Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Тренеры
Татьяна Тарасова:
«НЕ БЫВАЕТ, ЧТОБЫ ТРУДНОСТИ РАЗ - И ЗАКОНЧИЛИСЬ
»
Татьяна Тарасова
Фото © Федор Успенский
на снимке Татьяна Тарасова и Максим Ковтун

Она может не иметь личных учеников, не приезжать на соревнования, но тем не менее постоянно остается на виду и на слуху. Разговариваешь с тренерами: «Тарасова посоветовала...» Начинаешь расспрашивать спортсменов: «Тарасова поставила...»

В этом сезоне мы встретились с выдающимся тренером на базе фигуристов в Новогорске еще до начала закрытых контрольных прокатов.

- Так не о чем же еще разговаривать! - удивилась Тарасова на просьбу об интервью.

- Я хотела поговорить о тенденции, наиболее сильно набравшей обороты именно сейчас. Имею в виду стремление помогать российским спортсменам, что называется, «всем миром».

- Эта тенденция не сейчас сложилась. И я рада, что в каком-то отношении стала инициатором тренировок в США у Игоря Шпильбанда одной из сильнейших российских танцевальных пар - Екатерины Рязановой и Ильи Ткаченко. Я ведь и сама никогда не работала одна - мне всегда помогали очень сильные специалисты.

- Тем не менее именно сейчас стало бросаться в глаза, насколько «открытым» становится российское фигурное катание: Алексей Горшков едет с учениками в Америку к Шпильбанду, не стесняясь признать, что многому учится сам. Паскуале Камерленго приезжает работать над программами к Алексею Мишину, несмотря на то, что у его супруги Анжелики Крыловой - своя танцевальная школа, в работе которой он тоже принимает самое активное участие.

- Меня это как раз не удивляет именно в силу того, о чем я уже сказала: я так работала последние десять лет. И с американцами, и с израильтянами, и с японцами, и с канадцами... Никого же не удивляло, когда ко мне в Новогорск несколько лет назад приезжал Эван Лайсачек? Жил две недели на базе, похудел на десять килограммов, а главное - на всю жизнь получил представление о том, как нужно относиться к тренировкам, если хочешь побеждать.

Просто когда работаешь со своими, этого никто не замечает. А стоит уехать к Шпильбанду... Хотя Шпильбанд - тоже свой. Он же много лет у меня в театре катался. А в Америке вырос в хорошего тренера. Вместе с Мариной Зуевой. Больше всего я расстроена в этом году тем, что они расстались. Потому что вдвоем они очень серьезно двигали мировые танцы наверх.

- Вы хорошо знаете обоих специалистов, приезжали к Зуевой и Шпильбанду в США. Не пытались как-то предотвратить распад столь уникального тандема?

- Я не даю советов, когда меня о них не просят. Мне просто очень жалко, что Марина с Игорем больше не работают вместе. Я по-прежнему уважительно отношусь к обоим, но... мне правда жаль. Очень.

Не думаю, что мы вправе обсуждать и тем более осуждать этот разрыв. Можем только наблюдать за тем, что будет дальше. Не исключаю, кстати, что все эта история приведет к одному: разрыв между лидерами и всеми остальными в танцах заметно сократится.

- Почему вы так считаете?

- Только по той причине, что и Марина, и Игорь уже работали поодиночке. И результаты их спортсменов были не столь впечатляющими, как те, которых они добились вместе. Это все сложно - у меня ведь тоже в тренерской жизни случалось подобное. Работать вместе двум сильным тренерам не так просто: это тоже конкуренция, причем каждодневная. Но - посмотрим. С моей точки зрения, вся эта ситуация дала совершенно реальный шанс остальным танцорам приблизиться к лидерам. Вопрос только в том, сумеют ли они этим воспользоваться.

- Вы часто посещаете тренировки российских танцоров. Как оценили бы ситуацию, которая сложилась в этом сезоне?

- Мне не хотелось бы распространяться на эту тему. Давайте подождем начала соревнований.

- На кого сейчас направлено ваше внимание в большей степени?

- Я делала короткую программу для Веры Базаровой и Юры Ларионова, помогала им в тренировках, активно привлекала к этой работе Яну Хохлову.

- Разве Яна работает не с танцорами?

- Она работает прежде всего там, где она нужна. Много возилась на сборе в Андорре с фигуристами Лены Водорезовой (Буяновой. - прим. Е.В.), помогала Алексею Горшкову с поддержками для Рязановой и Ткаченко. Мы их отправили к Шпильбанду с десятью уже фактически готовыми новыми поддержками - чтобы Игорю было из чего выбирать.

Я, в свою очередь, стараюсь постоянно учить Яну. Вижу, что в ней есть нацеленность на тренерскую профессию, она ее понимает. Это очень важное качество. Далеко не все спортсмены умеют работать, когда эта работа направлена не на них самих, а на другого человека.

Точно так же мы приходили на тренировки к Саше Свинину и Ирине Жук. Очень надеюсь, что их танцевальная пара завоюет в этом сезоне золото чемпионата мира среди юниоров. Я была на тренировках у Натальи Павловой и Артура Дмитриева, смотрела на их пары и могу сказать, что увиденное мне понравилось. Еще сделала программы для Максима Ковтуна. Вот примерно так я распорядилась собой этим летом. Если бы у меня был свой каток, свой лед, я совершенно не исключаю, что уже с этого сезона стала бы работать не «на подхвате», а полномасштабным тренером.

- Сдвигов в этом направлении до сих пор нет?

- К сожалению. Возможно, удастся реализовать это с помощью Ирины Винер - у нее есть планы построить каток.

- Когда вы соглашались начать работу с Ковтуном, вас не смущало, что летом его выгнал из своей группы Николай Морозов?

- Считаю, что талантливых мальчиков, в которых уже вложено очень много тренерских сил и которые находятся в очень сложном периоде взросления, не стоит пинать ногами. А стоит воспитывать и приучать к профессиональной работе. У нас в стране таких мальчиков не так много, к слову. Не нужно даже вспоминать про пальцы одной руки - боюсь, что эти пальцы останутся свободными. Сейчас Максим очень хорошо работает, им довольна Лена (Буянова. - Прим. Е.В.), я же с удовольствием вызвалась помочь, чтобы у парня не пропал сезон.

- Год назад, когда мы с вами разговаривали об Аделине Сотниковой, вы сказали, что в связи с переходным возрастом ее ждет, возможно, самый сложный сезон в ее жизни. Сейчас вы продолжаете работать с этой фигуристкой?

- Только тогда, когда об этом просит ее тренер. Аделине я поставила произвольную программу и один показательный номер.

- А не жаль, что такую роскошную программу, как поставленное вами прошлогоднее «Болеро», Аделина катала столь непродолжительное время и не в самом лучшем для себя сезоне?

- Она оставила эту программу как одну из показательных. Мы переделали костюм, так что «Болеро» стало восприниматься еще лучше. Когда летом Аделина ездила на выступления в Японию, на этой программе все вставали.

- То есть можно говорить, что трудности переходного периода позади?

- Так не бывает, чтобы все трудности раз - и закончились. Одни заканчиваются, за ними приходят другие. Но мне нравится, как Аделина тренируется, какой она стала. Она - другая.

- Мао Асада тоже приезжала к вам этим летом?

- Да. Я ставила ей произвольную программу. Потом Мао приезжала еще раз в связи с тем, что летом технический комитет Международного союза конькобежцев в очередной раз изменил правила, и постановку пришлось переделать с учетом новых требований. У нас же техком почему-то не задумывается о том, что большинство программ ставится в мае...

По этому поводу я даже написала письмо Оттавио Чинкванте (президент ISU. - Прим. Е.В.). В том числе и о том, что считаю не очень правильным вносить какие бы то ни было изменения в правила за год до Олимпиады. Мы, кстати, разговаривали на эту тему с Ириной Винер, и она сказала мне, что в художественной гимнастике все изменения в правилах прекращаются за два года до Игр. Мне кажется, это гораздо более правильным.

Предложения об изменениях, насколько мне известно, внес канадский тренер, у которого я не назову вам ни одного ученика - просто не знаю таких. Должна сказать, что меня сильно поразила формулировка, объясняющая необходимость изменений: «Для того чтобы судьям было легче». Если судьям так тяжело отличить творческую дорожку от технической, пусть сидят дома.

- Возвращаясь к танцам, с которых мы начали разговор: на какой из российских дуэтов сделали бы ставку в этом сезоне лично вы?

- Боюсь даже что-то предполагать. За третье место в сборной будет страшная борьба. Которой мы не видели много лет. Хотя почему только за третье? За все остальные - тоже. Не нужно никому подсуживать, кого-то тянуть. Нужно просто смотреть, как спортсмены разберутся между собой. Скажу честно: даже не представляю, чем эта борьба может закончиться.

2012 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru