ПЕРЕКРЕСТИЛАСЬ - И ВПЕРЕД! |
|
Фото © Corbis,
на снимке Сюрия Бонали |
16 января 1993
Вряд ли была в истории фигурного катания чемпионка, на долю которой выпадало бы столько критики. Я о Бонали. 19-летняя француженка третий раз подряд прибрала к рукам европейскую корону, и у нее тут же развязался язык: «На чемпионате мира в Праге будет трудно, но я уверена в одном: лучше и больше меня прыгать не сможет никто!».
Неплохой иллюстрацией к словам Бонали могло бы послужить самое начало произвольной программы, которую сочинил для ученицы ее новый тренер Ален Жилетти. Чуть ли е с места Бонали залепила рыжок в два с половиной оборота, так же - безо всякого намека на скольжение - врубилась зубцом конька в лед при приземлении, ничуть при этом, правда, не шелохнувшись. И понеслась опровергать все существующие законы физики. Да так беспощадно, что открывшие их ученые должны были бы переворачиваться в своих гробах.
Год назад в Альбервилле легендарный Карло Фасси, через руки которого прошла добрая половина американских чемпионов Олимпиад разных лет, с любопытством налюдая за Бонали, сказал: «Ей, чтобы устоять после прыжка любой сложности, достаточно, чтобы конек хоть одним зубчиком зацепился за лед».
В Хельсинки Ален Жилетти дал несколько грубоватую, но довольно точную характеристику своей ученице: «Сюрия может блестяще выступать лишь тогда, когда уверена в своих силах и захватывает лидерство сразу. Поддержка зрителей удесятеряет ее натиск, и пытаться с ней бороться - все равно, что останавливать вручную средней мощности бульдозер».
Когда же журналисты попытались намекнуть на, мягко говоря, недостаток элегантности в чемпионском катании, Жилетти обезоружил их окончательно; «Я же сказал, это - бульдозер. Но при всех недостатках стиля, никто не сможет упрекнуть меня в том, что сильные стороны Бонали - природную цепкость и прыгучесть - я использовал меньше, чем на сто процентов».
Крыть, увы, нечем. Из шести существующих тройных прыжков Бонали исполнила все шесть. Можно восхищаться или негодовать, наблюдая за катанием (точнее, скачкообразным маршем под музыку - ирония судьбы! - Вивальди) чемпионки, но в виде, где окончательный результат зависит зачастую от того, кто из участниц сколько раз упадет, она предпочла не самую изысканную, но самую надежную тактику: крепко стоять на ногах. И, верная своему стилю, добавила после награждения: «Мне остается научиться делать все это красиво, что, поверьте, далеко не самое трудное».
Дебютантка - 15-летняя украинская фигуристка Оксана Баюл - завоевала серебряную медаль. Превзойдя, кстати, Бонали по оценкам за артистизм.
Поздравив фигуристку с блестящим выступлением, я поинтересовалась:
- Похоже, за несколько дней вы уже стали в Хельсинки всеобщей любимицей?
- О, это точно. Никак не могу привыкнуть к тому, что ко мне так относятся. Наверное, потому что я - самая маленькая. Болельщики - так те просто отпускать вчера после соревнований не хотели.
- Наивно спрашивать, довольны ли вы выступлением. Я помню чемпионат СССР 1991 года в Киеве, где мы с вами встретились впервые, и даже мне трудно поверить в то, что за год с небольшим можно настолько преобразиться.
- У меня же теперь совершенно замечательный тренер - Галина Змиевская. Правда, в Хельсинки она не смогла приехать - возникли неотложные дела дома, в Одессе. Но сразу же после соревнований я ей позвонила, чтобы поблагодарить за все, что она для меня сделала.
- Вы давно работаете вместе?
- С августа прошлого года. Тогда же переехала в Одессу и просто благодарю Бога, что мне так повезло.
- Кстати, о Боге. Что означал крест, которым вы себя осенили перед началом катания? Вы настолько верующая?
- Я жутко суеверная, это будет точнее. Причем настолько, что это иногда мешает, потому что каждый раз появляются какие-то новые приметы: на лед выхожу обязательно с левой ноги, чехлы от коньков укладываю в определенное - до миллиметра - место и ровненько-ровненько. Ну а на льду - вы видели. Перекрестилась - и вперёд. Правда, на пресс-конференции (а там меня тоже об этом спросили) журналисты, по-моему, так и не поняли смысла всех моих ритуалов. Но уважение в глазах появилось.
- О чем вас еще спрашивали?
- О том, как пришла в фигурное катание, естественно. У меня мама всегда хотела, чтобы я занималась балетом. Но я толстая была, жуть. И окончательное решение насчет моих занятий принял дедушка: купил коньки, принес домой, всунул в них меня и повел на каток. А маме сказал: «Похудеет - тогда и пусть в балете пляшет. Не хватало, чтобы над моей внучкой все смеялись...».
- Я, честно говоря, когда увидела вас на экране всю в слезах, подумала, что на самом деле повода для расстройства у вас быть никак не должно. Ну смазали два из своих прыжков, устали - все же объяснимо!
- В том-то и дело, что не устала. Во всяком случае, не чувствовала этого. Да и плакала не от расстройства. Я же еще после технической программы прекрасно понимала, что как бы там дальше ни сложилось - все равно счастливый человек. Но плакала - и все.
- Кстати, во время показа вашего финального выступления по телевизору, комментатор сказал, что после четырех блестящих тройных прыжков исполнять пятый было совсем ни к чему. А ведь именно на пятом вы и «споткнулись».
- У нас с тренером (в Хельсинки я приехала с Валентином Николаевым) была договоренность, что я не стану делать пятый прыжок только в том случае, если уж совершенно безумно устану. Но я бы все равно прыгнула. Ведь когда-то надо прекращать делать себе поблажки. Так почему не сейчас?
|