Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Гостевая книга
Translations
Фотогалерея

Игры Доброй Воли-1994 - Фигурное катание
БОРЬБА ЗА МЕДАЛИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ
Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев
Фото © Corbis
на снимке Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев

Турнир фигуристов на Играх доброй воли смотрелся по меньшей мере странно. Больше всего мне хотелось разыскать человека, которому первому пришло в голову внести столь экзотическое дополнение в программу летних соревнований. Но, увы. Все, с кем мне пришлось беседовать на эту тему, в том числе сами фигуристы, пожимали плечами и соглашались с тем, что фигурное катание в августе - по меньшей мере абсурд.

Судите сами. Все сильнейшие мастера (то есть те, на кого действительно стоило смотреть) лишь в июле возвратились из Америки после трехмесячных гастролей. На мой вопрос о неучастии в Играх чемпионки мира и Олимпийских игр Оксаны Баюл сама спортсменка, приехавшая-таки в Питер, воскликнула:

- Выступать? Да что вы, какое может быть выступление после такого сезона!

На мой взгляд, она была абсолютно права. Конечно, со мной можно не согласиться - выступили же в Санкт-Петербурге - и блестяще - олимпийские чемпионы Наталья Мишкутенок - Артур Дмитриев, Алексей Урманов, чемпионы мира Евгения Шишкова - Вадим Наумов, экс­чемпионы Европы Марина Ельцова - Андрей Бушков... Но объяснить их самозабвенное катание не так сложно, вспомнив территориальную принадлежность: все они выступали дома и ради этого, уверена, можно идти на любые жертвы и самое немыслимое напряжение сил.

Во всех остальных случаях (женское одиночное катание и танцы) зрители получили возможность лицезреть старые программы, к тому же явно не первой свежести исполнения. У женщин эта беспомощность объяснялась по меньшей мере двумя причинами. Четырехкратная чемпионка Европы француженка Сюрия Бонали в день выступления сломала лезвие конька, была вынуждена зменить ботинки и в связи с этим чувствовала себя на льду откровенно неуютно. Такая же участь постигла одну из лучших российских фигуристок Марию Бутырскую: коньки у нее украли за три дня до отъезда в Санкт-Петербург прямо из номера спортивной базы в Новогорске. Что же касается танцев, то, как образно выразился один из журналистов, вид, всегда считавшийся украшением любых соревнований, в связи с отсутствием сильнейших стал на Играх доброй воли чем-то вроде кильки в томате в нагрузку к деликатесной рыбе. Съедобно, но только за неимением лучшего.

Увы, не сами ребята виноваты в том, что танцы в исполнении ведущих российских дуэтов последних лет - Марины Климовой - Сергея Пономаренко, Майи Усовой - Александра Жулина, Оксаны Грищук - Евгения Платова прилично избаловали постоянных наблюдателей и абсолютно отучили их от мысли, что в этом виде существует второй эшелон. Впрочем, для обыкновенных петербуржцев Игры в исполнении фигуристов все равно стали праздником. Стоило начаться соревнованиям, как моментально и очень ощутимо поредели полные до тех пор трибуны в бассейне СКА, где соревновались прыгуны в воду, и в СКК, отданном в распоряжение гимнастов. Народ шел в «Юбилейный». Отстаивал немыслимые очереди и покупал за немыслимые деньги билеты.

И все же позвольте мне не писать о соревнованиях. В конце концов журналист имеет право побыть просто зрителем, а зритель, как сказал там же, в Санкт-Петербурге, Валентин Николаев - тренер украинских фигуристов, олимпийских чемпионов Виктора Петренко и Оксаны Баюл, редко запоминает те или иные программы. Зато годами помнит показательные выступления. Итак...

ОТДЕЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Возвращаясь к уже затронутой мною гастрономической теме, я бы назвала первую часть заключительного показательного спектакля изысканнейшей закуской перед главным блюдом. Среди призеров Игр особенно блестяще смотрелись выступления чемпионов мира в парном катании Шишковой - Наумова и, конечно же, одного из самых экзотических фигуристов Филиппа Канделоро. За день до завершения турнира петербуржцы были здорово расстроены своей бронзой, которая тем не менее отнюдь не была расценена тренером пары Людмилой Великовой, как неудача. Несвойственные Жене и Вадиму помарки объяснялись лишь тем, что они - единственные из участников - пошли на колоссальный риск: решили показать публике новую, только-только поставленную произвольную программу.

- Если бы мы не сделали этого, - объясняла Великова, - ребята были бы вынуждены еще один сезон катать старую композицию. На доработку новой к первому международному турниру Skate America, который должен состояться уже в сентябре, просто не осталось бы времени.

Тренер была абсолютно права. Тем не менее неизбежный недостаток «сырой» программы - отставание от музыки и чуть уловимая несинхронность движений были тут же подмечены судьями. Зато в показательном прокате Женя и Вадим были великолепны. Будь на то воля зрителей, пару не отпустили бы со льда ни за что на свете. Но напичканная событиями программа заключительного дня Игр требовала жесточайшего регламента во всех оставшихся видах, дабы не поставить под угрозу праздник торжественного закрытия, намеченный на вечер.

Сожаления по этому поводу возникли у гостей «Юбилейного» и тогда, когда на лед вышел Канделоро. Француз владел залом, как Бог, страдая, радуясь, доводя зрителей до экстаза. Самое удивительное, что на льду он не пытался сделать ни одного сложного прыжка, которые, кстати, далеко не всегда получались у него в турнире. После того как Канделоро не самым лучшим, по его убеждению, образом завершил сезон (был третьим на Олимпийских играх в Лиллехаммере и вторым - на чемпионате мира в Макухари), его засыпали предложениями профессиональные менеджеры, умоляя оставить любительский порт и перейти на профи-сцену. Канделоро отказался. В Санкт-Петербурге уступил Урманову и Тодду Элдриджу, по словам очевидцев, был страшно этим расстроен и даже зашвырнул тарелку с бананами, поставленную для спортсменов в раздевалке, куда-то в угол. Но, выйдя на публику пустя несколько минут, был снова безмятежно радостен, шутил с поклонницами и раздавал автографы.

Канделоро сторицей получил признание зала в воскресенье, а затем, едва сняв коньки, укатил в аэропорт. По предварительной информации - готовиться к серии выступлений в показательном турне, которое организовывает с 14 сентября у себя на родине канадский фигурист Элвис Стойко.

Кстати, в день соревнований одиночников сразу из трех стран - Финляндии, Швейцарии и Англии - в частных телефонных беседах прошла информация о том, что на одной из тренировок, выполняя сальто на льду, Стойко сломал шейные позвонки и находится при смерти. Информация казалась столь правдоподобной, что о трагедии было объявлено на пресс-конференции и в телевизионном репортаже. Однако информационные агентства молчали, а днем позже корреспондент АР разыскал Стойко {предельно удивленного сообщением о своей почти что смерти) в Канаде. Где тот, не подозревая о возникшем ажиотаже, завершал последние организационные дела, связанные с предстоящим шоу-туром.

Но мы отвлеклись.

ОТДЕЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Приезда на показательный турнир олимпийских чемпионов Оксаны Баюл и Виктора Петренко ждали и к нему готовились. В пресс-центре заранее были вывешены объявления об их персональной пресс-конференции (которая в итоге была скомкана и проведена в общей куче с призерами танцевального и женского турниров). В показательных же имена фигуристов стояли в середине второго отделения, словно отделяя суперзвезд от звезд вообще.

Посмотреть на титулованную пару действительно стоило. Несмотря на свои предыдущие сетования о потере формы и лишнем весе, Оксана в роли лебедя Сен-Санса была, как всегда, очаровательно неповторима. «Она - профессионал в высшем смысле этого слова, - сказал о Баюл Николаев. - Как бы плохо ни была готова, никогда не позволяет себе показать это окружающим. Да и Виктор тоже».

Петренко параллельно подтверждал слова Николаева, катая новую медленную программу, поставленную его основным тренером Галиной Змиевской. Не было, пожалуй, в «Юбилейном» зрителя, которого бы не интересовало, останется ли Виктор в любителях или вновь вернется в профессиональный спорт. Судя по всему, фигурист до сих пор не ответил на этот вопрос самому себе, но его выступление позволяло предсказать массу неприятностей любителям - в случае первого решения и массу восторга зрителям (увы, не нашим) - в случае возвращения в профи.

Совместный номер програм­мы Петренко и Баюл - рок-н-ролл заметно отличался в лучшую сторону от исполненного впервые в Лиллехаммере. И невольно наводил на мысль, что если в парном, да и в одиночном катании фигуристы начнут столь же органично вплетать в свои программы танцевальный орнамент, то их выступления станут на порядок зрелищнее. Сами же танцы придется или срочно трансформировать, пересматривая рамки существующих правил, или же задуматься об их исключении из программы соревнований вообще.

Ледовый десерт мог удовлетворить любого, самого привередливого ценителя.

Сюрия Бонали являла аудитории чудеса акробатическо-каскадерского искусства, «классик» до мозга костей Алексей Урманов во втором выходе избрал категорически непривычный для себя характерный танец, исполненный... в лучших традициях все той же классики. Этo невольно заставляло задуматься о том, что, сколь часто ни выходил на балетную сцену в характерных образах великий Владимир Васильев, для миллионов почитателей он на всю жизнь остается Спартаком.

И наконец зал дождался кульминации. На лед вышли Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев. Накануне, в финале парных состязаний, мне показалось, что придуманная и поставленная Артуром программа под Первую симфонию Бетховена в исполнении олимпийских чемпионов, несмотря на их нечеловеческую усталость, оставляет гораздо более сильное впечатление, нежели в одном из первых - и тоже блистательных - прокатов в Лиллехаммере. Именно поэтому я (и не только я) была абсолютно уверена, что в показательных не может случиться так, что чемпионы будут исполнять что-то иное.

Первая симфония была показана лишь трехминутным финалом. Но как!

И, наверное, не так уж прав был Николаев, утверждая, что большинство зрителей запоминает лишь показательные танцы. Хотя, может быть, именно руководствуясь такими же соображениями, Мишкутенок и Дмитриев завершили ледовый праздник так, а не иначе?..

1994 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru