МОЖНО УЙТИ ИЗ СПОРТА.
ОТВЫКНУТЬ ОТ ВКУСА БОРЬБЫ - НЕЛЬЗЯ |
11 марта 1995
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Оксана Баюл и Виктор Петренко |
Российским фигуристам во второй финальный вечер чемпионата мира не удалось войти даже в число призеров. Олимпийский чемпион Алексей Урманов остался четвертым, проиграв канадцу Элвису Стойко, американцу Тодду Элдриджу и французу Филиппу Канделоро.
Предварительная борьба у мужчин началась уже утром - на тренировке. В первые дни такие рабочие прокаты не пользовались слишком большой популярностью. Не потому, что были менее интересными, а потому, что успеть посмотреть все можно было, только разорвавшись на части: и основной, и тренировочный катки были заняты с шести часов утра до позднего вечера. В четверг же сильнейшая компания мужчин-одиночников вышла на доработку своих шедевров в очень удобное для зрителей время - 12 часов дня.
С точки зрения журналистов, расклад после короткой программы был идеальным. То есть - предельно интересным: претендовать на победу мог любой из первой шестерки участников. Видимо, предчувствуя это, фигуристы упорно старались запугать друг друга с утра. Причем тактика была разной: кто прилюдно инспектировал свою программу до мельчайших жестов, а кто темнил, прокатывая лишь небольшие и не очень сложные куски композиции. А с трибуны на происходящее смотрели два олимпийских чемпиона - Оксана Баюл и Виктор Петренко.
Вместе с тренером, Галиной Змиевской, фигуристы прилетели в Бирмингем за свои деньги - просто посмотреть. И тут же попали под прицельный огонь вопросов, вернется ли Баюл на любительский лед в следующем сезоне, и если да, то с какой целью.
Спрашивать было самое время, но поначалу наш разговор носил подчеркнуто официальный характер. Оксана заученным тоном сказала:
- Срок подачи официальной заявки истекает в конце апреля. Мы специально приехали на чемпионат и, может быть, решим, что делать дальше, именно здесь.
- Пока что я вижу, как вы усиленно боретесь на трибуне со сном. Так скучно?
- Скорее, акклиматизация. И скучно тоже.
- А что сейчас происходит в вашей профессиональной жизни?
- Выступления. Из Англии мы сразу возвращаемся в США, где продолжим кататься.
- Живете вы по-прежнему в Симсбери?
- Да. У нас там образовалась целая русско-украинская колония. Снимаем двухэтажные квартиры - кондоминиумы, в каждой из которых живут по два человека: Галина Яковлевна с мамой, Витя Петренко с женой - старшей дочерью Змиевской, я - с ее младшей дочкой и Катя Гордеева с Сергеем Гриньковым. Каток построили у нас на глазах: весной прошлого года, когда мы приехали в Симсбери впервые, нам дали лопаты, и мы сами разгребали грунт на месте будущего комплекса. А в сентябре мы уже тренировались на льду.
- В России практически неизвестно, выступаете ли вы в соревнованиях профессионалов. Была только информация о том, что Петренко стал победителем одного из этапов чемпионата мира, который традиционно проводит Дик Баттон.
- Я выступаю в других турнирах. Мой контракт оговаривает обязательное в них участие (всего таких соревнований порядка десяти в сезоне), но профессиональный чемпионат мира в это число не входит.
- А в других вам приходилось встречаться с вашей олимпийской соперницей - Нэнси Керриган?
- Дважды. Оба раза выиграла я. Проиграла же только один раз - американке Кристи Ямагучи.
- И где вы расстраивались больше - в профи или, к примеру, когда в прошлом году проиграли чемпионат Европы Сюрие Бонали?
- Нигде. Для меня не имеет особого значения занятое место. Сейчас же мне намного интереснее делать то, что в любительском спорте было ограничено правилами: выходить на лед в таких костюмах, в каких хочется, не задумываясь над тем, что на платье слишком много блесток или вырезов, составлять программы, отталкиваясь от образа, а не от количества прыжков. Участвовать в спектаклях. В одном из них, кстати, я каталась в паре вместе с Брайаном Бойтано. Я никогда раньше не думала, что профессиональная жизнь может быть настолько интересной.
- Из всего сказанного можно сделать только один вывод: возвращаться в любительский спорт вам не очень хочется.
- Я же сказала, что мы еще не решили.
- Но наверняка взвешивали все «за» и «против». Можно услышать ваши аргументы в пользу возвращения?
- Ну... может, завоевать вторую олимпийскую медаль?
- А зачем? Вас же не волнуют занятые места. Вернуться - значит, потерять год интереснейшей жизни. Здесь, в Бирмингеме, вы уже несколько дней и вполне могли составить представление об уровне сегодняшнего фигурного катания. Вы хотите вернуться на этот уровень?
- Честно - не очень. Но я постоянно об этом думаю. И скоро решу окончательно. Витя же возвращался и не жалеет об этом.
- У меня несколько другой взгляд на любительское катание, - вступил в разговор Петренко. - Хотя сейчас я бы подумал более основательно. Когда я решил вернуться, то во многом руководствовался тем, что я не один: перед Играми заявки на участие в них подали очень многие. Сейчас же я не вижу такого накала борьбы. Иногда профессиональный спорт действительно кажется мне более интересным. На том же чемпионате мира я соревновался, как и в Лиллехаммере, - с Бойтано, Браунингом, Уайли. Может быть, свое поколение всегда кажется лучше, но сейчас я бы не хотел снова стать любителем.
В течение всего вечера я пыталась понять, что же на любительском льду привлекает тех, кто остался. Ни для кого не было секретом, что после прошлогодних Игр профессиональные предложения в сумасшедшем количестве начали сыпаться и на Филиппа Канделоро, и на Элвиса Стойко. По логике, француз должен был их принять: пожалуй., он больше других имел причины обижаться на ИСУ и на существующие правила соревнований - за одно только фирменное вращение, на коленях, судьи не раз наказывали Канделоро сбавками, хотя именно эта вертушка неизменно вызывала экстаз у зрителей. Я уже не говорю о том, что желание стать лучшим чаще мешало, чем помогало чемпиону Франции: в диком напряжении официальных соревнований, как показывает практика, труднее всегда приходится тем, кто стремится не просто прыгать, но донести до зрителей художественный замысел образа. И зачастую круг замыкается: чем больше старается спортсмен не упасть, тем больше он думает об этом и соответственно чаще падает, сводя на нет все усилия тренера, постановщика и свои собственные.
Как и накануне, в состязаниях пар, пройти весь путь без ошибок не удалось ни одному финалисту. И судьи совершенно справедливо посчитали, что при таком положении вещей золото должен получить действующий чемпион. Стойко.
Я не берусь обсуждать оценки, выставленные судьями канадцу. Скажу только, что не совсем поняла, как можно ставить высший балл - 6,0 за техническое исполнение пусть с маленькой, но ошибкой.
Среди наблюдателей, ввязавшихся в послефинишную дискуссию, высказывались мнения, крайне противоположные. Но было ясно одно: Стойко сделал все, что мог, чтобы единственная золотая медаль досталась именно ему. При этом он не делал вид, что будет доволен выступлением, независимо от занятого места. Его интересовало золото, и только золото. А у остальных просто не получилось это золото отнять.
Согласитесь, после этого было бессмысленно говорить о том, что внешность и повадки каратиста нелепы на льду, что, дескать, были в предыдущих поколениях фигуристов художники, а теперь большей частью маляры, хоть и экстра-класса... Было главное - борьба не на жизнь, а на смерть, полностью на несколько часов захватившая болельщиков. Отвыкнуть от вкуса такой борьбы, если попробовал его хоть раз, нельзя, даже уйдя из спорта. Именно поэтому в Бирмингем специально на мужские соревнования приехал из Канады четырехкратный чемпион мира Курт Браунинг. Может быть, об этом же думал, сидя на трибуне, и Петренко. Ей-богу, у них были основания позавидовать и Стойко, и Элдриджу, и Канделоро, и Урманову. Да, собственно говоря, почему только первой четверке? Что с того, что расклад короткой программы лишил большинство фигуристов шанса бороться за медали? Вячеслав Загороднюк, Дмитрий Дмитренко, Василий Еременко, Илья Кулик рвались к признанию ничуть не меньше. И как же это было красиво!
В то же время нельзя было отделаться от странного ощущения грусти: чемпионат подошел к той самой точке, когда половина дистанции пройдена. Еще два дня - и элита станет думать о показательном туре, который сначала организовывает ИСУ по Европе, а затем - маг и волшебник профессионального ледового шоу-бизнеса Том Коллинз по США.
Впрочем, и за оставшееся время произойти может очень многое. Утром в четверг в танцах продолжалось сенсационное восхождение канадской пары Шэ-Линн Бурн - Виктор Краатц. На тренировочном катке я встретила Змиевскую, которая сказала:
- Я всегда любила смотреть на танцоров, но не до такой степени, чтобы ходить на их тренировки. Сейчас же специально пришла на каток - увидеть канадцев. А вы говорите, что не происходит ничего нового! Эта пара может стать сильнейшей в очень скором времени.
Хитрый и коварный квикстеп смогли достойно откатать немногие: слишком трудно переносить на лед все тонкости паркетного танца. А именно это условие относительно квикстепа было черным по белому изложено в правилах ИСУ. Месяц назад в Дортмунде пресса, публика и специалисты восхищались вариантом Рахкамо - Кокко, который выглядел маленьким шедевром, созданным фигуристами вместе с их тренером Мартином Скотницки. Трудно было даже представить, что с обязательным, заданием можно справиться лучше. В Бирмингеме выяснилось, что можно. Олимпийские чемпионы Оксана Грищук и Евгений Платов разрушили все планы финнов на соперничество. И моментально стали новым эталоном, что и подтвердили судейские оценки.
- Не спрашивайте нас ни о чем, - опередила Оксана мои вопросы. - Мы очень рады, что вам понравилось, но завтра куда более ответственный день - произвольная программа.
Что ж, следующий репортаж появится уже тогда, когда результаты чемпионата не раз передадут радио и телевидение. Но не думаю, что надо быть провидцем, чтобы предсказать расстановку танцевальных сил. Прошлый, олимпийский сезон, когда Грищук и Платов вопреки логике и субординации опередили на Играх всех, опровергал все законы, много лет складывавшиеся в этом виде фигурного катания. Но тогда россияне оказались единственными, кто был достоин такой перемены. В Бирмингеме наиболее яростная борьба идет, увы, за пьедесталом, и, значит, перестановки возможны только в диапазоне четвертого - седьмого мест. Три лидерских дуэта стоят особняком, и первый (если не верите мне, поверьте судейскому мнению, подслушанному за кулисами) - о-очень далеко от остальных.
|