ЭКС-ПРОФЕССИОНАЛЫ БРОСАЮТ ПЕРЧАТКУ ЛЮБИТЕЛЯМ |
|
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков |
21 января 1994
«Если спортсмены выходят на старт с такими глазами, с какими вышли на лед Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, выиграть у них невозможно даже теоретически», - написала я во вчерашнем репортаже, и эту же фразу мне хочется повторить еще раз.
О правомерности возвращения в любительский спорт профессионалов наверняка еще будет сказано немало. Но главное, за что я была безмерно благодарна Кате и Сергею еще до их заключительного выхода на лед «Брондбюхаллена», так это за то, что они заставили нас задуматься, насколько профессионален на самом деле любительский спорт и насколько жесток с теми, кто хоть на мгновение позволяет себе отнестись к нему несерьезно.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что после сумасшедшей рекламной шумихи вокруг снизошедших к нам звезд судьи подсознательно надеялись на то, что возвращение былых знаменитостей в какой-то степени облегчит их неблагодарную работу. Потому что распределять вторые и третьи места всегда легче, нежели делить золото. А золото это почти во всех видах в Копенгагене в каком-то смысле было вроде как забронировано заранее. Но когда сначала Катарина Витт в предварительной квалификации, а затем Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев в технической программе публично расписались в несостоятельности своих претензий, арбитры разъярились так, словно их оскорбили в лучших чувствах.
И можно было быть уверенным, что когда дело дойдет до главного старта, то, выражаясь судейским языком, приговор не оправдавшим надежд фаворитам будет вынесен без всякого снисхождения.
Но тем и отличаются профессионалы от любителей, что умеют заставить себя в самый ответственный момент сделать больше того, на что они способны на самом деле.
Честно говоря, я не верила, что Наташа и Артур в финале будут продолжать бороться. После нелепого срыва поддержки в короткой программе они откатывали ее с одной мыслью: «Скорее бы все закончилось». Уже потом, когда Мишкутенок и Дмитриев невероятным усилием заставили судей поставить им близкие к максимальным оценки, Наташа сказала:
- А мы ведь уже не думали о медалях. Просто решили назло всем и, в первую очередь, самим себе, откататься так, чтобы получить максимум удовольствия.
Так бывает в спорте. Когда чувствуешь, что призовой поезд уже ушел и терять нечего, вдруг появляется какой-то порыв, вдохновение и желание выступить так, чтобы можно было сказать самому себе: «Я сделал все, что смог, и не моя вина в том, что сделанного не хватило до победы».
До серебра Наташе и Артуру не хватило лишь самую чуточку. Роковую роль сыграла еще и ошибка чешского судьи, накануне нажавшей в соревновательной горячке не ту кнопку на судейском пульте - 4,4 вместо 5,4 за технику и 4,7 вместо 5,7 за выразительность катания. Оценка тут же ушла в компьютер, и исправить ее, несмотря на просьбу судьи, уже стало невозможным.
Когда Наташу спросили, что она чувствовала в этот момент, она с убийственно спокойным выражением лица ответила: «Ошибаемся же мы на льду, значит, могут ошибаться и судьи».
Кто знает, сложись начало сезона у олимпийских чемпионов-92 более гладко, может быть, их результат был бы и иным. Но сначала болела Наташа, потом Артур, потом снова Наташа. И вплоть до чемпионата ребята все ломали головы над тем, как улучшить свою программу, недостатки которой вряд ли кому были известны лучше, чем им самим.
- Мы очень поздно пришли к окончательному олимпийскому варианту программы, - рассказывала Тамара Москвина после того, как стало ясно, что ее ученики попали в сборную. - Сначала я предлагала иную музыку, но Артур сказал, что они с Наташей никак не могут ее «услышать» и, в свою очередь, предложил Рахманинова. Я предупреждала, что эта музыка гораздо сложнее, потребует иных эмоций, больше сил, но ребята меня убедили.
- Это правда, что первоначально короткая программа планировалась с совершенно другой поддержкой?
- Да, это действительно так. Новую, ту, с которой ребята не справились, мы попробовали на чемпионате России. Там она получилась. Получилась и здесь на разминке. Но в самый ответственный момент подвела. Нам просто не хватило времени.
Наверное, самыми счастливыми в этот вечер должны были бы быть серебряные призеры, ученики Людмилы Великовой Евгения Шишкова и Вадим Наумов. Когда они впервые выступали на международной арене вместе с Натальей и Артуром - в олимпийском, 92-м году, было совершенно естественным, что оказались за ними. В той очереди, с которой неизбежно начинается карьера молодых фигуристов. В Копенгагене Женя и Вадим опередили олимпийских чемпионов впервые. Но мне показалось, были не счастливы, грустны.
- Наверное, мы не должны расстраиваться, - сказал Вадим, когда я подошла его поздравить. - Но дело в том, что нас никогда не интересовали только занятые места. А откатались мы - вы видели - далеко не лучшим образом.
В самом деле, по результатам произвольной программы, Шишкова и Наумов должны бы остаться третьими, да и это при том, что их соперники - серебряные призеры чемпионата мира-93 Радка Коваржикова и Рене Новотны, и чемпионы Германии Мэнди Ветцель и Инго Штойер «сгорели» еще раньше и, наделав ошибок, автоматически вышли из борьбы. Единственная кроме чемпионов пара, откатавшая программу практически без единого сбоя, была тоже великовская - Наталья Крестьянинова и Алексей Торчинский. Но их выступление, видимо, посчитав, что дебютантов надо подержать в узде, судьи расценили более чем сдержанно, словно чувствовали, что эмоциональный всплеск стоит поберечь до выхода лидеров.
За произвольную программу Гордеева и Гриньков получили четыре высшие оценки. В том, что они выиграют, пожалуй, никто не сомневался. Еще до соревнований. Но только на пресс-конференции по запавшим глазам Катюши стало ясно, какой ценой досталась им эта победа, сколько бы они сейчас с Сергеем дали за то, чтобы их просто оставили в покое. А вместо этого Катюше пришлось солировать в роли переводчика-за-всех (между прочим, к совершенно откровенной зависти мужа).
- Вы впервые уходили из любительского спорта за полтора года до Олимпийских игр в Альбервилле. Почему?
- Тогда мы очень устали от соревнований. Нам казалось, что еще немного - и мы не сможем кататься вообще. А хотелось успеть что-то сделать не только в спорте. Поэтому мы ушли в театр, и первое время нам казалось это безумно интересным. Кроме того, три года выступая в профессиональном спорте, мы научились тому, чему никогда не научились бы, оставаясь в сборной.
- А как состоялось ваше возвращение?
- Я не могу сказать, что оно было скоропалительным. Правда, как только ИСУ принял правило насчет профессиональных фигуристов, первая моя мысль была: «Хочу!» Но я страшно боялась, что этот эмоциональный порыв в итоге окажется неоправданным. А когда я поделилась этой мыслью с Сергеем, он мне очень хорошо логически объяснил, что вернуться нам надо в любом случае, даже если мы никогда не сможем кататься так, как катались. Потому что еще до рождения Даши мы почувствовали, что многое начали терять - как спортсмены. А любительский спорт - это, в первую очередь, дисциплина, гораздо более жесткие тренировки, то есть, вернувшись в него даже на время, мы тем самым поднялись бы на более высокий уровень.
- Так, может быть, позволительно предположить, что вы останетесь в любительском спорте и до Игр 1998 года?
- Это исключено. Спорт - это тяжелый, адский труд, а когда цель в нем повторяется часто, то это в какой-то мере снижает ее значимость.
- А когда вы были более счастливы - когда победили на Олимпиаде в Калгари или когда у вас родился ребенок?
- Когда у нас родилась Даша, я меньше всего думала о будущей карьере, ведь материнство ни с чем не сравнимое счастье. Да, конечно, быть одновременно матерью и спортсменкой - чудовищно тяжело. А чтобы вы могли понять, насколько для меня существует разница между этими двумя ипостасями, скажу, что фигурное катание для меня сейчас только хобби.
...Не знаю, многие ли профессионалы могли бы, подобно Кате, сказать, что их появление на льду - только хобби. Но то, как они здесь, в Копенгагене, стремятся к победе, очень хорошо показывает, насколько серьезно все они относятся к этому своему единственному шансу вновь войти в ту же воду. Еще год назад олимпийский чемпион Калгари американец Брайан Бойтано, в ответ на многочисленные дифирамбы по поводу его возвращения заметил, что шансов проиграть в Лиллехаммере у него гораздо больше, нежели стать первым. Теоретически, наверное, и здесь, в Копенгагене, шанс на победу олимпийского чемпиона Альбервилля в одиночном катании Виктора Петренко был не так уж и высок: после того, как украинский фигурист провел всего полтора года в профи, первое, что бросалось в глаза, - это насколько более медленным стало его катание. Эта метаморфоза, неизбежно происходящая с чемпионами после ухода, на самом деле объясняется довольно просто: профессиональные турниры, как правило, проводятся на маленьких катках, гастроли - тоже. И самое трудное, потеряв скорость, восстановить ее вновь.
На мой взгляд, Петренко-94 выглядел далеко не так роскошно, как Петренко-92 (особенно если вспомнить не Олимпийские игры в Альбервилле, а чемпионат мира в Окленде, на который Петренко приехал уже в роли олимпийского чемпиона). Но на лед «Брондбюхаллена» он совершенно однозначно вышел выигрывать, начиная с технической программы. А все остальные, хоть и катались раньше него, но оставили впечатление людей, думающих не о победе, а только о том, чтобы сделать на льду как можно меньше ошибок.
- Осторожничают ребята, - сказал на трибуне тренер Игоря Пашкевича (который присоединится в Лиллехаммере к российской мужской сборной) Виктор Кудрявцев. - Если ты хочешь выиграть, надо выходить и выигрывать, а не ждать, когда ошибется твой соперник.
На мое осторожное замечание, что выступления одиночников пока не очень впечатляют, Кудрявцев добавил:
- А они и не должны впечатлять в том смысле, в котором это старается сделать большинство фигуристов. Ведь когда ИСУ переименовало программу из оригинальной в техническую, это была не просто прихоть, а совершенно определенное требование. Прежде всего, выполнить весь необходимый набор элементов. А что получается? Почти все, кроме Петренко, пытались сделать то, чего сделать просто не могут: при неверном выполнении элементов думают исключительно о том, чтобы войти в образ. Поэтому со стороны все это немножко смешно.
Об этом же говорила мне и трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина:
- Мы часто забываем, что то фигурное катание, с которым нам приходится иметь дело, - прежде всего спорт. А значит, не надо превращать его в балаган, для этого есть балеты на льду. Посмотрите, насколько театрализованы сейчас костюмы фигуристов, особенно в танцах. Именно с этого многие пытаются начинать переплевывать друг друга. Но вот вышли Торвилл и Дин в строгих классических костюмах - и очень хорошо дали почувствовать, что даже в этом виде фигурного катания, где, на мой взгляд, вообще не существует никаких критериев для оценки, должны быть, в первую очередь, технические законы. Великих англичан упрекают в старомодности, но техника не может быть старомодной. На то она и техника.
Кстати, должна сказать, что даже самые большие противники возвращения в спорт Торвилл и Дина уже во время состязаний танцоров начали говорить о том, что самым захватывающим моментом будет не произвольный, а оригинальный танец. Потому что о румбе, которую сделали Джейн и Крис, уже ходят легенды. Как образно выразился один из тренеров: «На протяжении всего танца меня не покидает ощущение того, что Торвилл и Дин наматывают на свои коньки не метры льда, а нервы зрителей. А уже после этого могут делать с залом все, что захотят».
И действительно, после того как Джейн и Крис откатались, им устроили стоячую овацию. А оценки очень хорошо показали, что и на чемпионате Великобритании, где они тоже были высшими, к олимпийским чемпионам отнюдь не относились снисходительно. Чем закончится борьба на европейском первенстве? В том же Шеффилде те же самые судьи оценили произвольный танец Торвилл и Дина единогласно высшими оценками...
|