Майя
Усова: «МНЕ НАДО СТАТЬ ДРУГОЙ» |
|
Фото из архива Е.Вайцеховской
на снимке Майя Усова и Александр Жулин |
За двадцать с лишним лет,
проведенных в фигурном катании, Майя Усова и Александр Жулин так и не взошли на
Олимп, покорить который стремились всю жизнь. Он был так близок в Лиллехаммере
- после победы на чемпионате мира, бронзовых медалей Альбервилля, но … золотые
медвли увезли другие. А сотни тысяч зрителей, наблюдавших за тем, трагическим
для Усовой и Жулина, выступлением, невольно сознавали, что видят пару на льду
в последний раз.
Новости и сплетни обычно узнаешь от тренеров. Поэтому еще
до январского чемпионата Европы я была тщательнейшим образом инфолрмирована о
том, что для перехода Усовой и Жулина в профессиональный спорт сделано уже все.
За два года, проведенные фигуристами в США, их узнала и полюбила Америка, а из
множества контрактных предложений оставалось лишь выбрать наиболее заманчивое.
Акции «Усова, Жулин и К» ничуть не пошатнулись и после неудачи в Лиллехаммере.
В трехмесячном послесезонном Туре Коллинза пару постоянно (и чаще, чем кого-либо
другого) сопровождало телевидение - главный признак коммерческого успеха в США.
Но… новости и сплетни обычно узнаешь от тренеров. И летом, в Москве, во время
недолгого визита домой, тренер танцоров Наталья Дубова сказала, что ее подопечные
вроде как и не собираются покидать любительский спорт. Во всяком случае, послали
заявку на участие в крупном международном турнире Skate America, а до этого собираются
выступить на Играх доброй воли.
Но в Санкт-Петербург Майя приехала одна.
-
Похоже, слухи о вашем с Жулиным участии в Играх оказались преувеличенными?
-
Мы действительно очень хотели выступить. Я, Наталья Ильинична… Но были вынуждены
отказаться из-за Сашиной травмы. Это даже не травма, а что-то непонятное. Еще
до чемпионата Европы нас с ним пригласили в Миннеаполис, чтобы отснять рекламный
ролик для американского телевидения. Саша вышел на лед и вдруг упал. Поднялся
- и упал снова - нога отказалась держать.
Мы пришли в ужас - съемки были запланированы
на два дня, потрачены сумасшедшие деньги… Ногу там же на льду затейпировали от
голеностопа до колена и кое-как кататься Саша смог - благо программу можно было
исполнять по частям. Но в тренировках начались проблемы. До чемпионата Европы
нам не удалось сделать ни одного полного проката всей программы. Так что набирать
форму пришлось уже в ходе соревнований. Сейчас вот срочно лечимся.
- Зачем
же вы решили остаться?
- Знаете, когда Олимпийские игры закончились, то сначала
я просто проплакала два дня, а потом вдруг задумалась - а что дальше? Остаются
же Гордеева - Гриньков, Мишкутенок - Дмитриев, Бойтано… В конце концов, нас по-прежнему
любят, на нас приходят смотреть, ждут наших выступлений.
- Да-а… Думаю, это
ваше решение здорово спутало все карты российской федерации фигурного катания.
Дубова рассказывала, что сразу после возвращения в Лейк-Плэсид из Лиллехаммера
получила официальный факс с уведомлением, что в связи с вашим переходом в профессиональный
спорт федерация не находит возможным продолжать с ней контрактные отношения.
-
А какие были отношения? Когда мы приехали на чемпионат Европы, я была потрясена
той завистью и ненавистью, с которой на нас начали смотреть наши же руководители.
А чему завидовать? Тому, что мы живем в Америке и платим за каждый свой шаг? Лед
мы получали только благодаря тому, что Дубова тренировала американские пары, костюмы
делали сами, авиабилеты покупали тоже сами.
- Где вы живете в Лейк-Плэсиде?
-
Снимаем апартаменты.
- Вы мне всегда казались на редкость домашним человеком.
И наверное, должны очень страдать от отсутствия своего собственного гнезда.
-
Я действительно очень люблю дом. Вот и сейчас, с одной стороны, вроде бы и ни
к чему ремонтировать московскую квартиру, а с другой - всегда ведь приятно возвращаться
в обустроенное жилище. Хотя сейчас снова надо лететь в США - на 5 августа у нас
с Сашей уже куплены билеты. Жаль, но даже не сумею остаться в Петербугре, чтобы
посмотреть соревнования. И так вырвалась на несколько дней, бросив ремонт на маму.
Она же ухитрилась сразу после моего отъезда поссориться с мастерами, и надо срочно
ехать выручать.
- А почему решили возвращаться в Лейк-Плэсид так рано? Неужели
нельзя задержаться?
- Уже некогда. Надо начинать работу над очередной программой,
а до этого обкатать новые ботинки - сейчас в них по квартире ходит мама - разнашивает.
-
Это такая проблема?
- Я катаюсь не в танцевальных, а в одиночных ботинках.
Они более высокие и жесткие. Видимо, за время тренировок у меня стали такими слабенькими
голеностопы, что в мягких ботинках я кататься просто не могу. Поэтому, когда приходится
менять коньки, первое время всегда очень стираю ноги.
- Какой будет ваша новая
программа?
- Пока не могу сказать, но, скорее всего, что-нибудь классическое.
Все остальное, как мы убедились, не наше. У нас был новый показательный танец,
который мы показывали в туре Коллинза - на музыку Моцарта. Принимали его потрясающе,
причем поставлен он был всего за четыре дня до начала гастролей. В профессиональном
катании с точки зрения постановки программ значительно легче - нет никаких ограничений
и работа всегда идет в удовольствие. Мы очень ждали, что конгресс ИСУ, который
летом проходил в США, снимет ограничения и с любительского спорта, но этого в
очередной раз не произошло. Вот и получается, что все танцоры загнаны в такие
жесткие рамки правил, что невольно становятся похожими друг на друга.
- Вам,
по-моему, всегда удавалось и в этой ситуации находить что-то новое и оригинальное.
И в прошлогодней программе, и в последней олимпийской. Хотя последняя, может быть,
была не настолько удачна.
- Последняя программа была, наверное, самой нелюбимой
из тех, что мы когда-либо делали, и самой тяжелой. Ее было безумно трудно исполнять,
но когда мы ее накатали к Олимпийским играм до автоматизма, то со стороны стало
казаться, что все связки исполняются просто играючи, хотя сил - и моральных, и
физических - уходила масса.
- Если бы я не видела своими глазами, какой ценой
дались вам серебряные медали Лиллехаммера, то, возможно, поняла бы желание продолжить
кататься в любительском спорте. Но когда пытаюсь поставить себя на ваше место,
то невольно думаю, что реакцией любого нормального человека было бы послать спорт
к чертовой матери. Сразу и навсегда.
- Мы так и сделали. И были уверены, что
навсегда. Две недели не подходили к катку вообще. И, знаете, меня потрясла реакция
нашего тренера. Когда мы вернулись в Лейк-Плэсид, она вдруг начала говорить о
новых идеях, новых программах, музыке… Я не верила своим ушам. Спросила: «Как
вы можете? Неужели все забыли?». А она мне ответила: «Майя, забудь обо
всем. Ничего не было. Ни-че-го! Жизнь-то продолжается!».
- Получилось поверить?
-
Как ни странно, да. В конце концов, уйти мы успеем всегда. А пока можем добиться
чего-то еще, почему должны сдаваться раньше времени?
- Вы часто вспоминаете
о том, что при огромном количестве всевозможных титулов у вас нет главного?
-
Знаете, в США каждый год проводится своеобразное шоу, на которое приглашают чемпионов
всех прошедших Олимпиад. Те, кто может кататься, выходят на лед и катаются. В
этом году такоен мероприятие проходило в Бостоне. А несколько лет назад, когда
всех олимпийских чемпионов собрали в Канаде, туда же вдруг пригласили и нас. Мы
катались третьими - по существу, открывали спектакль, в котором принимали участие
четырнадцать олимпийских чемпионов. Четырнадцать! Пегги Флемминг, Бойтано, Роднина
- Зайцев, Линичук - Карпоносов…
Организация была фантастической. Я всегда
думала, что подобные мероприятия по-настоящему хорошо могут организовать только
американцы. Но тогда нас принимали так, как не принимали никогда в жизни. Мы катали
танец на музыку Вивальди. С первого же движения начались сумасшедшие аплодисменты.
Я почти не слышала музыки, а когда она закончилась и я подняла глаза, то увидела,
что зал стоит.
Не могу передать, что со мной творилось. Был какой-то шок -
слезы, комок в горле. Но при этом я понимала, что это - чужой праздник. А так
- в обычной жизни - я не очень часто задумываюсь над тем, что мы - не олимпийские
чемпионы. Не получилось - что уж тут поделаешь?
- И что дальше?
- Я бы хотела
покататься еще два года. Конечно, если у Саши будет все в порядке со здоровьем.
Мы ведь с ним - неразрывное целое. Если будет плохо ему - то и у меня ничего не
получится.
Правда, у нас сейчас очень непростой период. В фигурном катании
семья - вещь достаточно сложная. Мы женаты восемь лет и за это время не провели
друг без друга ни одного дня. Неизбежно накапливается усталость. К тому же я такой
человек, что не могу уйти со льда и оставить на нем все, что там происходило.
Бывают чисто рабочие ссоры, проблемы, которые неизбежно переходят в жизнь.
Самое,
на мой взгляд, страшное - когда партнеры начинают смотреть друг на друга с мыслью: «Это - мое, никто не тронет». Сейчас мы впервые решили отдохнуть раздельно.
Хотя, по инерции, продолжаем вести одинаковый образ жизни. Я здесь хожу в театр,
в сауну, к зубному врачу, Саша занимается тем же в Москве.
- И вы уверены,
что, прокатавшись два года, сумеете уйти? До Олимпийских игр-то останется совсем
чуть-чуть - год с небольшим.
- Я уже думала об этом. Но хочу уйти. И родить
ребенка. А потом снова вернуться.
- ?!
- Когда в любительский спорт вернулись
Гордеева и Гриньков, я много разговаривала с Катей. Для меня было совершенно непостижимо,
откуда у нее такая жажда работы в глазах. Где она берет столько энергии, силы,
радости, которых не было, когда она уходила и которых давно уже нет у меня. А
потом поняла, что надо просто на какое-то время абсолютно забыть о спорте. И все
обязательно вернется…
1994 год
|