Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира 1993 - Прага (Чехия)
НЕРВЫ, НЕРВЫ...
Майя Усова и Александр Жулин
Фото © Corbis,
на снимке Майя Усова и Александр Жулин

11 марта 1993

Букет роз упал на лед совершенно неожиданно, когда судья-информатор уже объявил о выходе бронзовых призеров чемпионата Европы Сюзанны Рахкамо и Петри Кокко. И партнер, начисто забыв о предстоящем выступлении и своей партнерше, со всех ног бросился сначала к цветам, а затем к той, кому они предназначались - Майе Усовой.

Они с Александром Жулиным только-только откатали вестминстерский вальс, первый из двух обязательных танцев, и стоявшие у бортика Наталья Дубова и хореограф, итальянец Джузеппе Арена первый раз за день смогли перевести дух.

- Я каждый раз удивляюсь выдержке Дубовой, - выдохнул Арена. - Она находит в себе силы шутить, улыбаться, я же чувствую себя так, словно сам пять минут провел на льду, таская за собой заливочную машину.

Это, кстати, чувствовалось, когда Арена снова вышел к бортику - наблюдать за второй своей парой, итальянцами Стефанией Калегари и Паскуале Камерленго. Его измотанность словно передалась танцорам, которые даже в обязательной программе ну никак не тянули на солистов, создавая лишь фон для лидеров. Впрочем, именно в этом всегда и заключалась жестокая несправедливость (или высшая справедливость?) фигурного катания: внимание прессы, судей, болельщиков с первых же мгновений приковано к избранным, остальным, увы, при всем рвении остается роль «шагов за сценой»...

Абсолютно ошалев от назойливо жужжащей фонограммы (это может понять лишь тот, кто вынужден наблюдать за тремя десятками дуэтов, выступающих под одну и ту же музыку), я завела разговор с наиболее пристрастным из наблюдателей - Еленой Чайковской. Впрочем, скорее, это был все-таки монолог, начавшийся весьма своеобразно:

- Знаете, - вдруг повернулась она ко мне, отвечая на вопрос о том, что привлекло ее внимание в нынешнем танцевальном турнире, - в конце 70-х, когда еще катались Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, Ирина Моисеева и Андрей Миненков, тогдашний президент техкома ИСУ своей властью ввел поправку в правила. Звучала она приблизительно так: «Запрещается закатывать глаза кверху, открывать рот, высовывать язык и принимать сексуальные позы». Потом про поправку забыли, но, на мой взгляд, пора ввести ее вновь. Посмотрите, что творится на льду! Мало того, что все наперебой копируют стиль олимпийских чемпионов Джейн Торвилл и Кристофера Дина (забыв, кстати, что эталон-то они эталон, но двенадцатилетней давности, да к тому же никогда не отличались эмоциональностью - одна только голая техника, этакая холодная бесполость в отношениях на льду),- от этих жалких подражаний в глазах рябит. Но ведь еще непрерывно и откровенно вешаются друг на друга!

На мою попытку подлить масла в огонь вопросом: а вы могли придумать что-то новое? - Чайковская, ненадолго задумавшись, ответила:

- Даже если бы я задалась такой целью, все равно не ответила бы на ваш вопрос. Для этого нужно не спать ночами и ни в коем случае не относиться к работе, как к конвейеру, работая с одной, от силы двумя парами. Не исключено, кстати, что после всех бессонных ночей вдруг поймешь, что ничего не получилось. Зато тому, кто вдруг сумеет вывести танцы на новый виток, гарантирована долгая, гораздо более долгая популярность, чем всем нынешним чемпионам. То, что происходит сейчас, - тупик. Хотя не все еще это поняли.

В тупике в этот день танцевального марафона оказались судьи. Озверев приблизительно к середине программы (их терпение испытывали 29 дуэтов!), они начали демонстрировать такой разнобой в оценках, что трибуны, посвистев, стали откровенно смеяться. А потом и вовсе потянулись на тренировочный каток, где по графику тренировок их ожидало потрясающее шоу - одновременно на лед должны были выйти Сюрия Бонали, Нэнси Керриган, Юка Сато и наша (простите, украинская, но все равно наша) Оксана Баюл.

Но спектакль был сорван: квалификационный марафон настолько укатал девушек, что они дружно отдыхали. И на лед, уставленный телеобъективами похлеще, чем это бывает на финале, вышла лишь французская темнокожая звезда.

Бонали долгие полчаса (фонограмму технической программы ей включали четырежды) шлифовала свои тройные, от души избороздив лед приземлениями, которые, к отчаянию тренера, пятикратного чемпиона Европы Алена Жилетти, со времени европейского первенства отнюдь не стали более плавными. Для полного и окончательного покорения публики Сюрие не хватало именно «фона» - соперниц, которым, по тайному замыслу негритянки, суждено было померкнуть перед ней уже здесь, на генеральной репетиции. Однако кто знает - может быть, на нынешнем чемпионате Бонали отведена судьбой отнюдь не роль предполагаемой примы?

На выходе с тренировочного катка я буквально наткнулась на трехкратную олимпийскую чемпионку Ирину Роднину. И не узнала. Точнее, не поверила глазам. Потому что выражение ее лица никак не могло принадлежать той Родниной, которую я привыкла видеть последние годы. Это была Роднина тринадцатилетней давности: глаза, смотрящие внутрь себя, спекшиеся, искусанные губы... Тут я вспомнила, что Ирина там, у себя в Америке, в своем центре, уже полгода тренирует серебряных призеров прошлогоднего чемпионата мира чехов Радку Коваржикову и Рене Новотны. И поняла ее состояние.

Однако в этот вторничный вечер, когда техническую программу катали спортивные пары, все сложилось совсем не так, как планировали специалисты. Теоретически, согласно «фигурной» иерархии, на первое место судьи могли поставить любую из пар, бывших на подступах к мировому и олимпийскому первенству год назад. Если бы не... наши Ельцова и Бушков, выигравшие январский чемпионат Европы. Именно они по логике должны были в судейских умах занимать первую строчку!

Ах, если бы все происходило согласно логике! На деле же все было как раз наоборот: Марина и Андрей подсознательно страховались, снизили скорость, амплитуду движений. И в том месте, где в программе значилась поддержка, зал понял, что именно скорости и амплитуды им и не хватает - должно быть, только Богу одному известно, как спортсмены удержались на ногах... В результате остались пятыми.

Следом за ними - должно быть, от неудержимого желания немедленно воспользоваться ошибкой соперников - нечто невообразимое начали творить на льду чехи. Вплоть до прыжков и вращений в совершенно разные стороны! Остальным нужно было только не пытаться прыгнуть выше головы. А посему окончательный расклад сил перед произвольной программой с канадцами Изабель Брассер и Ллойдом Айслером на первой строке, вовсе не так неожидан, как это может показаться при первом взгляде на результаты.


 
© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru