Алексей Уланов: «НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ВЕЛИКИМ ВСЮ ЖИЗНЬ» |
|
Фото © Corbis
Саппоро. Ирина Роднина и Алексей Уланов |
Мне казалось, что фигурное катание, в котором Алексей
Уланов вместе с Ириной Родниной совершил революцию, заставив мир
на годы забыть о других фигуристах, нанесло ему рану, способную
стать трагедией всей жизни: уйдя, во многом по собственной инициативе
от Родниной к Людмиле Смирновой и встав с ней в пару, Уланов тем
самым поставил крест на своей столь блистательно начинавшейся карьере.
Его место рядом с олимпийской чемпионкой занял Александр Зайцев,
а все более редкие воспоминания болельщиков об Уланове сводились
к одному: да, катался когда-то…
- Алексей, я рискую ошибиться, но попробую вспомнить
этапы вашей послеспортивной карьеры: ленинградский балет на льду,
затем всемирно известный Holiday on Ice, затем...?
- Почти верно. Мы прекратили выступать в 1973 году и 16 лет работали
во всевозможных ледовых балетах. Дольше всего - в ленинградском.
Выбора особого, сами понимаете, не было, удовольствия от работы
- тоже. Ленинградский балет на льду был типичным отражением любой
советской структуры, в которой люди, размахивая партбилетами, прорывались
к власти и считали своей первоочередной задачей подмять под себя
всех, кто в этой жизни чего-то добился. Поэтому как только я четыре
года назад почувствовал, что есть какая-то возможность выбора, начал
действовать: связался с президентом Holiday on Ice Гудхартом Ски,
с которым мы познакомились, когда закончили выступать - во время
первых гастролей, отправил ему видеокассету с записью наших выступлений,
и он прислал нам с Людмилой приглашение.
- Приглашение работать?
- Что вы! Я сам предупредил его, что в наших ОВИРах плохо понимают
такие вещи, и приглашение было гостевым. Мы уехали, проработали
в Англии два месяца, и только после этого Ски заключил с нами контракт.
- Помню, лет 10-15 назад я прочитала в какой-то книге о Holiday
on Ice, как о коллективе с жуткими, по крайней мере, для советского
восприятия, драконовскими порядками: бесконечными штрафами, отсутствием
всяческих поблажек артистам, произволом хозяев...
- Штрафы, естественно, существуют. Самый суровый - за непрофессиональное
поведение на льду. Вообще английское слово unprofessional включает
в себя массу понятий: начиная от забытой детали костюма, до неявки
на ежевечерние проверки перед спектаклем, так называемый check-in.
Но есть правила абсолютно, на мой взгляд, абсурдные. Например, артисту
запрещено употреблять спиртные напитки за два часа до выхода на
лед. А за два с половиной, выходит, можно? Зато курить разрешено
на протяжении всего спектакля. И все курят.
- И вы?
- Нет. И не пью. Меня, кстати, за четыре года работы ни разу и не
штрафовали. Хотя, бывает, что за один только спектакль штрафов выписывается
на сумму гораздо больше той, что полагается артистам в качестве
гонорара.
- И на какой срок заключается контракт?
- Обычно на четыре года. Именно столько времени коллектив выступает
на гастролях с одним и тем же спектаклем. Правда, каждый год этот
контракт как бы заново утверждается. Не исключено, что артисту прямо
во время гастролей вручают уведомление с отказом от его услуг.
- Без объяснения причин?
- А что объяснять? Право хозяев платить деньги или не платить.
- И нет никаких гарантий? Страховка, отпуск...
- Нормального отпуска, когда люди отдыхают какой-то определенный
срок, у нас нет. Все зависит от того, как спланированы гастроли
коллектива. Если шоу переезжает, скажем, из Европы в Америку, то
реквизит из одной страны в другую перевозят около месяца. Значит,
все артисты этот месяц свободны, но не получают денег. Зато, когда
гастроли возобновляются, оплачено все: лед, освещение, костюмы,
музыка. Holiday on Ice - огромный коллектив: четыре труппы выступают
одновременно на разных континентах. Каждые четыре года они возвращаются
на базу в Берн и в течение месяца готовят новый спектакль. И снова
уезжают. Очередность городов, сроки гастролей из года в год одни
и те же. Единственное, что абсолютно исключено - чтобы коллектив
дважды привез одну и ту же программу в одно и то же место. Это своего
рода вопрос престижа.
- Тем не менее мне кажется, что сейчас при полной свободе выезда
и работы фигуристов за рубежом Holiday on Ice пользуется далеко
не такой популярностью, как, скажем труппы Тома Коллинза, IMG, Майкла
Розенберга, создавшего в свое время знаменитое шоу Бойтано - Витт.
- Свежий чемпион - а перечисленные вами коллективы заинтересованы
именно в таких - всегда очень дорогой. Стоимость фигуристов в этих
шоу доходит до 20 тысяч долларов за спектакль. Кстати, Том Коллинз
24 года назад начинал свой бизнес администратором Holiday on Ice,
он - брат жены прежнего президента труппы Мориса Чалфена. А сейчас
он приглашает фигуристов на 2-3 месяца, устраивает им выступления,
билеты на которые стоят баснословные деньги, но зато через год эти
люди, как правило, его уже не интересуют. И, в свою очередь, начинают
искать более стабильный и долговечный заработок. Некоторые приходят
к нам, некоторые - в американские труппы.
- У вас существуют возрастные границы для артистов?
- Только для кордебалета. Людей старше 26 лет туда не берут. На
солистов эти рамки не распространяются.
- Вы считаете, это правильно? Помнится, Игорь Моисеев сказал, что
танцевать можно и в 30, и в 60, но в 60 на это не надо смотреть.
- Не могу сказать, что, например, мой возраст меня смущает. Я до
сих пор делаю на льду такие вещи, которые, кроме меня, не делает
никто. К тому же, если зритель приходит посмотреть на Уланова, он,
как правило, не помнит Уланова двадцатилетней давности. Это, если
хотите, зоопарк. Конечно, тем, кто был чемпионом, психологически
сложнее. Но они и относятся к своей работе профессиональнее - танцуют-то
не в кордебалете: любое неточное движение сразу бросается в глаза.
- Но ведь с возрастом вы не становитесь лучше?
- Становлюсь умнее, опытнее - это тоже важно.
- А когда вы уходили в балет, у вас была цель чего-то добиться или
же это был просто переход к профессии, за которую можно довольно
долго получать неплохие деньги, не придумывая ничего нового?
- Вы коснулись одного из самых важных вопросов. Дело в том, что,
по моему мнению, фигурное катание - это не спорт.
- Тем не менее его возвели в ранг спорта.
- Спорт - это когда есть метры, секунды, величины, которые можно
зафиксировать. Но когда человек работает под музыку, то очень немногие
понимают, что раскрыть музыкальную, звуковую пластику через пластику
человеческого тела - высочайшее искусство. И я категорически не
приемлю, когда балетмейстер, составляя программу, берет из симфонии
Моцарта три такта начала, четыре такта главной темы, восемь побочной
и 25 - финала. Это варварство. Но это сплошь и рядом практикуется
в фигурном катании. И то, что меня вынуждали делать на льду, очень
часто казалось просто диким.
- И поэтому вы решили уйти от Ирины Родниной к Людмиле Смирновой?
Или ваш переход был продиктован личными причинами?
- Нет. В первую очередь, именно моим представлением о фигурном катании.
Мало кто знает, что первый раз я предложил Смирновой кататься вместе
в 1968 году, когда мы с Ириной были никем - заняли пятое место на
чемпионате Европы и мира. Тогда Люда отказалась, и мы из-за этого
с ней не разговаривали почти четыре года. А что касается Ирины,
то я прекрасно понимал, что, несмотря на все наши успехи, она никогда
не сможет стать моим идеалом фигуристки. У нее был один очень серьезный
недостаток. Она не слышала музыку - только ритм. И когда мы сделали «Калинку», это было в каком-то смысле ее творческим пределом.
К тому же Ира совершенно открыто говорила, что после Олимпиады-72
в Саппоро кататься не будет. Когда я узнал об этом, то еще раз предложил
Смирновой выступать вместе. И она согласилась. Тем более что после
возвращения из Японии мы поженились.
- Неужели вам никогда не было больно от сознания, что после развала
пары Роднина - Уланов Ирина осталась наверху, а вы могли рассчитывать
в лучшем случае на вторую роль?
- Как вам сказать? В фигурном катании первое место всегда в какой-то
степени зависит от случая. Но когда наш с Ириной тренер Станислав
Жук осознал, что произошло, нас с Людмилой с его подачи стали стремиться
любыми способами убрать из сборной вообще. Доходило до того, что
на чемпионате мира-72, куда мы с Людмилой приехали, будучи мужем
и женой, но катались еще в своих парах, нам пытались запретить жить
в одном номере. И на следующий год мы смогли поехать на чемпионаты
Европы и мира только благодаря тому, что у нас были персональные
приглашения от организаторов. Кстати, помните легендарный случай,
который возвели в ранг подвига, когда Роднина и Зайцев катались
без музыки и стали чемпионами мира?
- Да, конечно.
- Это была величайшая авантюра Станислава Алексеевича. Который просто-напросто
попросил своих друзей воткнуть отвертку в магнитофон, чтобы остановить
музыку!
- Ну, знаете! Такие вещи требуют доказательств.
- Я слишком хорошо знаю Жука. Он - большой профессионал, но всегда
подстраховывался со всех сторон. Вспомните, как все происходило:
когда музыка оборвалась, главный судья скомандовал фигуристам остановиться,
а Жук кричал: «Продолжайте!». Уже потом ИСУ вынесло решение,
согласно которому за неподчинение главному судье спортсмены должны
быть дисквалифицированы. А тогда Родниной и Зайцеву просто предложили
перекатать программу, после того как закончат выступать все остальные.
А это значило, что если бы они что-то сорвали, то имели бы право
прокататься еще раз.
- Но они же ничего не сорвали.
- А кто знал, что не сорвут? Перед этим-то Зайцев на чемпионате
СССР простоял 30 секунд на двух ногах, когда надо было исполнять дорожку. Ну а когда уже после чемпионата мира Роднина
сказала, что накануне старта видела все, что произошло, во сне,
то я окончательно убедился, что их победа была спланирована заранее.
- Точно так же, видимо, как в свое время были спланированы и ваши
победы с Родниной?
- По крайней мере, я об этом не знал. К тому же мы действительно
были лучшими.
- А если я скажу, что на мой взгляд, потом лучшими стали Роднина
и Зайцев?
- Ваше право так считать. Симпатии у всех разные. В том числе и
у судей. Когда арбитр выставляет паре высшие оценки, то это значит,
что в данный момент он признает именно этот стиль катания. Но если
точно так же считают все девять судей, это говорит только о том,
что все они получили соответствующую установку. Все это я слишком
хорошо испытал на своей шкуре и знаю, как это делается. Но при этом
никогда не считал, что для достижения цели хороши любые средства.
Потому что убежден: все в этой жизни наказуемо. Где сейчас Жук?
Где Роднина? Где Зайцев?..
- ...Где Уланов?
- А я совершенно не жалею, что все сложилось именно так. У меня
не самая плохая профессия, я учу ей своих детей. А спорт научил
меня бороться, отстаивать свои идеалы. И не так уж важно, если что-то
в нем не получилось.
- А ведь вы до сих пор не можете это пережить...
- Пережил. Знаете, еще Платон писал: «Нельзя быть, можно стать».
Невозможно оставаться великим всю жизнь. К тому же, как бы то ни
было, стиль, в котором Роднина и Зайцев дважды становились олимпийскими
чемпионами, а за ними становились чемпионами и другие ученики Жука,
создали мы с Ириной. Все остальное было только копией...
1994 год
|