|
Фото © Corbis
на снимке Филипп Канделоро |
27 января 1996
Фотокорреспонденты, снимавшие пьедестал почета, где стояли украинец ВячеславЗагороднюк и двое российских фигуристов - Игорь Пашкевич и Илья Кулик, изо всех сил пытались поймать момент улыбки на лице бронзового призера, чтобы картина всеобщей радости была более наглядной. Но Илья был мрачен: только что к его званию чемпиона Европы добавилась приставка «экс». А это всегда очень больно.
Кто бы мог подумать, что мужской турнир будет изобиловать такими драматическими моментами! Впрочем, по-настоящему драматическим стал, пожалуй, лишь последний час соревнований. До этого они были весьма занимательными, иногда - откровенно смешными.
После того как в прошлом году в Бирмингеме чемпионом мира стал канадец Элвис Стойко, в прессе безостановочно появлялись дифирамбы в адрес не столько самого фигуриста, сколько его программы, в которой Стойко трактовал (не мне судить, насколько удачно) образ Христофора Колумба. А в крyгax фигурного катания очень быстро сложилась мода на «образ». Причем до такой степени, что выступления мужчин в Coфии чаще напоминали театр абсурда, нежели спортивный турнир.
В свое время великий артист Игорь Моисеев заметил, что «от образа до образины - один шаг». В приложении к фигурному катанию скажу об ином: на мой взгляд, театральность на льду может быть оправдана только тогда, когда спортивная часть программы не вызывает никаких нареканий. Помните показательное выступление Оксаны Баюл после того, как она стала олимпийской чемпионкой в Лиллехаммере? Исполняя тройной прыжок в «Умирающем лебеде» Сен-Санса, она приземлилась не на ноги, а совсем на другое место. И Лебедь «умер» задолго до конца программы.
Спорт можно сколько угодно сравнивать с искусством, но по большому счету он всегда остается игрой. Поэтому и отношения к себе требует серьезного, но с легкой долей иронии. «Спящий ковбой» Бобрина был гениален до мурашек по коже, а ковбой одной из французских надежд в Софии Эрика Мийо - смешон. Фигурист очень серьезно «скакал» на лошади (видимо, надеясь, что к концу выступления в это поверят и зрители), но после нескольких падений, исполненных по полной программе, сидящие на трибунах чувствовали себя так, словно у их знакомого в присутственном месте лопнули штаны.
Куча самых разнообразных разговоров ходила до соревнований и о программе Филиппа Канделоро. В частности, что нельзя пожелать сопернику программы, более удачной для того, чтобы проиграть всем, кому только можно. Неизменный в своей экстравагантности Филипп построил композицию на откровенном издевательстве над судьями. Мне понравилось: первые три минуты я смеялась так, как не смеялась никогда в жизни. Потом Канделоро упал, и смотреть сразу же стало скучно.
Продолжать тему можно сколько угодно. Но все же главным в этом разнообразии образов (или образин?) продолжал оставаться спортивный результат. Все, кто был на утренней тренировке сильнейшей группы, рассказывали, что уже там творилась абсолютнейшая вакханалия, под названием «Кто в лес, кто по дрова». Слишком сильное напряжение выпало на долю лидеров. К тому же в фигурном катании давно сложилась традиция так называемых показательных тренировок: на них всегда присутствуют судьи, зрители. Часто по неопытности фигуристы начинают соревноваться друг с другом именно там, как, например, случилось в Софии с Мариной Ельцовой и Андреем Бушковым: последняя тренировка в их исполнении была феерически впечатляющей. В финале же экс-чемпионы Европы запороли даже те элементы, которые всегда выполняли, что называется, с закрытыми глазами. Но я отвлеклась.
Замечательно для себя исполнил произвольную Алексей Ягудин. Он так старался произвести впечатление уже на разминке, что элементарно не успел отдышаться. Но дотянул, дотерпел. И покинул лед, освобождая плацдарм лидеру - Вячеславу Загороднюку.
Единственной ошибкой фигуриста стал момент в начале программы, когда Загороднюк «зевнул» тройной, сделав вместо него два оборота. Остальные прыжки были великолепны. Я намеренно не вдаюсь в достоинства или недостатки постановки: на трибунах ее в равной степени хвалили и ругали, но суть не в этом. Из всех участников Загороднюк остался единственным, кто показал по-настоящему мужское катание - с классными вылетами на прыжках, высокой скоростью, широкой амплитудой. Он еще не закончил кататься, как сидевший на трибуне участников легендарный тренер Карло Фасси встал и начал аплодировать.
Впрочем, в тот момент, когда Слава покидал лед, утверждать, что его результат так и останется первым, было рановато: ждали выступления Кулика, и никому не могло прийти в голову, какой степени удивление и разочарование обрушится на трибуны всего через несколько минут: фигурист сорвал все, что было можно. И в завершение, когда, казалось бы, результаты приняли законченный вид - Загороднюк, Кулик, Пашкевич, - Илья получил еще один удар: после выступления англичанина Стивена Казенса комбинации судейских оценок сложились таким образом, что Кулик с Пашкевичем поменялись местами: Игорь стал вторым, Илья - третьим.
Музыку «Алладин» Кулик отыскал сам. При всех его ошибках на льду было трудно не заметить, насколько хороши отдельные части программы. Он не изображал, а слышал музыку, пропускал ее через себя. Но столь же явно было и другое: как эта музыка эмоционально «съедает» силы фигуриста. Это можно было бы назвать промахом постановщика - Татьяны Тарасовой, но сама она, работая с Куликом, как-то сказала:
- Я отдаю себе отчет в том, что программа слишком тяжела для Ильи, что она будет ломать его не только психологически, но и физически. Однако если он справится с этим, то в дальнейшем справится с чем угодно.
Остается добавить, что неожиданный для многих расклад добавил головной боли тренерам российской сборной: день назад все были абсолютно уверены, что две вакансии, которые Россия имеет в мужском катании на чемпионате мира, займут олимпийский чемпион Алексей Урманов, который не приехал в Софию из-за болезни, и Кулик. Но если еще раз вспомгить о том, что фигурное катание - это прежде всего спорт, то нельзя не согласиться, что место в сборной в большей степени завоевал все-таки Пашкевич.
* * *
Оценивать танцы (пусть даже с точки зрения журналиста) - занятие утомительное, малоэффективное, а главное - крайне неблагодарное. Как у любого нормального человека, у меня есть на льду свои симпатии и антипатии, за кем-то я наблюдаю более внимательно и пристрастно, на кого-то не обращаю внимания вообще. Но всегда с искренним интересом слежу за оценками судей. Ибо достаточно только раз понять их логику, чтобы было ясно, как расположатся танцоры в итоге.
В свое время известный своей меткостью в высказываниях украинский тренер Валентин Николаев иронично пошутил, что не понимает, зачем вообще собирать танцоров на турниры. Достаточно одних соревнований, после чего можно на протяжении нескольких лет просто рассылать заполненные протоколы заинтересованным лицам. Что ж, как говорится, в каждой шутке есть доля шут... простите, правды.
Ну а если совсем серьезно, то на танцевальных турнирах мне всегда было отчаянно жалко действующих лиц. В разное время - разных. Ирину Моисееву - Андрея Миненкова, Майю Усову - Александра Жулина, Марину Климову - Сергея Пономаренко (пока они стояли в очереди на пьедестал), многих и многих других. Нарушить многолетнюю устоявшуюся иерархию может лишь совершенно экстраординарное стечение целого ряда обстоятельств. Но такое, согласитесь, происходит далеко не всегда. Вот и получается, что на чемпионаты Европы и мира чемпионы приезжают за золотом, серебряные и бронзовые призеры - соответственно за серебром и бронзой. Это значит, что для остальных пробиться в призеры - величайшая удача.
Например, год назад на чемпионат Европы не приехали олимпийские чемпионы Оксана Грищук и Евгений Платов. Версии отсутствия лидеров менялись каждый день, но факт был фактом. А дебютанты российской сборной,только-только вставшие в пару, - Анжелика Крылова и Олег Овсянников получили уникальную возможность с первого же захода стать призерами. Что блестяще и сделали.
Кстати, должна извиниться за то, что в первом репортаже, перечисляя российскую танцевальную группу, которая живет и тренируется в США, я по инерции назвала партнером Анжелики не Олега Овсянникова, а Владимира Федорова, с которым Крылова выступала до позапрошлого года. Сказалась сила привычки: с Федоровым фигуристка появлялась на турнирах много лет, а с новым партнером танцует, что называется, без году неделя. Тем не менее, в Софии Анжела с Олегом имели весьма почетный ранг кандидатов на серебро: после копенгагенского чемпионата любительский спорт покинули сразу две первые пары - Сюзанна Рахкамо - Петри Кокко и Софи Мониотт - Паскаль Лаванши, но на сцене появились Грищук и Платов.
А вот бронзовая вакансия освободилась. И к ней бросились сразу несколько дуэтов.
По исполнению обязательных танцев на третьем месте стояли французы Марина Анисина - Гвендаль Пейзера. Еще в прошлом году мне приходилось слышать, что они вполне могут стать самыми опасными конкурентами российским парам. Тогда Марина и Гвендаль были пятыми, проиграв уже упомянутым мною призерам и белорусскому дуэту Татьяна Навка - Самвел Гезалян. В Софии, еще до начала соревнований, мнение о танцах французов высказывали очень многие, причем все сходились в одном: этот дуэт прогрессирует быстрее, чем кто бы то ни был, включая лидеров. Короче, шансы на бронзу были реальны и оправданны.
Но в оригинальном танце стряслось непредвиденное. В пасодобле фигуристы раскатались до такой амплитуды, что Гвендаль в самый неподходящий момент врезался коньком в борт, и танец мгновенно потерял ритм. Потом вновь случился сбой. Это было тем более обидно, что пасодобль Анисиной и Пейзера по постановке был одним из лучших (если не лучшим) из представленных образцов даже по мнению наиболее пристрастного из зрителей - главного тренера сборной России Елены Чайковской. В итоге французские спортсмены показали лишь четвертый результат, поменявшись местами с украинцами Ириной Романовой и Игорем Ярошенко, но по-прежнему обыгрывая третью российскую пару Ирину Лобачеву - Илью Авербуха.
Поменяется ли эта расстановка? Кто знает. Судьи в танцах (см. выше) не любят менять свои пристрастия.
|