Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1994 - Копенгаген (Дания)
ПЕРВЫЙ АНШЛАГ

19 января 1994

Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев
Фото из архива Елены Вайцеховской
на снимке Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев

После двух дней квалификационного марафона чемпионат, наконец, стартовал.
Во вторник его благословили официально, и вечером спортивные пары прошли через первое серьезное испытание - откатали короткую (официально - техническую) программу. Но сейчас, когда я диктую отчет, выход пар (равно как и танцоров) - впереди.

Сразу оговорюсь: моя победа 18 лет назад на Олимпийских играх в Монреале испортила и, видимо, навсегда, психологию восприятия любого, даже самого крупного турнира. Уточню: меня по-настоящему интересует лишь судьба первого места. Все остальное - в любом случае поражение. И как же горько предвидеть, насколько трагическим станет грядущее серебро для его будущих хозяев! Хотя бы потому, что на звание чемпионов Европы-94 претендуют по-настоящему только две пары олимпийских чемпионов - Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков и Наталья Мишкутенок - Артур Дмитриев. И для тех, и для других золото - дело чести и жизни.

В воскресенье, когда Мишкутенок и Дмитриев еще были на пути в Копенгаген, мы сидели на трибуне тренировочного катка вместе с 3-кратной олимпийской чемпионкой в парном катании Ириной Родниной, приехавшей в Данию из США в качестве тренера чешской сборной (впрочем, об этом парадоксе мы поговорим в другой раз). И она в пух и прах драконила все, что происходило на льду, имея на то, в общем-то, совершенно законное право:

- Я восхищаюсь Гордеевой и Гриньковым и в то же время мне и грустно, и смешно: комбинацию, которую Катя с Сергеем включили в произвольную программу, мы с Алексеем Улановым делали еще в 1969 году. Это одна из главных бед нашего фигурного катания: в свое время школе ЦСКА дала столько идей и новых элементов, что сейчас мало кто стремится придумать что-то новое - тасуют прыжки и поддержки из программы в программу, а на самом деле все то же самое.

- Может быть, профессионалам вообще не следовало бы выходить вновь на большой лед?

- Почему? Если ты катаешься лучше, то кому какое дело, сколько тебе лет и сколько раз ты уже становился чемпионом? Проблема в другом. Любительское катание давно, по существу, стало профессиональным. Да вот только судить его продолжают на любительском уровне. Ну откуда в нем может серьезно разбираться, скажем, судья из Швейцарии, если в этой стране никогда не было приличного уровня пар? Со стороны судейству не научишься. Вот судьи и прикидывают заранее, поглядывая друг на друга, кому отдать предпочтение в очередной раз.

- Кому же они отдадут его в Копенгагене?

- На мой взгляд, однозначно - Гордеевой и Гринькову. Эта пара просто совершенно особого уровня. А то, что я придираюсь к деталям, так с ребят и спрос особый. Чемпионы не должны давать ни малейшего повода для придирок.

Теоретически эту истину экс-профи должны были бы освоить еще во времена своего давнего
чемпионства, но на практике оказалось иначе: недоработки фаворитов при непосредственном разглядывании с трибуны резали глаз, ужасно резали - тем более что нынешнему чемпионату предшествовал бурный поток газетных и телекомплиментов. Были проведены настоящие рекламные кампании, причем тут не было равных 4-кратным чемпионам мира, Олимпийским чемпионам Сараева в танцах на льду Джейн Торвилл и Кристоферу Дину. Еще до их приезда в Копенгаген по пресс-центру начали гулять бюллетени с подробнейшим отчетом о блистательно выигранном англичанами национальном чемпионате. Последние шесть месяцев тренировки Торвилл и Дин были строжайше засекречены. И первое же их проявление на льду, судя по этим самым бюллетеням, вызвало бурю восторга.

- Мы прекрасно понимали, что новая программа ни в коем случае не должна даже отдаленно напоминать все то, что мы до этого делали на льду, - сказал тогда Дин на пресс-конференции. - И сделали основной акцент в произвольном танце на квик-степе. Главная сложность которого заключается в том, что если хоть один шаг сделан неточно, остальные 40 можно не делать вообще.

Прилет Торвилл и Дина в Копенгаген был разрекламирован по минутам: ровно через четверть часа после посадки прямо в аэропорту было назначено их первое официальное общение с журналистами. Справедливости ради стоит отметить, что организаторы этого общения потерпели фиаско: ни один представитель пишущей прессы предоставленным для поездки в аэропорт автобусом не соблазнился, посчитав, что ничего нового все равно не услышит.

Зато на первой тренировке англичан на льду был аншлаг. Причем все без исключения представители ИСУ - судьи, тренеры и журналисты были заинтригованы отнюдь не благодаря рекламе. Дело в том, что накануне приезда олимпийских чемпионов трибуны в том же составе наблюдали за прокатом произвольных танцев тремя российскими парами - чемпионами мира и Европы Майей Усовой и Александром Жулиным, серебряными призерами Оксаной Грищук и Евгением Платовым и Анжеликой Крыловой и Владимиром Федоровым. И если третья пара еще чуточку недотягивает до партии первой скрипки, то первые две были просто потрясающе хороши.

- А ведь сенсации может и не случиться, - заметил как бы про себя стоявший у бортика (сидячих мест на трибуне почти не было) Мартин Скотницки, который в свое время ставил хореографию английской паре, а потом сделал чемпионами мира французов Изабель и Поля Дюшене. И когда я спросила, что он
называет сенсацией - победу Торвилл и Дина или их поражение, ответил:

- Конечно, победу. Ее ждут многие. Но посмотрите: проиграла чемпионат Германии Витт, чемпионат США - Бойтано. Почему же должны выиграть Крис и Джейн? Десять лет без настоящих соревнований, боюсь, не смогут возместить никакие тренировки.

Насколько окажется прав великий маэстро, покажет, естественно, только старт. Что же касается тренировочного проката, могу сказать точно: ни один человек, кто в перерыве состязаний одиночников рванул в переполненном автобусе с главного на тренировочный каток, об этом не пожалел. Но больше всего меня потрясла реакция близнецово-синих в форменных пальто членов ИСУ. Ей-Богу, мне никогда не пришло бы в голову, что висящая на ниточке судьба первого места в танцах, где результат всегда был достаточно предсказуем, заранее может настолько деморализовать людей, прошедших в фигурном катании все и вся.

Даже если вспомнить Альбервилль, когда Марина Климова и Сергей Пономаренко нарушили устоявшиеся законы, отобрав золото у чемпионов мира, чего в танцах не случалось, кажется, никогда, особо бурных переживаний в стане международной федерации не было: в конце концов, брат и сестра Дюшене сами помогли судьям разобраться кого-куда своим далеко не идеальным катанием. Здесь же, в Копенгагене, даже первого просмотра было достаточно, чтобы понять: игры в одни ворота со стороны англичан не будет. И судьи растерянно и с состраданием посматривали на вице-президента ИСУ Лоуренса Деми, прекрасно понимая, что под всей его официальной неприступностью скрывается англичанин с обычными человеческими симпатиями и привязанностями.

Прямо на трибуне, где я сидела рядом с тренером Усовой и Жулина. Натальей Дубовой, та сказала:

- Я с очень большим нетерпением ждала первой тренировки англичан, тем более, что Крис, с которым мы давно дружим, обещал доставить мне удовольствие своей новой программой. Но дружба дружбой, а я все-таки тренер их соперников. Поэтому заранее настраивалась на худшее для себя.

- То есть, что Торвилл и Дин откатаются лучше?

- Естественно. Они действительно мне очень понравились. Но в первую очередь я искала в их танце недостатки. И нашла.

После тренировки на вопрос, почему фигуристы так волновались (а это действительно соответствовало истине), Крис ответил:

- Волновались? Ничуть. По-настоящему нас трясло в Шеффилде, когда мы готовились показать программу впервые. Здесь же просто были в напряжении от того, что на льду одновременно катались несколько пар.

Конечно же, все было совсем не так. Англичан трясло, как в лихорадке, потому что они куда лучше других знали: не на соревнованиях, а именно сейчас, на тренировочном катке, куда спортсмены выходят словно на эшафот, и распре являются в умах судей в 90 процентах случаев судьбы первых мест.
А потом, когда дежурно откатывали классификацию девушки и Катарина Витт отчаянно, но тщетно старалась показаться зрителям и судьям лучше, чем она есть на самом деле, я подсела к уединившемуся на пустой галерке Скотницки.

- Вы расстроены, Мартин?

- Просто устал. Отсюда все происходящее кажется кукольным театром и заставляет вспомнить, что при всей серьезности наша работа в каком-то смысле - игра. У меня здесь две пары, одна немецкая, другая - финская, бронзовые призеры прошлогоднего чемпионата Сюзанна Paxкамо и Петри Кокко. Они могут оказаться среди сильнейших, а это всегда заставляет нервничать.

- Некоторые тренеры работают сразу с полудюжиной дуэтов...

- При большом количестве учеников всe они начинают неизбежно напоминать друг друга.

- А что вы думаете о...

- Не надо задавать мне этот вопрос, я все равно не отвечу искренне. Единственное, что могу сказать, я никогда не был сторонником возвращения в спорт Торвилл и Дина, Катарины Витт, Брайана Бойтано.

- Почему?

- Потому что они - это легенда. Я допускаю, что Торвилл и Дин сумеют еще раз стать здесь чемпионами Европы, но они никогда не станут лучше самих себя десятилетней давности.

- Однако накануне чемпионата Англии Дин обещал, что их новый произвольный танец совершит точно такую же революцию в фигурном катании, какую совершило «Болеро» олимпийского образца в Сараеве.

- Революции не будет. Их новый танец я видел.

- Он вам не понравился?

- Этот вопрос я оставлю без комментариев.

...Покидая трибуну, Скотницки бросил еще один взгляд на каток, мерцающий внизу, и добавил:

- Понимаете, что я хочу сказать? Я очень люблю Катарину, но когда двукратная олимпийская чемпионка может выиграть только в том случае, если упадут все остальные, за нее становится стыдно…

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru