|
Фото © Corbis
на снимке Сюрия Бонали |
30 января 1996
Западные журналисты пребывали в легком шоке: неделя фигурного катания под названием «чемпионат Европы» завершилась сенсационно, но с их точки зрения абсолютно необъяснимо - русские забрали три золотые награды из четырех, а главное - пятилетнее царствование на европейском троне в женском одиночном катании француженки Сюрии Бонали было прервано самым решительным образом. И сделали это не постоянная соперница Сюрии Таня Шевченко из Германии, не Ольга Маркова и Мария Бутырская, которые вплотную и не однажды подбирались к пятикратной чемпионке, а 16-летняя Ирина Слуцкая - третий номер российской сборной.
Впрочем, после декабрьского чемпионата России, на котором определялись члены сборной команды, у Ирины и ее тренера Жанны Громовой были все основания считать себя не третьими, а вторыми: Слуцкая проиграла Бутырской, но опередила Маркову. А в Софии уже в короткой программе обратила на себя внимание очень прилично исполненными элементами, в которых так и сквозило не то чтобы наплевательское, но достаточно неуважительное отношение к титулам соперниц. Первое место было отдано Бонали, но все присутствовавшие уже очень хорошо понимали, что настоящая схватка соперниц случится в произвольной программе.
Так оно и получилось. Бонали открывала сильнейшую группу, и с первых же шагов стало заметно, как она нервничает. Ее катание никогда не отличалось особой плавностью линий (например, заходить на прыжки по дуге за все годы тренировок Сюрия так и не научилась), теперь же общая скованность окончательно лишила катание Бонали какой бы то ни было выразительности. Плюс к этому Сюрия упала. А на лед следом за пятикратной чемпионкой Европы вышла Слуцкая.
- Я никогда не настраиваю Иру на какое-то конкретное место, - рассказывала после соревнований Громова. - Она знает: если кататься хорошо, то все обязательно хорошо и получится...
Нельзя, конечно, утверждать, что судьба золота решилась до выступлений всех без исключения фигуристок, но выглядело это именно так. Катание Ирины напоминало поведение молодого и нахального воробья, выхватывающего лучшие крошки у стаи кормящихся умудренных жизнью голубей. У нее получалось все, причем сама фигуристка, как казалось со стороны, не прикладывала к этому никаких особенных усилий. Уже после соревнований, на пресс-конференции, Маша Бутырская скажет: «Пусть Слуцкая докатается до нашего с Сюрией возраста, тогда и посмотрим, будет ли ей так же легко, как сейчас». А Бонали согласно кивнет головой. Естественно, обе были абсолютно правы: когда есть, что терять, выступление становится невыносимо сложным и нервным. Но здесь, в Софии, все сравнения были исключительно в пользу Ирины. Своей уверенностью в собственных силах она полностью деморализовала соперниц. И искренне забавлялась вниманием к себе журналистов.
- Я работаю с Ирой уже больше десяти лет, - рассказывала Громова. - Когда девочка пришла на каток - ее, как и многих других девочек, привели родители, чтобы ребенок занимался для здоровья (в фигурном катании это очень распространенная вещь), - ничем особенным она не выделялась. Но очень скоро я заметила, что кататься и тем более соревноваться ей нравится гораздо больше, нежели играть. Не могу сказать, что у нее легкий характер - за время нашей работы случалось разное, но никогда мне не приходилось убеждать Иру, что нужно работать еще больше. Чаще приходилось останавливать. Самым сложным для нас был, пожалуй, прошлый сезон: детское катание всегда режет глаз на взрослых соревнованиях, и, естественно, прежде, чем рассчитывать на что-либо серьезное, надо было очень много работать над выразительностью. Нам это удалось. Что меня радует больше всего, так это то, что Ира по-прежнему с удовольствием соревнуется. Заставить ее стушеваться ни на одном турнире не сумела пока ни одна соперница.
Действительно, даже при уходе со льда в глазах Слуцкой была не ожидаемая усталость (в Софии многие из мужчин, откатавшись, уходили с катка на полусогнутых ногах), а торжество человека, знающего, что все козыри - отнюдь не в руках партнеров по игре.
- При том, что спорт давно стал для Ирины главным занятием в жизни, - продолжала рассказывать Громова, - она, конечно же, остается ребенком. Обожает мягкие игрушки - привозит их домой со всех соревнований. Особенно любит, когда эти игрушки ей кидают на лед после выступления. Когда-то очень давно я подарила ей маленькую собачку, и она стала всюду возить ее с собой как талисман. Когда у игрушки был более-менее приличный вид, я всегда ставила ее на бортик катка или прямо на лед. Сейчас место собачки - в сумке: она стала слишком потрепанной. Единственный раз Ира забыла талисман в Москве - в прошлом году, перед турниром в Германии - и страшно переживала по этому поводу. Кстати, по какому-то случайному совпадению откаталась там значительно хуже, чем мы рассчитывали.
Что ж, любовь к талисманам вполне можно назвать отличительной чертой именно женского катания. Игрушки в сумках возили Оксана Баюл, Нэнси Керриган, Катарина Витт, Сюрия Бонали, многие другие. Бонали возит до сих пор. Как все талисманы, игрушка давно превратилась во что-то плюшево-бесформенное, но по-прежнему горячо любимое. Правда, в Софии талисман француженке не помог. В этом городе Бонали впервые стала чемпионкой Европы пять лет назад, здесь же и проиграла, не сумев превзойти по количеству европейских титулов рекордсменок - Витт и Соню Хени. Естественно, в стане французов был траур. А не привыкшие сопереживать журналисты отметили для себя, что договориться с Бонали о персональном интервью (Сюрия не давала их практически никогда) в Софии стало значительно легче. Теперь все надежды темнокожей фигуристки связаны с канадским Эдмонтоном - с чемпионатом мира, но в то, что там; Сюрии удастся бороться за золото, не верит практически никто: в Америке начисто отказываются признавать по-мужски мощную акробатическую манеру катания француженки.
Фигурное катание вполне можно было бы назвать относительно объективным видом спорта, если бы не танцевальные турниры. На моей памяти в этом виде программы еще не случались соревнования, результатом которых были бы довольны все. Поэтому тем, кого больше всего интересует окончательная расстановка сил, я рекомендую сразу взглянуть на результаты, сама же заранее отказываюсь их комментировать.
В Софии в очередной раз я услышала мнение самих фигуристов и тренеров о том, что танцы пора выводить в отдельный чемпионат, как, скажем, это довольно давно делается во Франции. В этом виде программы скорее всего никому и никогда не удастся искоренить судейские игры (об этом я не раз уже писала, и, поверьте, это не домысел, а результат приватных бесед с самими судьями, предельно уставшими от вранья самим себе, - в обмен на обещание ни в коем случае не упоминать имен). Игры эти совершенно закономерны: танцы - единственный вид фигурного катания, в котором напрочь отсутствует какой-либо критерий мастерства. Я, естественно, не беру в расчет такие уникальные пары, как Джейн Торвилл - Кристофер Дин или Марина Климова - Сергей Пономаренко: по набору и разнообразию танцевальных шагов, а главное - изумительнейшему скольжению в свои лучшие годы они всегда были на несколько голов выше соперников. Кстати, выбор в качестве обязательного танца следующего сезона климовского «Золотого вальса» внушил благоговейный ужас очень многим из нынешних танцоров: если бы была возможность предпочесть инквизиторскую пытку обязательной вязи шагов этого танца, не исключено, кое-кто выбрал бы эшафот.
В любом разговоре, как утверждал Штирлиц, запоминается всегда последняя фраза. В любом танце - оригинальная находка. Иначе, как бы ни старались фигуристы произвести впечатление, их старания вылетают из головы одновременно с уходом танцоров со льда. Пасодобль французского дуэта Марины Анисиной - Гвендала Пейзеры запоминался блестящей постановкой с акцентом именно на отдельных позициях, и было ужасно жалко расставаться с впечатлением после того, как партнер въехал в борт. Точно так же врезались в память очень оригинальным началом «Сиртаки» Ирины Романовой - Игоря Ярошекко: дальнейшее катание украинцев было менее выразительным главным образом потому,что аплодисменты заглушили фонограмму и танец пошел, как говорят фигуристы, «поперек музыки».
Выступление литовцев Маргариты Дробязко и Повиласа Ванагаса лично мне напомнило прошлогоднее появление на чемпионате мира канадских танцоров Шэ-Линн Бурн и Виктора Краатца: тогда фигуристы не делали ничего сложного и сверхъестественного, но их танец был насыщен оригинальными находками под самую завязку. В результате канадцы «скакнули» из второй десятки на четвертое место, что в танцах происходит крайне редко. Литовская пара в Софии стала шестой (год назад они были двенадцатыми). Прошлым летом фигуристы провели достаточно много времени в Англии, где их консультировали сам Кристофер Дин и тренер пары Торвилл - Дин Бетти Калауэй. Причем Бетти работала только над техникой скольжения, а Дин занимался творческой доводкой отдельных мест в танцах, которые поставила целиком московский тренер-хореограф Елена Масленникова.
Не мне судить, насколько шестое место соответствовало реальному положению вещей, но в тех же приватных разговорах проскочила и такая фраза: «Литовцев вполне можно было ставить на третье место, но в танцах так не делается: пусть подождут хотя бы один сезон».
Никаких сомнений как у судей, так и у зрителей, не вызывало только выступление двух первых пар: олимпийских чемпионов Оксаны Грищук - Евгения Платова и бронзовых призеров прошлогоднего чемпионата Европы Анжелики Крыловой - Олега Овсянникова. Другой вопрос, что соревноваться им по большому счету было не с кем: после того как из любительского спорта ушли финские танцоры Сюзанна Рахкамо - Петри Кокко, а французский дуэт Софи Мониотт - Паскаль Лаванши не смог выступать из-за травмы партнерши (Софи сломала ногу), между двумя первыми российскими парами и всеми остальными возникла пропасть, которая, судя по всему, будет простираться на несколько лет вперед. Что, естественно; сделало танцевальный турнир далеко не таким интересным, каким он был год назад и тем более два - когда еще в любителях выступали Майя Усова - Александр Жулин и на время вернувшиеся Джейн Торвилл и Кристофер Дин.
Об англичанах зрители и специалисты так или иначе вспоминали на протяжении всего чемпионата. Известный в мире фигурного катания хореограф Елена Матвеева, которая шесть лет ставила программы Ирине Моисеевой и Андрею Миненкову, а затем - Марине Климовой и Сергею Пономаренко в течение почти всей их любительской карьеры, рассказывала:
- Я уже не первый год работала у Татьяны Тарасовой с парой Моисеева - Миненков, когда Торвилл и Дин начали появляться на соревнованиях. Запомнила их я только потому, что Крис работал полицейским, что для нас казалось очень странным. Никто их не воспринимал всерьез. И вдруг они сделали свой знаменитый бродвейский мюзикл. Это было как шок. Столько находок, столько выдумки, совершенно сумасшедшее мастерство исполнения . Через несколько лет, когда Моисеева и Миненков (тогда они уже тренировались у Натальи Дубовой) решили оставить спорт, я решила, что полностью прекращу работать с фигуристами, - слишком устала от постоянного напряжения, хотя Дубова очень просила меня остаться - помочь в работе с Климовой и Пономаренко. И в этот момент увидела по телевизору трансляцию с каких-то соревнований и новую программу Торвилл и Дина - «Цирк». Я немедленно позвонила Дубовой и сказала, что согласна на ее предложение - столько нового и неожиданного показали в своем танце англичане. Ведь взгляд хореографа всегда ловит интересные находки. За последние годы я не увидела ничего, что произвело бы на меня столь же яркое впечатление. Многие программы мне нравятся, но не могу отделаться от впечатления, что все связки и элементы даже в композициях лидеров я уже где-то видела.
Как тут было не вспомнить слова, сказанные два года назад на чемпионате мира в Копенгагене Натальей Дубовой: «Если Торвилл и Дин станут чемпионами, это будет означать, что в танцах на льду за двенадцать лет их отсутствия не появилось ничего нового».
Остается утешать себя тем, что Олимпийские игры в Лиллехаммере англичанам выиграть так и не удалось.
|