Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1996 - София (Болгария)
Оксана Грищук - Евгений Платов:
«ОТПРАВИВШИСЬ К ПОРТНИХЕ, НЕ СПИТЕ ЗА РУЛЕМ»
Оксана Грищук - Евгений Платов
Фото из архива Татьяны Тарасовой,
на снимке Оксана Грищук и Евгений Платов

О том, что олимпийские чемпионы Лиллехаммера Оксана Грищук и Евгений Платов собираются уйти из любительского спорта они объявили сами в прошлом году в Бирмингеме, сразу после того как выиграли чемпионат мира-95.

Решение казалось абсолютно несвоевременным и, соответственно, непонятным. Самым странным было то, что тренер пары - Наталья Линичук, а вместе с ней Платов категорически высказывались за уход, Грищук же при расспросах еле сдерживала слезы.

А в последний день чемпионата в кафе гостиницы, где мы договорились встретиться перед тем, как разъехаться надолго, она вдруг сказала: «Если мне придется броситься в ноги партнеру, чтобы он изменил свое решение, я не задумываясь сделаю это»...

В Софию на чемпионат Европы-96 Грищук и Платов приехали фаворитами. По-другому, вероятно, не могло и быть: за последние два года фигуристы завоевали абсолютно все высшие титулы, существующие в спорте, кроме европейского. На языке фигурного катания это означало, что судьи просто обязаны преподнести им титул как подарок, вручаемый особо почетному гостю. И, уже после того, как медали были вручены, мы договорились побеседовать более обстоятельно.

В качестве первого собеседника я выбрала Платова.

- Как показывает практика, фигуристы уходят из любителей в профи или сразу после успеха на Олимпийских играх, или когда начинают проигрывать более молодым. Вы объявили об уходе в прошлом году, причем (в отличие от партнерши) были достаточно категоричны в своем решении. Почему?

- Оксана действительно никогда не говорила о том, чтобы уйти в профессиональный спорт. Инициатором был я. Дело в том, что еще до Олимпийских игр в Альбервилле я получил травму, и в Москве мне сделали операцию по пересадке сухожилий четырехглавой мышцы бедра. После такой операции врачи рекомендуют не нагружать ногу от шести до восьми месяцев. Во всяком случае, как показывает практика, именно такое время проходит до полного восстановления. У нас же с Оксаной этого времени не было: очень хотелось хорошо выступить в Альбервилле.

Хотя я прекрасно понимал, что выше четвертого места нам не быть ни при каком раскладе - тогда выступали Марина Климова - Сергей Пономаренко, Майя Усова -Александр Жулин (причем с этими двумя дуэтами мы долгое время тренировались в одной группе у Натальи Дубовой), чемпионы мира Изабель и Поль Дюшене... Вот и получилось, что почти сразу после начала тренировок нога стала болеть, и тренироваться приходилось через «не могу».

А в прошлом году, когда мы готовились к чемпионату мира и работали только на льду по пять-шесть часов в день, боль стала совсем невыносимой. Вот тогда-то я и начал говорить о том, что не хочу больше оставаться в любительском спорте.

- Неужели в профессиональном спорте нагрузка на ноги меньше?

- Значительно. Для того чтобы на протяжении всего сезона поддерживать себя в форме, профессионалу достаточно двух часов в день. Это время моя нога прекрасно выдерживает.

- Что же изменило ваши планы?

- У меня был уже назначен день операции (причем хирург не скрывал, что, по его мнению, шансы - пятьдесят на пятьдесят), как вдруг я задумался: а почему, собственно, я должен считать мнение этого врача аксиомой? Обратился к другому специалисту, к третьему, и решил попробовать обойтись малой кровью: стал ходить на процедуры, закачивать мышцы колена, подобрал специальные упражнения и - пока не жалуюсь.

- Год назад ваш тренер сказала, что связывает самые серьезные (вплоть до золотых олим-
пийских медалей) планы с Анжеликой Крыловой и Олегом Овсянниковым. С одной стороны, она, естественно, рассчитывала на ваш уход из любительского спорта, но с другой - подобное заявление говорит и о том, что ваши партнеры по группе становятся вашими соперниками. Психологически не тяжело продолжать работать вместе?

- Во-первых, я считаю, что по своему уровню мы все-таки стоим выше остальных танцоров. Соответственно, в группе мы - первая пара, и тренеры, в первую очередь, считаются с нашими интересами. Это касается всего. Во-вторых, работа в бригаде - тем более в сильнейшей бригаде мира - всегда интересна: когда видишь, что делают другие, более активно начинаешь что-то придумывать и сам. Так мы работали до перехода к Линичук у Натальи Дубовой, так же работаем и сейчас, и я, честно говоря, не могу понять, каким образом Джейн Торвилл и Кристофер Дин сумели достигнуть такого фантастического уровня и удерживать его столько лет, работая практически в одиночку. Это безумно трудно. А что касается отношений, должен сказать честно: между нами и Анжеликой с Олегом появилось не то чтобы напряжение, но некоторое расстояние. Год назад такого не было.

- Кто занимался постановкой вашей программы?

- Тренер. Хотя в целом это, естественно, был результат коллективного труда. Если сравнить две последние произвольные программы - теперешнюю и ту, что была год назад, то старая мне нравилась больше. Не стану утверждать, что она была лучше, - просто больше соответствовала моему характеру. А нынешняя - на латиноамериканские мелодии - стихия Оксаны.

« ...Никогда не думал, что Платов, столь флегматичный в обычной жизни, может быть таким темпераментным на льду», - сказал мне как-то американский менеджер Дэвид Оуэн, несколько лет проработавший в США вместе с Натальей Дубовой. Кстати, в Копенгагене на предолимпийском чемпионате Европы-94 Оуэн был единственным, кто подошел к Оксане и Евгению сразу после произвольного танца (за который фигуристы получили наивысшие оценки) и поздравил их, сказав: «Только что вы выиграли Олимпийские игры».

Меньше чем через месяц Грищук и Платов стояли на первой ступени пьедестала в Лиллехаммере. Еще через месяц - выиграли чемпионат мира. Их преимущество там было столь велико, несмотря на падение Платова, что я написала: «Если бы они упали вдвоем,и не один раз, а дважды, то все равно были бы первыми».

Может быть, именно воспоминания о фантастически удачной программе того года - рок-н-ролле - убедили фигуристов выбрать главной темой этого сезона латиноамериканские мелодии. Правда, несмотря на блистательное исполнение, очевидным было и другое: разница в классе между первой и второй парами стала значительно меньше. Казалось, даже во время показательных выступлений они не перестают соревноваться. Программы Грищук - Платова и Крыловой - Овсянникова были выдержаны в едином стиле и в определенном смысле являлись подражанием лучшим образцам: первая пара показывала композицию на музыку Альбинони, в свое время найденную Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным, а танец вторых чрезвычайно напоминал «Красный цветок» Усовой и Жулина.

- Я все больше прихожу к мнению, что на определенном уровне просто необходимо специально приглашать постановщиков со стороны, - сказала мне Оксана в Софии. - Причем работать с каждым сезон, самое большее - два. Только в этом случае постановщику удается вытащить из фигуриста и из самого себя максимум творческой энергии. Вспомните, насколько гениально была поставлена итальянским хореографом программа «Паганини» у Усовой и Жулина. А на второй сезон тот же постановщик уже не смог придумать ничего более интересного. Так и у нас. Мы варимся в собственном соку, понимаем это и ничего не можем предпринять: приглашать хореографов из Европы в Америку слишком дорого. Правда, к Анжелике и Олегу постановщик приезжал из Москвы. Но у них свои спонсоры.

- У вас, насколько знаю, тоже - фирма IMG.

- Я не сказала бы, что контракт с IMG нас полностью устраивает. С одной стороны, нам предоставлена относительная свобода: мы сами решаем, в каких показательных выступлениях принимать участие. Но с другой - у нас практически нет никакой рекламы. Во всех журналах полно фотографий самых разных фигуристов, наши же отсутствуют. Хотя делать нам рекламу по условиям контракта должна IMG.

- А кто занимается подготовкой ваших костюмов?

- Мы сами. Это стоит сумасшедших денег (одно мое платье, в котором мы танцуем пасодобль, обошлось в две с половиной тысячи долларов), а главное - приходится ездить на примерки в другой город, и дорога в одну сторону занимает четыре с половиной часа на машине. Последний раз - буквально за несколько дней до отъезда из Америки - я поехала к портнихе одна и на обратном пути прямо на хайвэе уснула за рулем. Разбила машину и, как поняла потом, чудом так легко отделалась. Спасло то, что на всех скоростных трассах в СШ одностороннее движение и с двух сторон высокие бордюры с сеткой. Поэтому и в Софии первые дни сказывался тот нервный стресс.

...В конце разговора я задала и Оксане, и Евгению один и тот же вопрос: «Вы не боитесь проиграть?» Платов неопределенно пожал плечами: «Считаю, у нас нет оснований бояться». Грищук же ответила: «Я знаю, что нам придется драться куда серьезнее. Может, даже в следующем году. Я готовa».

1996 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru