Евгения Шишкова - Вадим Наумов: ВПЕРВЫЕ ПЕРВЫЕ! |
|
Фото © Corbis,
Изабель Брассер и Ллойд Эйслер |
24 марта 1993
Досье: Евгения ШИШКОВА. Родилась 18 декабря 1972 года в Ленинграде. Рост 149 см. Вес 39 кг.
Вадим НАУМОВ. Родился 7 апреля 1969 года в
Ленинграде. Рост 175 см. Вес 70 кг.
Бронзовые призеры чемпионатов Европы 1991-93 гг. Серебряные призеры чемпионата Европы 1994 г. 5-е место на чемпионатах мира 1991 и 1992 гг. Бронзовые призеры ЧМ-93. 5-е место на Олимпийских играх-92 (Альбервилль). 4-е место на ОИ-94 (Лиллехаммер). Тренер - Людмила Великова, Хореограф - Наталья Печерская. Выступают за спортивный клуб «Юбилейный» (Санкт-Петербург)
Накануне чемпионата его организаторы пребывали в панике. Вслед за отказом от участия в соревнованиях сильнейших фигуристов мира в оргкомитет стали поступать и отказы от аккредитованных в Макухари журналистов: чемпионат обещал стать одним из самых дорогих, но отнюдь не интересных.
Но ко дню открытия Япония смирилась. И стала осыпать подарками и цветами всех без исключения участников в буквальном смысле слова: даже в квалификационных сериях фигуристы покидали лед, нагруженные букетами, словно уличные торговцы. Но за всей праздничной мишурой уже вовсю сквозило напряжение великой битвы. В конце концов, отсутствие профессионалов, правивших бал в Лиллехаммере, означало только то, что на этот раз медали достанутся другим. Но кто сказал, что достанутся легко?
В парном катании на золото претендовали зразу трое: чемпионы мира прошлого года и бронзовые призеры Лиллехаммера канадцы Изабель Брассер - Ллойд Эйслер, экс-чемпионы Европы Марина Ельцова - Андрей Бушков и Евгения Шишкова - Вадим Наумов, ставшие в Лиллехаммере четвертыми. Именно Женя и Вадим изначально и были ближе всех к достижению цели, У двух друга к пар шансы были не менее осязаемы, но было и оправдание на случай возможной неудачи. Изабель Брассер еще накануне Игр получила травму, задев ребрами плечо партнера на приземлении после подкрутки. В олимпийской горячке было не до того, чтобы обращать внимание на неприятные ощущения, хотя, по словам Изабель, внезапно возникавшая и так же внезапно пропадавшая боль доставляла ей немало волнений. Но настоящие проблемы начались потом, когда после короткого отдыха канадцы вновь приступили к работе.
- Боль стала постоянной и настолько сильной, - вспоминала фигуристка, - что я была вынуждена после первой же тренировки уехать в госпиталь. Там сделали снимок, и только тогда выяснилось, что сломано ребро. Врач был категорически против того, чтобы я продолжала кататься, но я решила все-таки попробовать. И, по-моему, даже притерпелась к боли. По крайней мере, она не становится сильнее.
Тем не менее вопрос о выступлении чемпионов мира (кстати, единственных здесь, в Макухари, обладателей этого титула) оставался открытым до самого финала. Техническую программу канадцы катали предельно осторожно, но, несмотря на маленькую хитрость партнера, который ловил Изабель из злополучной подкрутки не за талию, а за бедра, ребро снова было травмировано, и к уговорам врача отказаться от выступления присоединилась и тренерская группа канадцев. Но Изабель, что называется, уперлась. Видимо, потому, что, как еще до Игр в Лиллехаммере заявили фигуристы, этот сезон - последний для них в любительском спорте, и под занавес они хотели бы попытаться отстоять прошлогоднее чемпионское звание.
С точки зрения фигурнокатательной очереди, все к этому и шло: золотые и серебряные
призеры Лиллехаммера Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков и Наталья Мишкутенок - Артур Дмитриев от выступления в Японии отказались. Причины назывались разные, но, думается, ближе всего к истине была тренер Наташи и Артура Тамара Москвина, мудро заметившая в адрес профессионалов, что не стоит ехать на чемпионат мира после того, как выиграл Олимпийские игры, и уж совсем нечего там делать, если их проиграл. Как показала практика, все без исключения профи могли бы подписаться под этим изречением.
Но мы отвлеклись. После исполнения «техники» судейские голоса разделились между фаворитами практически поровну: четыре первых места у Шишковой и Наумова (несмотря на нелепейшее - на ровном месте - падение Жени), три (тоже после падения) - у канадцев и два - у Ельцовой и Бушкова. Но, несмотря на плотность результатов, я, пожалуй, погорячилась, сказав о равных шансах. Марине и Андрею было куда труднее, нежели соперникам. И, должно быть, куда обиднее. Возвращение на время Игр в любительский спорт двух легендарных российских пар отодвинуло действующих чемпионов Европы на четвертое место в национальном чемпионате и, как результат, - сильнейшая европейская пара лишилась участия в чемпионате Европы-94 и Олимпийских играх. А выступать в мировом первенстве без предварительной обкатки на серьезных судьях и публике занятие чрезвычайно нервное и рискованное: вспомните, чем закончилось выступление в Норвегии чемпионов мира в танцах Майи Усовой и Александра Жулина после годичной «изоляции» в Лейк-Плэсиде!
Нервничали, конечно, и другие. Просто ошибки дебютантов резали глаз своей нелепостью, но оставляли публику равнодушной: все терпеливо ждали выхода на лед последней четверки участников: компанию трем парам-фаворитам составили чешские фигуристы Радка Коваржикова - Рене Новотны, вот уже три года тренирующиеся под присмотром трехкратной олимпийской чемпионки Ирины Родниной.
А дальше все происходило предельно быстро: блестящее катание Шишковой и Наумова и самую чуточку, но заниженные оценки - извечный удел пары, выходящей на лед впереди соперников. Затем - лебединая песня канадцев, в которой Изабель откаталась просто замечательно для человека со сломанным ребром, но не более того. Чтобы отстоять чемпионское звание, им не хватило всего чуть-чуть. И наконец... Собственно говоря, у нас только и хватило времени подумать о том, что в сложившейся ситуации Марина Ельцова и Андрей Бушков получили шанс, которого у них никогда еще не было - стать чемпионами мира. Но через считанные секунды после начала Марина упала на параллельном тройном прыжке, уложив последний кусочек головоломки совсем не в то место.
|