Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1994 - Копенгаген (Дания)
ЭКС-ПРОФИ - ЛЮБИТЕЛИ - 3:1. НО НЕ БЕЗ ПОМОЩИ СУДЕЙ
Майя Усова и Александр Жулин
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Майя Усова и Александр Жулин

25 января 1994

Вот и все. Самый интересный в истории европейского фигурного катания чемпионат завершен. В парном катании, среди мужчин и в танцах, победили вернувшиеся на лед профессионалы: Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков, Виктор Петренко, Джейн Торвилл - Кристофер Дин. У девушек в четвертый раз подряд чемпионкой Европы стала француженка Сюрия Бонали. Двукратная олимпийская чемпионка, 4-кратная чемпионка Европы, 6-кратная чемпионка мира Катарина Витт осталась лишь восьмой, отстояв, однако, право на место в немецкой олимпийской команде.

МЮНХЕНСКИЙ ВАРИАНТ

Когда табло высветило оценки олимпийских чемпионов-84 Джейн Торвилл и Кристофера Дина, по трибунам пронесся стон. И в ту же секунду на экранах компьютеров появилось: Майя Усова - Александр Жулин - 1-е место. Такого поворота мало кто ожидал. Да, произвольный танец англичан не отличался ни композицией, ни зрелищностыо - а при отсутствии этих двух компонентов надеяться только на технику ног, которая у Торвилл и Дина всегда была изысканной, мягко говоря, было наивно. Но ведь в предыдущих состязаниях танцоров судьи сделали все, чтобы обеспечить олимпийским чемпионам максимально легкий доступ к золотым медалям - вывели их в лидеры. Неужели в решающий момент они отвернулись от англичан?

Владелец крупнейшего профессионального агентства Майкл Розенберг, про которого поговаривают, что в папке он носит заполненные контракты на добрую половину российских фигуристов, вскочил и, перескакивая через зрителей, помчался вниз - поздравлять «своих» - Майю и Сашу.

Но именно в тот момент, когда Розенберг появился у бортика и еще раз бросил взгляд на табло, там загорались оценки Оксаны Грищук и Евгения Платова, вышедших на лед после Торвилл и Дина: 6,0...6,0...6,0... А на компьютере появилась окончательная расстановка: 1. Торвилл - Дин. 2. Грищук - Платов. 3. Усова - Жулин.

На жаргоне фигурного катания это называется «прорезать». Суть этой манипуляции заключается в том, что, если при определенном соотношении судейских голосов в оценке произвольного танца первых двух пар выставить высший балл тем, кто в общем зачете идет на третьем месте и ни при каком раскладе уже не может достать лидеров, срабатывает достаточно сложная комбинация чисел, в результате которой третья пара становится второй, вторая выходит в чемпионы, а первая - опускается на третью ступень. Именно это и произошло на глазах у изумленной публики.

В шоке были все. Кстати, точно такая же история, послужившая поводом для десятков газетных и телерепортажей, произошла по иронии судьбы именно с Усовой и Жулиным на чемпионате мира-91 в Мюнхене. Они шли на первом месте, имея лучший результат в обоих обязательных и оригинальном танцах, но после того, как в финальном прокате вновь опередили основных соперников - Изабель и Поля Дюшене и уже принимали поздравления, судьи выставили высшие оценки Марине Климовой и Сергею Пономаренко. Дюшене стали чемпионами, а Усовой и Жулину досталась бронза.

Испытать такое дважды я не пожелала бы и врагу. После того как Майя и Саша провели на льду более 20 лет, большую часть которых простояли в танцевальной очереди за медалями, а в прошлом году впервые стали чемпионами мира и Европы и получили долгожданный шанс на олимпийское золото, мнение многих сводилось к тому, что победа на предолимпийском чемпионате континента Торвилл и Дин была бы верхом спортивной несправедливости по отношению к российским танцорам. Правда, те же самые люди вполне допускали, что Торвилл и Дин все-таки победят. Но что они победят ТАКИМ ОБРАЗОМ...

На самом деле, видимо, расчет судей после просмотра большинства предсоревновательных тренировок был элементарным: произвольный танец чемпионов мира-92 Усовой и Жулина был явно сильнее танца английских экс-профи. Хорошо смотрелся и рок-н-ролл в исполнении Оксаны Грищук и Евгения Платова. Этот танец абсолютно идеально ложится на характер и темперамент Оксаны и Жени и производит феноменально сильное впечатление. Если бы Грищук и Платов вышли на лед раньше своих соперников, судьи вполне могли бы проигнорировать их видимое превосходство и овации трибун и выставить оценки как Бог на душу положит. Но по жеребьевке вторая российская пара выходила на лед последней, и на фоне классического академизма и достаточно невыразительного музыкального сопровождения Торвилл и Дина смотрелась как минимум на две головы выше англичан.

Я не настолько разбираюсь в тонкостях именно танцев на льду, чтобы спорить о том, чей танец был сильнее с точки зрения технического мастерства. После соревнований в компании специалистов мне достаточно доходчиво, а, главное, наглядно - закрыв верхнюю часть экрана так, чтобы в поле зрения оставались только ноги танцоров, - объяснили, что в танце действительно стоит высоких оценок, а что - не более как работа на публику. Но тем не менее танцы со времен своего возникновения считались видом, где напрочь отсутствуют какие-либо критерии оценки. В парном или одиночном катании даже самые неподготовленные зрители знают, что выигрывает, как правило, тот, кто меньше падает. В танцах же публика хочет зрелища - и ей наплевать на всевозможные и, главное, невидимые неподготовленному глазу «шассе», «кроссроллы» и «моухоки». А значит, судьи получают карт-бланш.

Самое парадоксальное, что зрители психологически были гораздо больше готовы к тому, что Торвилл и Дин вопреки предварительным прогнозам первыми все-таки не станут. Накануне, когда судьи поставили на девятое место в технической программе Катарину Витт, лишив ее последних шансов на медаль, они тем самым публично признались в том, что магия имен профи-звезд, многократно усиленная рекламой, далеко не всегда способна заставить их пренебречь объективным положением дел. Но в танцах судьи болельщиков обманули.

Кстати, за два дня до соревнований одиночниц по пресс-центру распространился слух о том, что Витт травмировала ногу и, скорее всего, выступать не будет. Когда я подошла к ее тренеру Ютте Мюллер, чтобы уточнить информацию, та сказала:

- У Катарины действительно обострилась старая травма. Впервые боль дала о себе знать, когда мы начали много прыгать на тренировках. Потом прошла. И здесь голеностоп снова заболел. Врачи предложили Витт поехать в госпиталь, но дело ограничилось обезболивающим уколом и повязкой, потому что Катарина и слышать не хотела о том, чтобы отказаться от выступлений.

Правда, сыграть на сострадании (а именно так расценили травму Витт профессионально-язвительные журналисты) у примы не получилось. После унизительных для чемпионки оценок, большинство которых было разбросано в диапазоне 4,6 - 4,8, она произнесла в подъехавшую камеру, что изначально не рассчитывала на высокое место, и разрыдалась. А Мюллер, запоздало кинувшаяся хрупким телом на объектив, так и не сумела скрыть тут же растиражированную на весь мир слабость «железной» Катарины.

Ну а сколько слез было пролито в надежно укрытых от чужих глаз раздевалках танцоров - не видел никто. У меня было двойственное чувство. С одной стороны, я не могла не восхищаться тем, как отчаянно, до последнего музыкального такта трудились Грищук и Платов, и была искренне рада их впервые полученному серебру. С другой - как же хотелось, чтобы в танцах можно было вручить не две, а четыре золотые медали!

После соревнований все иностранные журналисты собрались в пресс-центре, а российские ждали прямо у дверей, откуда должны были появиться призеры. И даже через два часа после награждения, в первом часу ночи, когда стала очевидной бесполезность ожиданий, мы по-прежнему смотрели на дверь, подсознательно надеясь хотя бы своим присутствием поддержать и, может быть, утешить чемпионов мира. Хотя какие, к черту, из нас в тот вечер были утешители!

КАТЯ, КАТЯ, КАТАРИНА...

В день заключительного финала чемпионата я искала Майкла Розенберга уже целенаправленно.

- Майкл, расскажите мне о Витт и Бойтано... Ведь их переход в профессионалы был делом ваших рук?

- В какой-то степени, да. Я заплатил им кучу денег, когда они сказали, что хотят создать свой собственный театр. Он просуществовал два года. За это время Витт и Бойтано потеряли практически все деньги и очень вовремя вернулись в любительский спорт.

-Значит, вы не относитесь к тем, кто считает, что возвращение Катарины было колоссальной ошибкой и авантюрой?

- Почему?! Вы представляете себе, сколько она на этом заработает? И уже заработала? Меня как профессионала это просто восхищает.

- А ее катание?

- Тоже. Это фигуристка, на которую люди придут смотреть всегда.

- Но я слышала от самого Бойтано, что спрос на Катарину уже далеко не тот, каким был шесть лет назад.

- Поверьте мне, после Олимпиады, даже если Катарина не станет там выступать, она будет нарасхват. Тем более что сейчас Витт благодаря напряженным тренировкам вновь находится в очень хорошей форме. Кстати, познакомьтесь, - и Розенберг представил мне мужчину средних лет в ковбойской рубашке с распахнутым воротником, - Том Коллинз. Знаете такого?

Еще бы я не знала! Коллинз был одним из немногих людей в Копенгагене, на которого даже самые великие фигуристы смотрели с благоговением. Вот уже несколько лет именно от него зависит, кто из спортсменов будет приглашен в турне, которое уже много лет называют туром Тома Коллинза и где платят чудовищные, по нашему представлению, деньги. А Розенберг продолжал:

- Том, ты пригласишь Кати в тур? - и снова повернулся в мою сторону. - Пригласит, можете быть уверены. Правда, сейчас сам об этом все равно не скажет.

- Мне очень понравились ваши девочки, - заметил Коллинз. - Баюл, Маркова, Мария...

- Бутырская?

- О, да, очень трудная фамилия. Но каталась она просто замечательно. Ее прыжки, на мой взгляд, были самыми чистыми. Вот только надо быть немножко увереннее, улыбаться.

Знал бы Коллинз, сколько трудов стоило Маше откатать программу так, как она это сделала! В прошлом году на чемпионате мира в Праге Бутырская не прошла квалификацию, оставшись за пределами 24 вакантных мест, и тем самым лишила российских фигуристок права на участие в Олимпийских играх-94. Чего только не наслушались Маша и ее тренер Виктор Кудрявцев в свой адрес от руководителей Федерации фигурного катания. Хотя, на мой взгляд, люди, считающие себя профессионалами, должны были бы разбираться в психологической хрупкости тех, кто, к сожалению, находится от них в прямой зависимости.

Перед квалификацией в Копенгагене Маша наткнулась на меня в фойе и, слегка заикаясь от волнения, сказала: «Господи, иду, не вижу куда. А перед глазами только Прага».

Увы, Прага ей аукнулась и после того, как в произвольной Бутырская блестяще исполнила все шесть тройных прыжков. Но осталась четвертой, проиграв второй российской фигуристке Ольге Марковой, которой согласно правилам и будет отдана единственная вакансия на чемпионате мира в японском Макухари. В день своего 20-летия Ольга была в превосходном настроении. Я вспомнила чемпионат России полуторагодичной давности, когда увидела Маркову впервые. Мы разговаривали на трибуне с Игорем Москвиным. На льду катались девушки, и вдруг, указав на Маркову, Москвин сказал: «Никогда не видел, чтобы спортсменка так блестяще и интересно интерпретировала на льду музыку. Это гениально».

Именно после того чемпионата Маркова, у которой даже не было постоянного тренера, оказалась в ЦСКА у Елены Водорезовой и меньше чем через год практически перестала падать. Правда, мы побаивались, что ее третье место после технической программы добавит мандража перед финалом, но излишняя нервозность была снята самым анекдотичным образом: прямо перед выходом на лед у Ольги во всю спину расползлась молния на платье. Водорезова судорожно бросилась к ученице с иголкой, начисто позабыв о том, что, по глубокому убеждению жутко суеверных спортсменов, зашивать что-либо на человеке, да еще «в дорогу», - верная гарантия неудачи. И какими же долгими были пять минут музыки, которые должны были дать ответ: сбудется плохая примета или нет?

Ну а что же победители? Я так и не смогла ответить себе на вопрос, чем удивлена больше - четвертой подряд победой Бонали или поражением чемпионки мира Оксаны Баюл? Они катались на равных. Но если для Бонали ее выступление вполне можно назвать блестящим, то Баюл танцевала все же совсем не на том уровне, на который способна. По традиции в ее проигрыше многие поспешили обвинить судей. «Я, наверное, умру раньше, чем начну понимать, почему так судят в Европе», - пробурчал Коллинз. Он был прав в одном: ни в Лиллехаммере, ни на чемпионате мира Бонали, скорее всего, чемпионкой не станет. Если, конечно, там не начнут падать все остальные участницы.

Что же касается чемпионки мира Баюл, то, по мнению Коллинза, она так пока и не смогла подойти к наивысшему пику спортивной формы посла прошлогодних шестимесячных гастролей по США (американские газеты подсчитали, что за это время во всевозможных показательных Оксана выходила на лед 150 раз).

Однако тренеры Баюл Галина Змиевская и Валентин Николаев в очередной раз удивили всех, поставив Оксане совершенно блестящий и, главное, необычный короткий танец, в котором великолепно использованы лучшие традиции классического балета. Ледовая трактовка партии черного лебедя в удивительно идущей Оксане балетной пачке была самой впечатляющей на фоне программ остальных участниц.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru