4 февраля 1995
|
Фото © Александр Вильф
на снимке Илья Кулик |
Сенсация? Те, кто видел финал чемпионата Европы в мужском одиночном катании, рассудят сами. Факт остается фактом: чемпионом стал дебютант российской сборной 17-летний москвич Илья Кулик.
Несмотря на всю парадоксальность итогов короткой программы, когда Кулик обошел всех возможных претендентов на высший титул, тот результат был абсолютно закономерен: чемпионат хоть и не был первым серьезным стартом сезона, но психологический груз, свалившийся на его участников, был совершенно особым. Как заметила донельзя расстроенная после парных соревнований экс-чемпионка Европы Марина Ельцова, на любом, даже самом крупном турнире теряешь лишь деньги. На чемпионатах Европы и мира поражение лишает уверенности.
Может быть, именно из-за страха возможной неудачи фигуристы подсознательно задергались. И это стало ясно именно в короткой программе. Кулик же пребывал в том счастливом состоянии, когда собственное катание доставляет лишь удовольствие, терять нечего, а возможные неудачи забываются уже на следующее утро. Может быть, поэтому ошибок не допустил именно он?
Собственно говоря, в финале по-настоящему опасаться ему следовало лишь француза Филиппа Канделоро и украинца Вячеслава Загороднюка. Судейская бригада на первый взгляд сложилась категорически не в пользу россиян, но, как выяснилось уже накануне, никакого навара с состава арбитров не было и иностранцам. Во всяком случае, любимцу публики Канделоро уже в короткой программе зачли все помарки к явно слышимому возмущению трибун. А в четверг вечером окончательно выяснилось, что француз просто не в лучшей форме.
Не на руку ему сыграла и музыка «Крестного отца», в образе которого Филипп пребывает уже столь долго, что вполне мог бы обратиться в ИСУ с просьбой о представлении ему почетного титула «Крестного деда».
Глядя на поистрепавшийся образ, невольно вспоминалась знаменитая мысль о том, что все повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй раз - в виде фарса. Однако свою порцию цветов на льду (словно в компенсацию за ускользнувший титул) Канделоро таки получил. А еще через несколько минут стало ясно, что конкуренцию Кулику не сможет составить и Загороднюк.
- В самый последний момент, уже выходя на лед, я подумал, что надо исключить всякий риск, и выбросил из программы сложную связку тройных прыжков. А в результате наперекосяк пошло все, - рассказывал Слава после награждения. - Так что оправдываться не буду: в том, что проиграл, виноват сам.
Так, как катался Кулик, обычно выступают люди, с самого утра понявшие, что сегодня - их день. Он не соревновался, а просто брал свое. В спорте такое называется «поймать наглость хода». В четырехминутном прокате будущего чемпиона с лихвой хватало и наглости, и хода.
По моим представлениям, оставшимся участникам после просмотра показательного семинара под названием «Вот как это делается» оставалось только поздравить дебютанта и идти паковать коньки, но...
Урманов выступления Кулика не видел. И когда появился на льду, по его лицу читалось, что в отличие от предыдущего дня терять ему уже абсолютно нечего.
Проконстатировать, что произвольную программу олимпийский чемпион выиграл, значило бы не сказать ничего. Зал взревел и встал, еще когда надо льдом звучали последние такты музыки. Все сложнейшие прыжки Алексей выполнял так, словно блестящие приземления были заранее заложены в некую компьютерную программу. Он словно задался целью, с лихвой компенсировать зрителям все то, что недодал им днем ранее.
Стать чемпионом, поднявшись на первое место с шестого, Урманов не мог бы даже теоретически. Но в тот вечер он имел полное право прямо на льду взять микрофон и сказать вслух всему залу: «Я сделал все! И не моя вина, что этого не хватило для победы!»
А до этого, в дортмундском Дворце спорта выясняли отношения танцоры. С выбором оригинального танца фигуристам в этом сезоне явно не повезло: как заметил олимпийский чемпион Александр Горшков, «квикстеп -это не обычный вальс. И чтобы исполнять танец на льду, неплохо бы как следует изучить все тонкости его исполнения на паркете».
Судя по выступлениям на чемпионате, далеко не все спортсмены имели о квикстепе действительно правильное представление. Кстати, к Горшкову я подошла после того, как неоднократно слышала весьма противоречивые отзывы в адрес одной из российских пар - дебютантов Елены Кустаровой и Вазгена Азрояна. Конечно, можно было бы не обращать на критику внимания, если бы не один факт: пожалуй, невозможно припомнить хоть единственный за последнее десятилетие дебют российских пар в танцах, который бы уже после оригинальной программы был оценен судьями столь посредственно.
- Понимаете, - продолжал Горшков, - я считаю себя специалистом в танцах, но даже мне кажется спорной музыка, под которую выступали Лена и Вазген. Я готов согласиться, что это - действительно квикстеп, если мне приведут солидные аргументы. Но судьям-то некогда задумываться на эту тему. Появилось хоть малейшее сомнение - оно тут же отразится на оценках. Что, в общем-то, и получилось.
Примерно так же объяснял мне специфику танцев в Лиллехаммере олимпийский чемпион Кристофер Дин:
- Мы могли бы рискнуть и поставить произвольный танец так, как считали нужным сами, но не могли не учитывать, что судьи не видели нас на любительском льду десять лет, значит, самое главное - не дать им ни малейшего повода для придирок.
Споры о том, кто больше прав - фигуристы или судьи, велись в танцах чуть ли не со дня их существования. Но вот что удивительно (и что лишний раз подтвердил дортмундский чемпионат): чем больше оснований претендовать на высокие места имели танцоры, тем больше они стремились соответствовать нынешним, пусть как всегда несправедливым, с их точки зрения, требованиям. Может быть, как раз потому, что на прошлогоднем примере Торвилл и Дина, точнее, судейской беспощадности в их адрес на Играх, все наглядно убедились в том, что ИСУ всегда прав. Кто считает, что не прав, смотри пункт первый. И уж если усвоить эту истину, то выясняется, что оригинальный танец плясать куда приятнее, нежели обязательные, во время которых даже зрители способны различить в глазах судей запрятанные там циркули и линейки.
Именно так - с удовольствием - откатались еще одни дебютанты в новом составе - Анжелика Крылова и Олег Овсянников. В их танце было куда больше скатанности, нежели накануне. Но, несмотря на третий результат, внимание публики было приковано все-таки не к ним: точно так же, как в Лиллехаммере народ валом валил на румбу Торвилл и Дина, в Дортмунде шли на квикстеп финской пары Сюзанны Рахкамо и Петри Кокко.
Два года назад, когда финны неожиданно для всех (и для себя, в первую очередь) стали третьими на чемпионате Европы в Хельсинки, злые языки утверждали, что бронза - не что иное, как подарок от судей мэрской дочке. Еще через год Рахкамо и Кокко стали четвертыми на Играх в Лиллехаммере и третьими - на мировом чемпионате в Японии. И заговорили об уходе, видимо, полагая, что третий уровень в мире - их предел. Но, как бы то ни было, в этом сезоне финны снова вышли на лед. Уже в роли лидеров.
Не знаю, что сыграло большую роль - упорство самих спортсменов или блестящее мастерство их постановщика и тренера Мартина Скотницки (того самого, что сделал чемпионами мира перед альбервилльской Олимпиадой Изабель и Поля Дюшене), но конкуренцию в Дортмунде Сюзанне и Петри не могут и, похоже, не смогут составить даже предельно разрекламированные французы Софи Мониотт и Паскаль Лаванши.
Что же касается непосредственно квикстепа лидеров, у него все же был один недостаток, как, впрочем, и у румбы Торвилл и Дина год назад: он слишком быстро кончился!
|