ТУРНИР НЕСБЫВШИХСЯ НАДЕЖД |
14 марта 1995
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Сюзанна Рахкамо и Петри Кокко |
Когда-нибудь о бирмингемском чемпионате будут вспоминать, как о турнире несбывшихся надежд. Так уж повелось, что любые соревнования запоминаются прежде всего соперничеством. Такой была схватка на Играх в Лиллехаммере Оксаны Баюл и Нэнси Керриган, в Альбервилле - Марины Климовой и Сергея Пономаренко с французским дуэтом Дюшене, на чемпионате мира-92 в Окленде - Виктора Петренко и Курта Браунинга...
Наиболее яркими в Бирмингеме были танцы. И, наверное, даже больше, нежели победа олимпийских чемпионов Оксаны Грищук и Евгения Платова, фигурнокатательный мир потрясло известие о том, что Оксана и Женя уходят.
- Может быть, мы еще вернемся, - сказала Оксана на пресс-конференции. - Вернемся и выступим в Нагано.
Победа Грищук и Платова на чемпионате добавила им тот необходимый довесочек к имени, которого не хватало, чтобы уйти после Лиллехаммера. Теперь же помимо олимпийского у них есть два титула чемпионов мира, и можно выбирать условия профессиональных контрактов.
А главное, танцевальное соперничество в Бирмингеме позволило зрителям более чем ясно понять, что любая задержка в любительском спорте становится для Грищук и Платова просто опасной. Как, впрочем, и для серебряных призеров чемпионата - финской пары Сюзанны Рахкамо и Петри Кокко, которые одновременно с чемпионами тоже объявили об уходе. Из всех выступавших дуэтов, включая и три призовых, скачок вперед по сравнению с прошлым годом сделали только два: канадцы Шэ-Линн Бурн - Виктор Краатц и русо-французы Марина Анисина - Гвендаль Пейзера.
Я меньше всего хочу обидеть чемпионов. Грищук и Платов были изысканно великолепны. Если учесть, что чемпионат мира стал для них первым в сезоне стартом (а это всегда вызывает дикое напряжение нервов), что Женю серьезно беспокоит колено, операцию на котором он планирует сделать летом, то выступление россиян можно смело назвать гениальным. Если бы они не были олимпийскими чемпионами.
Этот титул обязывал фигуристов быть более чем гениальными. Но по сравнению с олимпийским рок-н-роллом новый танец - степ - смотрелся чуть менее выразительно. Он не вызвал даже той реакции зала, которая по логике должна была бы последовать после чемпионского выступления, и, пожалуй, именно это было наиболее обидно: Грищук и Платов действительно продемонстрировали профессионализм высочайшего класса.
Бурн - Краатц поднялись с прошлогоднего шестого на четвертое место, Анисина - Пейзера - с десятого на шестое. Канадцы совершили скачок наверх после того, как за их подготовку вплотную взялись олимпийские чемпионы Альбервилля Марина Климова и Сергей Пономаренко. С точки зрения танцевальной техники к их танцу можно было предъявлять претензии. В частности, Бетти Калауэй - тренер выдающейся английской пары Джейн Торвилл и Кристофера Дина, заметила, что в канадском выступлении были блестящие находки, но были и своего рода провалы. Что подтвердила и Климова.
- Мы вполне могли бы напичкать программу сложностью, - сказала она (сама, кстати, блестящий технарь на льду), но не стали делать это сознательно, а построили танец с большим учетом зрительского восприятия. Чрезмерная сложность могла не позволить ребятам по-настоящему показать свои сильные стороны: они просто еще к этому не готовы. А вот теперь, когда Шэ-Линн и Виктора признали судьи, можно начинать ставить танцы, действительно достойные олимпийского золота. Я даже рада, что мы остались на четвертом месте: к славе надо привыкать постепенно. И без этого на тренировках Бурн и Краатца царит страшный ажиотаж: люди приходят на трибуны с утра и, завернувшись в одеяла, часами ждут, когда мы выйдем на лед. В Канаде их не выпускают из поля зрения ни на минуту. С одной стороны, это приятно, но с другой - создает жуткую психологическую нагрузку.
Думаю, не надо объяснять, какая пропасть лежит между четвертым местом на чемпионате мира и олимпийскими медалями. Но... Грищук и Платов уходят, финны - тоже. А значит, уже сейчас можно предположить, кто будет бороться за эти медали в Нагано. Увы, не россияне, если, конечно, не считать французский, уже упомянутый мною, дуэт наполовину российским.
Фигуристы всегда были штучным товаром. Думаю, именно поэтому преобразилась Марина Анисина, стоило ей только покинуть сборочный конвейер Натальи Линичук. Увы, после отъезда в США Натальи Дубовой и полного ухода в свой ледовый театр Татьяны Тарасовой в России сложилась почти безвыходная ситуация, в результате которой Линичук оказалась единственным тренером, работающим на уровне сборной. В прошлом году она выводила на лед международных турниров, если не ошибаюсь, семь пар одновременно. В этом - четыре. Причем, учитывая то, что в американском Ньюарке, где с осени работает вся бригада, Линичук вынуждена еще и зарабатывать деньги, тренируя всех, кто готов за это платить, времени для своих, естественно, стало меньше. На Грищук и Платова его еще хватило. На остальных, судя по результатам их выступлений в Дортмунде и Бирмингеме, - не очень.
В какой-то степени в пользу индивидуальной работы говорит и пример казахской пары Елизавета Стекольникова - Дмитрий Казарлыга, которых тренирует (и тоже в США) Дубова. Фигуристы значительно изменились к лучшему, оставшись в группе российского тренера единственными (по ряду причин в США не поехали в этом сезоне Татьяна Навка и Самвел Гезалян) и, соответственно, любимыми. Но пара, как я уже сказала, выступает за Казахстан, сама же Дубова сказала, что рада бы поработать с какой-нибудь российской парой, но, видимо, в России нужды в ее услугах пока нет.
Так что в следующем году в Эдмонтоне вполне можно ждать того, что у страны-хозяйки будет два золота - в танцах и мужском одиночном катании.
Кстати, если вернуться к соревнованиям мужчин, то, поостыв от эмоций, надо признать, что победа Элвиса Стойко состоялась в значительной степени благодаря грядущему чемпионату мира. Проводись он в США, скорее всего, первым в Бирмингеме оказался бы Тодд Элдридж. Это - не камень в необъективный огород судей. Так уж сложилось в видах, спорта, где чемпион определяется баллами: чтобы выиграть, надо быть просто на голову выше остальных. Только в этом случае, по моему глубокому убеждению, спортсмен и тренер имеют право рассуждать на тему объективности или, напротив, предвзятости по отношению к себе. Когда же борьба идет на равных, всегда надо быть готовым к тому, что арбитрам понравится кто-то другой. В Бирмингеме и в парном катании, и в мужском на льду царил одинаково усредненный уровень всех без исключения участников. Результат известен.
О русских принято говорить, что мы очень любим создавать себе трудности, которые потом успешно преодолеваем. Это высказывание в очередной раз подтвердилось в Бирмингеме: вся российская сборная отказалась выступать на традиционном послесезонном показательном туре по Европе, организатором которого является Международный союз конькобежцев.
Впрочем, слово «отказалась» требует пояснения. За шесть месяцев до чемпионата Европы ИСУ отправил в Россию официальное приглашение-просьбу обеспечить участие в туре сильнейших фигуристов. Это участие никогда не считалось обязательным, но логично было бы предположить, что ИСУ, который тратит сумасшедшие деньги на проведение чемпионатов (фигурное катание и коньки - единственные виды спорта, где все участники получают памятные, по-настоящему золотые монетки-медали) вполне имеет право рассчитывать на возмещение затрат во время показательных выступлений. Во всяком случае, вице-президент Союза англичанин Лоуренс Деми, рассказывая об этом, подчеркнул, что в приглашениях всегда пишется strictly requested - то есть просьба более чем настоятельная.
То, что ни у кого из россиян, включая олимпийских чемпионов и чемпионов мира, нет необходимых виз, выяснилось в Бирмингеме. Правда, главный тренер команды Елена Чайковская сказала, что европейский вояж федерация не планировала: в конце марта сильнейшие фигуристы примут участие в любительско-профессиональном турнире в Лос-Анджелесе.
Что ж, на Pro - Am можно заработать не в пример больше, нежели в турне. Не говорю уже о том, что можно только догадываться, какие деньги пришлось выложить американской стороне за то, что благодаря русским соревнования в Лос-Анджелесе стопроцентно поднимутся на иной качественный уровень. Вот только стоит ли удивляться тому, что при объективном равенстве сил на чемпионатах решающие судейские голоса все чаще оказывается не на российской стороне?
Если поразмышлять, то именно американцы раньше других поняли, что имидж, который неизбежно действует и на судей, спортсмен создает себе сам. Олимпийская чемпионка Лиллехаммера Оксана Баюл кардинально изменилась, пробыв в Америке меньше года: если раньше на все просьбы об интервью Оксана тут же посылала журналистов к Галине Змиевской, то в Бирмингеме мило улыбалась, раздавала автографы и отвечала на все вопросы желающих. Иначе за океаном любимицей публики не станешь. Из этой же серии - популярность и обожание, которые сопровождали на чемпионате мира американскую фигуристку Николь Бобек. Ее выступление в финале с двумя супервыразительными падениями теоретически никак не заслуживало тех оценок, которые американка получила. Кстати, если бы Бобек откатала произвольную программу так, как начала первую половину, то чемпионкой стала бы она.
В целом же, соревнований, достойных восхищения, не получилось и из турнира одиночниц. Чемпионка - Лю Чен выиграла благодаря лишь тому, что прокаталась, сделав все необходимые элементы осторожно и без ошибок. По амплитуде и высоте ее прыжки были несравнимы с теми, что демонстрировала Бобек. Раздавались мнения, что при всеобщей беспомощности на льду справедливо было бы отдать наконец золотую медаль Сюрие Бонали: пятикратная чемпионка Европы тоже не упала ни разу. Как и в прошлом году. Но тогда, в Японии, пальму первенства отдали хозяйке - Юке Сато. В Бирмингеме Бонали смотрелась на льду настолько бесшабашно, словно вопрос о золотой медали и не был для нее делом всей предыдущей жизни. Но, как и в Макухари, она осталась второй.
- Посмотрите, - говорил мне по ходу женских соревнований Валентин Николаев - тренер Вячеслава Загороднюка и Василия Еременко, ранее работавший в соавторстве с Галиной Змиевской с олимпийскими чемпионами Виктором Петренко и Оксаной Баюл. - Вся программа у Сюрии поставлена примитивно: разбег - прыжок. Я не случайно сижу с карандашом и считаю. Ольге Марковой требуется четыре перебежки, чтобы проехать вираж. Николь Бобек - пять. У Бонали на половине виража их восемь. Это говорит о том, что она просто не умеет скользить по льду. Помните ее предыдущую программу, когда она в самом начале с первого же шага делала тройной прыжок? Публика была в восторге, а ведь это опять же свидетельство того, что с разбега Бонали прыгает хуже.
Вот вам и объяснение. Кто мог бы посоперничать с Лю Чен - это вторая американка Мишель Кван. Но первой по сумме программ она все равно бы не стала ни при каком раскладе. Чемпионка, естественно, была счастлива, рассказав в порыве эмоций журналистам, что катается уже целых тринадцать лет, а дома исключительно играет в настольный теннис с отцом - чемпионом Китая по этому виду спорта. Потому и на льду так хорошо прыгает.
У России повод для радости был лишь один: чемпионка мира среди юниоров Ирина Слуцкая стала седьмой. Что же касается серебряного призера чемпионата Европы Ольги Марковой, то она, как говорят фигуристы, была «не в ногах». А Оля, на мой взгляд, относится к тому типу спортсменов, которые или выступают потрясающе здорово, или никак. Может быть, сказались десятидневные - сразу после европейского первенства - гастроли по Мексике, на которые российская команда поехала по ранней договоренности с мексиканской федерацией, может, что-нибудь еще. Да только, к сожалению, журналисты всегда охотно выслушивают о предсоревновательных трудностях и травмах только в том случае, если спортсмен победил. Причины поражения, увы, никого не интересуют.
|