Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы 1993 - Хельсинки (Финляндия)
ОДНОЙ ЛЕВОЙ. ПРОСТИТЕ... ДВУМЯ
Майя Усова и Александр Жулин
Фото © Corbis,
на снимке Майя Усова и Александр Жулин

19 января 1993

Впервые за свою более чем двадцатилетнюю карьеру в спорте Майя Усова и Александр Жулин поднялись на высшую ступень европейского пьедестала в танцах на льду. Пока - европейского. Как сложится борьба на чемпионате мира в Праге в марте этого года, говорить, конечно же, рано, но судьи, большинством голосов поставившие дуэт Натальи Дубовой на первое место, тем самым ясно дали понять: высшая, и доселе вакантная (после ухода олимпийских чемпионов Марины Климовой и Сергея Пономаренко и серебряных призеров Игр, французов Изабель и Поля Дюшене), должность занята всерьез и, видимо, надолго.

Причем заняли ее фигуристы отнюдь не только лагодаря подошедшей наконец «очереди». Накануне чемпионата в высших кругах этого вида спорта достаточно часто обсуждались шансы на первое место не Усовой и Жулина, а Оксаны Грищук и Евгения Платова - бывших воспитанников Дубовой, а ныне - олимпийской чемпионки Натальи Линичук (у которой, кстати, каталась несколько лет назад Оксана). Новый хореограф пары - француженка Шанти Рюшполь за несколько дней до отъезда в Хельсинки казала мне, что сделала эту ставку именно- потомy , что считает основными претендентами на победу в Лиллехаммере именно своих новых подопечных. И добавила: «Если они станут первыми же в Хельсинки, я не удивлюсь».

Однако несколькими днями позже, когда танцоры только включились в борьбу европейского первенства, Рюшполь признала: «Обойти Усову и Жулина здесь не может никто...».

Не знаю, были ли настолько же уверены в бесспорности своего превосходства чемпионы. Во всяком случае, они гораздо лучше других понимали, что ошибаться и тем более экспериментировать на грани нарушения правил (что в танцах происходит достаточно часто) им нельзя ни в коем случае. Оригинальный танец, исполненный Усовой и Жулиным - венский вальс - был стопроцентным венским вальсом: строго классический костюм, строго классические движения. Не такие раскованные, возможно, какими хотелось бы их видеть зрителям и судьям, но, повторю, в тот, соревновательный миг права на риск у Майи и Саши не могло быть ни малейшего.

Такое же напряжение витало в воздухе и во время произвольного танца - блюза. По случайному (а может, закономерному?) совпадению у Грищук и Платова тоже был блюз, поставленный им Рюшполь и доведенный почти до совершенства стараниями всей команды Линичук. Но сравнивать эти две вариации было практически невозможно: блюз Грищук и Платова был до предела насыщен сложными элементами и бьющими через край эмоциями, танец Усовой и Жулина представлял собой в высшей степени профессиональное действо, где и движения, и эмоции были с аптекарской точностью отмерены и преподнесены а ледяном блюде прямо на судейские столики. Как говорится, «Сдачи не надо!».

Честно говоря, при наличии такой феерически захватывающей дуэли в программе об остальных фигуристах можно было бы не писать вообще, если бы не одно «но». Рискну предположить, что, проводись чемпионат Европы не в Финляндии, а где угодно еще, именно в танцах могла бы состояться еще одна, четвертая сенсация (помимо победы дебютантов - Марины Ельцовой и Андрея Бушкова в парном катании, Дмитрия Дмитренко в мужском и второго места 15-летней Оксаны Баюл - в женском).

Хотя, почему могла бы? Хоть и без медали, но она и состоялась. Я об Анжелике Крыловой и Владимире Федорове. Если бы не финское гражданство бронзовой пары - Сюзанны Рахкамо и Петри Кокко... Ко всему прочему, Сюзанну «угораздило» быть дочерью мэра Хельсинки, и, как поговаривали в кулуарах сами фигуристы, папа сделал дочке царский подарок в виде чемпионата «на своей территории».

Как ни странно, наиболее спокойная обстановка в стане судей стойко держалась, когда на лед выходили мужчины. Хотя именно в этом виде претендентов на первое место было целых пять. Точнее, четыре. Потому что до начала соревнований киевлянина Дмитрия Дмитренко не то что бы не брали в расчет, но относились к нему с любопытством, не более, Как, впрочем, и положено относиться к дебютанту.

Вплоть до исполнения произвольной программы самый большой интерес в отношении украинского спортсмена вызывало, пожалуй, лишь то, что он катается на... двух левых коньках, один из которых, к тому же, на размер меньше другого. Комментаторы европейских телекомпаний наперебой иронизировали, вспоминая, кстати, альбервилльское катание в разных ботинках Виктора Петренко (лучше бы вспомнили, чем это кончилось!), и только тренер еще не серебряного призера, но - одного из фаворитов Филиппа Канделоро, бывший наставник Сюрии Бонали Дидье Гелагье поинтересовался: где, мол, основной соперник - Вячеслав Загороднюк. Узнав, что его вышиб из сборной, выиграв чемпионат Украины и единственную путевку в Хельсинки, этот самый худенький паренек, Гелагье задумался всерьез. Но ненадолго. Потому что Дмитрий поставил все на свои места (точнее, себя - на свое) уже в короткой программе. Со стороны - ему было абсолютно плевать на опыт и первоочередность в европейской иерархии Алексея Урманова, четверной прыжок Константина Костина и резко выросшие за последний год амбиции Канделоро. Он не терял равновесия даже после самых сложных связок - это во-первых, и делал их играючи - во-вторых.

Ну а на вопрос, заданный 19-летнему чемпиону Европы на пресс-конференции, собирается ли он продолжать кататься на двух левых коньках и дальше, Дмитренко с предельно серьезным выражением лица ответил: «У меня есть по крайней мере три варианта выбора: ничего не менять, попробовать перейти на нормальные «рельсы» или же... выиграть еще раз, но уже на двух правых».

 

 
© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru