Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1994 - Копенгаген (Дания)
ТОРВИЛЛ - ДИН АТАКУЮТ,
МИШКУТЕНОК - ДМИТРИЕВ ОТСТУПАЮТ
Джейн Торвилл и Кристофер Дин
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Джейн Торвилл и Кристофер Дин

20 января 1994

По законам жанра мне, наверное, следовало бы начать репортаж с парного катания. Но результат первого европейского финала, завершившегося накануне ночью, вам, скорее всего, уже известен. Мне пока нет. И начну с того, чего ни один находящийся за пределами Копенгагена зритель, скорее всего, не увидит: с обязательных танцев.

Можно было строить какие угодно прогнозы, но начались соревнования и - словно до них ничего не было. На главном стадионе, куда танцоры впервые попали лишь во вторник, они и выглядели в праздничном освещении и нарядах совсем не так, как на тренировочном льду. И потому-то с первых минут начало казаться, что лед в «Брондбю-Халлене» куда более скользкий: явно бросалось в глаза, насколько нервными стали вдруг движения фигуристов.

Хотя, если бы катки могли говорить, то наверняка вспомнили бы о том, что для российских (тогда советских) фигуристов Копенгаген был счастливым городом. В 1975 году чемпионами Европы здесь стали Людмила Пахомова и Александр Горшков, а в 86-м Наталья Бестемьянова и Андрей Букин. Давненько это было, многое изменилось, и за день до старта Женя Платов вдруг заметил:

- А ведь мы отвыкли от таких крохотных трибун. И чувствуешь здесь себя, как в клетке.

Правда, в день соревнований Платов и Оксана Грищук были безумно очаровательны и элегантны, хотя, увы, очарование в этот день судейским оценкам не подлежало. Обязательные танцы были не чем иным, как демонстрацией техники, сначала в пасодобле, затем - в блюзе.

- Нравится мне мой ученик, - довольно заметил первый тренер Платова, ныне «чех» Борис Рублев. И вдруг начал рассказывать:

- Знаете, а мы ведь с женой его чуть было не отчислили - слабенький был да и в группу пришел позже других ребятишек. С детьми ведь как работаешь: 10 минут тренировка, столько же им поиграть надо. И вдруг я заметил, что Платов не играет - отойдет в угол катка и снова задание повторяет. Тут-то я и понял, что если толк из кого будет, так из него.

А я вспомнила другое: свое первое интервью с Грищук и Платовым, когда они, тоже впервые, 3 года назад в Киеве стали чемпионами страны. Еще - СССР. Тогда Платов говорил об очереди, которую каждый должен отстоять в танцах прежде, чем доберется до первого места. Что ж, в Копенгаген Грищук и Платов приехали отнюдь не заведомо вторыми. Более того, их новый произвольный танец - рок-н-ролл уже на первой тренировке заставил зрителей и специалистов заговорить о том, что судьба первого места будет решаться не между двумя, а между тремя танцевальными парами.

После второго обязательного танца Джейн Торвилл и Кристофер Дин поднялись с третьего места на второе, вплотную подобравшиськ Майе Усовой и Александру Жулину, которым было несоизмеримо тяжелее, нежели остальным. Такой массированной атаки, какую предприняли англичане на действующих чемпионов мира и Европы, на моей памяти не переживал никто. И я не могла не согласиться с тренером Усовой и Жулина Натальей Дубовой:

- Если Торвилл и Дин все же выиграют нынешний чемпионат, то это будет означать, что 10-летняя работа тренеров в танцах, в том числе и моя, пошла насмарку. И продолжать ее у меня вряд ли хватит сил.

Те же самые слова, правда, в другом контексте - безотносительно будущих итогов чемпионата, - произнесла и тренер Наташи Мишкутенок и Артура Дмитриева Тамара Москвина. На мой вопрос: «А что потом?» - Москвина ответила:

- Все, что угодно, кроме любительского спорта. Понимаете, раньше я строила какие-то планы, старалась добиться победы на высшем уровне. Добивалась, и не раз. А начинать в спорте все снова сейчас, когда нет элементарных условий для работы и результат дается все более тяжело, мне уже не по силам.

- Может, вы уже успели пожалеть о том, что снова вернулись в любительский спорт?

- Думаю, об этом лучше всего спросить моих учеников после того, как олимпийский сезон будет закончен.

- А чем объяснить, что даже после непродолжительного пребывания в профессиональном спорте большинство фигуристов, и ваши, думаю, не исключение, резко теряют в классе?

- Тем, что она просто перестают работать так, как работали раньше. Когда каждый день приходится выступать, то спортивную форму можно только поддерживать. При этом уровень мастерства медленно, но падает. Очень меняется и психология спортсменов. Зачем делать прыжок в два с половиной оборота,
если можно прыгнуть полтора? Зачем тренироваться два раза в день, если за лед надо платить? Да и просто при бесконечных переездах не всегда удается найти время и силы для того, чтобы лишний раз выйти на лед. Неудивительно, что результат сразу бросается в глаза.

- Насколько я помню, приняв с учениками решение вернуться в большой спорт, вы говорили о том, что это потребует жертв, в том числе отказа еще на год от профессиональных предложений, а сами после чемпионата мира в Праге присоединились к турне Тома Коллинза?

- Мы с Наташей и Артуром действительно не собирались никуда ехать, потому что три месяца гастролей, которые предложил нам Коллинз, нарушали все наши предварительные планы подготовки. Но очень быстро мы поняли, что денег на эту самую подготовку у нас нет. И ничего не оставалось, как ехать их зарабатывать. Теперь приходится наверстывать упущенное.

- После чемпионата вы возвращаетесь домой?

- Через Лондон. Там открылась моя школа фигурного катания. Вот вам, кстати, еще одна проблема нашего спорта: я-то уж всегда смогу заработать на своем имени. А что им делать? - и Москвина кивнула на тренера Евгении Шишковой и Вадима Наумова Людмилу Великову, которая давала последние предварительные указания еще одной своей паре - Наталье Крестьяниновой - Алексею Торчинскому, выступающим на чемпионате Европы за... Азербайджан.

Вот то, что приходится делать сейчас многим: продаваться за границу. Я уже говорила в прошлом репортаже о парадоксе, о котором задумалась, увидев в качестве чешского тренера былую гордость советского спорта, трехкратную олимпийскую чемпионку Ирину Роднину, постоянным местом жительства которой вот уже несколько лет является Калифорния. Именно после встречи с ней я взяла в руки карандаш и начала считать: из полутора сотен участников на чемпионате 56 - экс-советских. В парном катании за Италию выступает Дмитрий Каплун, в танцах за Францию - Марина Анисина, за Швейцарию - Александр Станиславов. 31 наш тренер официально представляет в Копенгагене самые разные страны, не считая тех, кто просто работает по контракту в Дании, Финляндии и близлежащих странах и приехали на чемпионат в качестве зрителей. Первая реакция, когда видишь в протоколах: «Юлия Воробьева, Игорь Лютиков - Азербайджан», - смешно. Задумаешься же - не до смеха. Да и что делать, если дома нет ни льда, ни денег на костюмы, ни мест в команде?

Кстати, одна из причин, по которой большинство заинтересованных лиц до сих пор категорически не одобряет возвращение на любительский лед профессионалов, и заключается в том, что вернувшиеся профи отобрали извечно дефицитные места в командах у тех, кто долгие годы добросовестно стоял в очереди. Если мне не изменяет память, то впервые чемпионы Европы в парном катании (которыми в прошлом году стали Марина Ельцова и Андрей Бушков) не сумели через год даже войти в тройку призеров национального чемпионата. Но, с другой стороны, именно Гордеева и Гриньков, выйдя на лед после шестилетнего перерыва и рождения ребенка, наконец-то заставили всех заметить, сколько мы потеряли за время их отсутствия.

Я не буду рассказывать о первом вечернем спектакле. Во-вторых, потому, что впереди произвольная программа и я просто-напросто боюсь сглазить. А во-первых, потому, что из 19 дуэтов кроме Гордеевой и Гринькова по большому счету стоило говорить лишь о пяти: двух - Людмилы Великовой (Шишкова и Наумов после технической программы были вторыми), двух - немецких и чешской паре Родниной Радке Коваржиковой и Рене Новотны (были третьими). Я никоим образом не хочу ставить под сомнение уровень мастерства олимпийских чемпионов Альбервилля, но первое выступление на льду Копенгагена иначе, как провалом для Мишкутенок и Дмитриева (пятое место после технической программы), назвать было нельзя.
Но всем им очень крупно не повезло в главном: когда соперник выходит на старт с такими глазами, с какими вышли Гордеева и Гриньков, выиграть у него невозможно даже теоретически.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru