом Шляховым, получила тяжелейшую травму - партнер пробил ей коньком височную кость, повредив оболочку мозга. После нескольких месяцев лечения Бережная встала в пару с Сихарулидзе. Вердикт врачей был достаточно жестким: никаких нагрузок, никаких перенапряжений и - упаси Бог! - травм. Но на льду все непредсказуемо: в середине декабря на заключительном этапе «Гран-при» в Санкт-Петербурге Лена упала с поддержки, ударившись подбородком о лед так сильно, что пришлось накладывать швы.

Зато в Париже она была великолепна. Если бы не единственный судейский голос (по иронии судьбы - российского арбитра Святослава Бабенко), поставивший дуэт на четвертое место, у Бережной и Сихарулидзе был бы третий результат. А так они уступили французам Саре Абитболь - Стефану Бернади, которые на прошлом чемпионате стали бронзовыми призерами и которых, что интересно, сейчас активно консультирует известный в прошлом советский фигурист - парник Станислав Леонович.

В отличие от квалификационного проката двухдневной давности, когда избежать ошибок не удалось практически никому из фигуристов, в среду все сильнейшие выглядели так, как и полагается лидерам.

Больше других не повезло олимпийскому чемпиону Лиллехаммера Алексею Урманову. На жеребьевке он вытянул первый стартовый номер и хотя выполнил все положенные элементы программы, без помарок не обошлось. И к завершению серии Урманов отодвинулся на шестое место, потеряв практически все шансы на победу в чемпионате. Только пятым остался россиянин Алексей Ягудин. По уровню выступления он вполне мог соперничать с Вячеславом Загороднюком, представляющим Украину (тот лишь немного уступил Кулику), но неожиданно сильно выступили в короткой программе чемпион Германии Андрей Влащенко и чемпион Франции Филипп Канделоро. Они соответственно и заняли третье и четвертое места, резко снизив дальнейшие шансы россиянина.

За пределами первой шестерки остались украинец Евгений Плюта, выигравший состязания в квалификации, чемпион Европы-93 Дмитрий Дмитренко (тоже Украина) и серебряный призер прошлогоднего европейского чемпионата Игорь Пашкевич, впервые выступающий за Азербайджан.

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru