ДЕВОЧКА, ПЕРЕВЕРНУВШАЯ МИР ВВЕРХ НОГАМИ |
|
Фото © Corbis,
на снимке Оксана Баюл |
16 марта 1993
Потрясающая победа в Праге в последний день чемпионата мира 15-летней украинской фигуристки Оксаны Баюл затмила даже выстраданный триумф российской танцевальной пары Майи Усовой и Александра Жулина. Триумф, к которому оба они - Майя и Саша - шли более двадцати лет.
Первый комментарий к выступлениям одиночниц я услыхала, из уст самого, пожалуй, беспристрастного (или наоборот?) - зрителя - судьи, оценивавшего именно этот вид программы чемпионата. Причем не только здесь, в Праге, а на протяжении доброго десятка последних лет. Правда, наш разговор принял столь неожиданный оборот, что мне пришлось пообещать, что имя собеседницы ни в коем случае упомянуто мною не будет. Ибо жесткие, порой драконовские, правила ИСУ позволяют арбитрам: сколь угодно излагать свое мнение в оценках, но ни в коем случае не высказывать его вслух.
Ранее - в оригинальной программе у женщин - произошел беспрецедентный случай: на второе место, вслед за чемпионкой США Нэнси Керриган, судьи вывели дебютантку чемпионата Оксану Баюл, дав ей тем самым шанс стать чемпионкой мира. Позади остались как минимум три претендентки на это звание: четырехкратная чемпионка Европы, темнокожая француженка Сюрия Бонали, китаянка Лю Чен и японка Юка Сато.
Именно в этот момент я и задала вопрос, отнюдь, впрочем, не рассчитывая на взаимность. Но повезло.
- Как же вы, судьи, допустили, что дебютантка вдруг, с первого же раза, оказалась в элите? Получила место, в очереди за которым фигуристы стоят годами?
- Когда-нибудь это должно было случиться. И случилось: появилась девочка, перевернувшая все вверх ногами. Я первый раз в жизни пожалела, что не имею права проявить эмоции.
- Вы считаете, что чемпионкой станет именно она?
- Думаю, это было бы слишком. Но она будет впереди Бонали. Если только ей уж очень не повезет во всем, начиная с жеребьевки...
В жеребьевке Оксане не повезло жутко. Она вытянула первый стартовый номер, повергнув в траур всех своих болельщиков. Уже потом, после финала, ее тренер Валентин Николаев, трясущимися руками сжимая цветы, скажет:
- Я молил бога, чтобы она выступала первой, или, в худшем случае - второй. По собственному опыту знаю, что запоминаешь самую высокую оценку соперника. Вот и получилось, что все остальные запомнили только Оксанины 5,9. А кататься после того, как соперник получил 5,9, поверьте, уже совсем не хочется...
Только на пресс-конференции, судя по тому, как ошарашенно молчал зал, все вдруг стали понимать, что в фигурном катании произошло нечто. А виновница, шмыгая носом, смущенно улыбалась.
- О чем вы думали, когда после своего выступления ждали конца соревнований?
- Ни о чем. Я плакала, потом красилась, а потом снова плакала.
- А почему последний прыжок сделали чуть хуже, чем остальные?
- Я не помню. Когда вышла на лед, то увидела судей: они смотрели на меня, как на кролика, и это было очень страшно.
- Вы так долго не выходили на пьедестал...
- Я давала интервью комментатору компании Эн-би-си - Катарине Витт.
- И что она вам говорила?
- Что подумает, прежде чем действительно вернется на лед.
- У вас никогда не было травм?
- Нет. Вот только на разминке перед финалом я въехала в рекламный щит одной из японских фирм и пробила его коньком, за что приношу японцам искренние извинения.
Точкой в этом интервью был совершенно доконавший публику ответ.
- Оксана, вы никогда не пробовали себя в парном катании?
- Что вы, я и в одиночном еще ничего не добилась...
Исключительность победы 15-летней Баюл заставила публику подзабыть о том, что накануне в танцах на пьедестал поднялись сразу три российских дуэта. Правда, даже совершенно блестящая, на мой взгляд, победа Майи Усовой и Александра Жулина (интервью с ними вы прочитаете в одном из ближайших номеров «СЭ») не помешала на следующий день членам ИСУ раздраконить в пух и прах все то, что происходило в танцах вообще. Больше всего видавших виды ИСУсшиков потрясло, как ни странно (или, как и следовало ожидать?), количество пар бывшего СССР, осадивших в одночасье пражский лед.
- Я не могу понять, - негодовал Карло Фасси, более тридцати лет практиковавший в Америке и подготовивший почти всех американских чемпионов мира, - каким образом пара, которая выступала еще в прошлом году за одну страну, выходит здесь совершенно под другим флагом? Они должны ждать как минимум год!
Мнение Фасси, кстати, разделяют многие, ошалевшие от числа участников чемпионата. Поскольку разговор мой во время танцевального финала (хотя отнюдь не о танцах) зашел именно с итальянским маэстро, позволю себе привести его почти полностью.
- Карло, вы как-то вдруг пропали с международной сцены. В том смысле, что все привыкли видеть вас при звездах, а здесь, в Праге...
- Здесь я работаю с итальянской сборной. А в ней, к моему сожалению, звезд действительно нет. Последней из моих известных учениц была американка Джилл Тренари, которую я готовил к чемпионату мира 1990 года. Но сейчас приглашать фигуристов в Италию безумно дорого для них самих. Я живу в Милане, где возле катка практически нет дешевых пансионов. В прошлом году ко мне приезжала тренироваться китаянка Лю Чен и четыре месяца жила в гостинице, за которую приходилось платить по 50 долларов в сутки.
- Что вы думаете об этом чемпионате?
- Впервые на моей памяти состязания женщин более интересны, чем все остальные виды программы. Это не мешало мне восхищаться катанием Курта Браунинга, канадской пары... О танцах я, простите, не говорю: разобраться в том, что там происходит, не могут, похоже, даже судьи. Женщины же меня просто потрясли.
- Кто именно?
- Оксана Баюл. Нэнси Керриган каталась в оригинальной программе очень хорошо, но не более того, хотя судьи и поставили ее на первое место.
- А Сюрия Бонали?
- Я никогда не считал ее хорошей фигуристкой, но она не падает. Ей достаточно зацепиться за лед хоть краешком лезвия, чтобы получить точку опоры после любого прыжка.
- Да, но мы же говорим о фигурном катании, а не о прыжках на льду.
- Это уже вопрос правил. И их, на мой взгляд, надо менять самым срочным образом - поощрять более выразительное катание у женщин и более атлетичное - у мужчин. Если этого не произойдет, то через несколько лет в одиночном женском катании останутся только китаянки.
- Именно это уже произошло в прыжках в воду и почти происходит в гимнастике.
- Знаю. Поэтому и стараюсь говорить об этом где только можно. И отдаю себе отчет, что за этим стоит куда более серьезная угроза: как только американцы потеряют интерес к фигурному катанию - а это непременно произойдет, если они начнут проигрывать, - то всем нам, тренерам, можно будет прикрывать лавочку. Кстати, мне очень хотелось бы, чтобы об этом задумались судьи из бывшего СССР, которые оценивали танцы.
- Почему танцы?
- Потому что, на мой взгляд, американская пара Сур - Рока была намного выше классом, нежели пары, занявшие с четвертого по десятое места. Вы хотите убить танцы в США? Так будьте готовы к тому, что это будет первым шагом и к вашему самоубийству.
|