Татьяна Тарасова: «ЖАЛЕТЬ О ЧЕМ-ТО МНЕ ПРОСТО НЕКОГДА» |
|
Фото © Александр Федоров
на снимке Гарри Каспаров и Татьяна Тарасова |
Лучший, а главное, совершенно неожиданный для себя
подарок ко дню рождения Татьяна Тарасова получила за день до праздника.
На балу олимпийцев она вместе с Тамарой Москвиной была названа лучшим
тренером года.
Пожалуй, впервые за много лет я ждала приезда Тарасовой
в Москву с ужасом. Ее самолет должен был приземлиться в Шереметьево-2
в семь утра, я прекрасно понимала, что единственная возможность
найти время для беседы - перехватить тренера чуть свет, а, значит,
планы выспаться летят к черту. Да и Тарасову вряд ли привлекала
перспектива общаться с журналистом сразу после ночного перелета.
Однако разговор, как это случалось неоднократно,
растянулся почти на два часа.
- В связи с чем вы приехали в Москву?
- По личным причинам. Маме исполняется 85 лет и не поздравить ее
с этим праздником я не могу. Собирается вся семья. Кроме этого совершенно
неожиданно для себя получила приглашение на бал олимпийцев.
- И почти сразу, насколько мне известно, возвращаетесь обратно в
Америку?
- В Париж. Там мы с Сашей Коэн будем акклиматизироваться и готовиться
к финалу «Гран-при».
* * *
- Почему для заключительного этапа подготовки вы
выбрали Францию, а не Россию?
- Честно говоря, особо выбирать не приходилось. Свой лед у меня
есть в Москве, но сразу возникает ряд проблем. Возле стадиона «Локомотив» нет ни одной гостиницы, где можно было бы нормально устроиться.
Обеспечивать Саше два раза в день транспорт довольно сложно, сама
же она не доберется: чужой и, к тому же, слишком большой город.
Думала поехать в Санкт-Петербург (с точки зрения подготовки это
был бы идеальный для нас вариант), обратилась к Алексею Николаевичу
Мишину, но он отказал.
- Почему?
- Этот вопрос я задавать не стала. Зачем? Соответственно, не сочла
нужным обращаться в Питере к кому-то еще. Не хочется ставить людей,
даже тех, кто искренне хорошо ко мне относится, в неловкое положение,
какое может возникнуть, если они тоже будут вынуждены мне отказать.
После этого я и прозвонила во французскую федерацию. Там обрадовались.
Более того, сразу же обратились со встречной просьбой - чтобы оставшееся
до финала «Гран-при» время я поработала с их одиночником
- Брайаном Жубером.
- Помнится, после Игр в Солт-Лейк-Сити у вас с французами возникли
несколько натянутые отношения. Когда с вами по настоянию спортивного
руководства этой страны прекратил сотрудничать танцевальный дуэт
Изабель Делобель - Оливье Шонфельдер.
- Никаких трений между нами нет. Я получила приглашение непосредственно
от старшего тренера французской команды. В качестве основной базы
он сначала предложил Межев. Это местечко не совсем меня устраивало,
поскольку там хоть небольшое, но высокогорье. В результате мы сошлись
на том, что работать я буду на парижском катке, где тренирует Станислав
Леонович.
- Как же будут обходиться без вас в Америке ваши украинские танцоры
Елена Грушина и Руслан Гончаров?
- Вся основная работа уже сделана. Мы поставили еще один новый произвольный
танец, эскизы костюмов сделала Нателла Абдулаева, которая специально
для этого приехала ко мне в США, сами костюмы шьются в Санкт-Петербурге.
Заключительный этап ребята проведут под присмотром Майи Усовой.
До выступления в финале «Гран-при» Грушина и Гончаров
должны прокатать новую программу на показательных выступлениях в
США, так что, думаю, все будет в порядке.
- На чемпионате США этого года вы присутствовали?
- О, да.
- Это правда, что Сашу Коэн там встречали крайне прохладно?
- Нет. Американская публика вообще очень доброжелательна и корректна.
По крайней мере я это ощущала. Как по отношению к себе, так и к
Саше.
- А почему вы так странно отреагировали, когда я спросила про чемпионат?
- На подобных соревнованиях мне прежде бывать не приходилось. Не
могу сказать, что чувствовала себя в своей тарелке. Видимо, в какой-то
степени мое состояние и повлияло на результат Саши.
* * *
- Неужели что-то может вывести вас из равновесия?
- Как вам сказать… Странно признаваться в 55 лет, что я способна
занервничать. Но… Там были сотни наших тренеров. Сотни. Это меня
просто убило.
- Почему?
- Потому что все они очень хорошо работают. У многих ученики победили
в самых разных категориях. Так, например, сын Лены Гараниной и Игоря
Завозина выиграл в танцах. Дочка Саши Власова победила в одиночном
катании и стала второй в парном. Прекрасные пары у Саши Зайцева.
Не видела Лену Валову, но знаю, что и она работает замечательно.
Сначала мне показалось, что вокруг непривычно много незнакомых тренеров.
А уже со второго дня мне и в голову не приходило, что я - в Америке.
Вся наша молодежь, процентов 90 тех, кто проходил через мои руки
или перед моими глазами в России - там.
В Америке тренерский хлеб
невероятно тяжел. Чтобы иметь возможность оплачивать одну лишь страховку,
надо зарабатывать очень много. Мало кто может позволить себе каждый
год ездить отдыхать. И не ездят - работают с утра до ночи. В том
числе и те, кто уехал раньше - Игорь Шпильбанд, Марина Зуева, Рашид
Кадыркаев, Люся Квитченко… Все лезут из кожи вон, чтобы пробиться,
и тем самым сильно поднимают уровень американского фигурного катания
в целом. Уровень мастерства, хореографии. А самое страшное, что
в отличие от нас, людей старшего поколения - тех, кто уехал в Америку
на время, из-за того, что лишь там были нормальные условия для подготовки
своих же, российских спортсменов, - молодые уже не вернутся. У них
вся жизнь там.
- Второе место Коэн вас разочаровало?
- Нет. Год назад Саша тоже была второй, так что главная наша задача
сводилась к тому, чтобы не потерять эту позицию. Она очень волновалась.
Сделала ошибку в каскаде. В то время как Мишель Кван каталась просто
замечательно.
- С кем она сейчас работает?
- С новым молодым тренером - к сожалению, не помню имени. Знаю только,
что он был довольно известным в США фигуристом. У Мишель словно
второе дыхание открылось. Так, по крайней мере, кажется со стороны.
- Вторую произвольную программу для Коэн к финалу «Гран-при» вы сделали новую?
- Отчасти. Взяли прошлогоднюю олимпийскую композицию «Кармен»
и сильно ее перекроили. Сначала у меня была идея использовать музыку
Нино Рота из кинофильма «Ромео и Джульетта». Мы осенью
даже сделали на ее основе интерпретивную постановку, с которой Саша
выступала в нескольких турнирах. Причем каталась так, что зал плакал.
Она любит эту музыку, понимает ее. Но для любительского спорта такая
программа не совсем годится. Поэтому мы и остановились на «Кармен».
Кое-какие части программы остались прежними. Я намеренно их сохранила
- чтобы Саша поуютнее и поспокойнее себя чувствовала.
- За прошедшие месяцы вы хоть раз сумели выбраться
в тур Stars on Ice, посмотреть, как катается Алексей Ягудин?
- Да. Была на открытии тура в Лейк-Плэсиде. Сразу воспоминания нахлынули,
как на этом же катке мы с Родниной и Зайцевым победили на Олимпийских
играх в 80-м. Леша выглядел великолепно. Он по-настоящему полюбил
то, что делает. А это сразу бросается в глаза. Всем. Он по-настоящему
дорожит своим участием в туре. И его там любят и выделяют. 8 марта
увижу его выступление еще раз - в Нью-Йорке, в Мэдисон Сквер Гарден.
- Не могу не задать вам вопрос - очень просили болельщики: Леша
хоть изредко заглядывает в российский интернет, читает, что пишут
о фигурном катании?
- Регулярно. В отличие от меня. Я в компьютерах совсем ничего не
понимаю. И дома компьютера нет.
- Вы, кстати, сменили место жительства, как собирались осенью?
- Да, в конце декабря, сразу после заключительного этапа «Гран-при»
перебралась в Симсбери, на каток, где работает Галина Змиевская.
- Это было связано с тем, что вы расстались со своим хореографом
Николаем Морозовым?
- Да. Он остался в Ньюингтоне с канадцами Шэ-Линн Бурн и Виктором
Краатцем.
- Какой же по счету это был переезд?
- Не спрашивайте… Но дом попался удачный. Большой. Вот мы большой
семьей там и живем.
- Кто входит в число домочадцев?
- Я, Майя, Нателла, Света Куликова, Андрюша Грязев - он делит комнату
с Виталиком Новиковым, Лена с Русланом.
- А в гараже - Ягудин?
- Его вещи.
- Кто же готовит на такую ораву?
- Готовлю я, посуду моют они. По дому каждый помогает в меру времени
и сил. Не жалуемся, живем дружно.
- Куда же денете Ягудина, когда он вернется?
- Сам решит. Пусть поездит по стране, сейчас у него такая возможность
есть, выберет, где больше нравится. Мой дом для него открыт всегда,
но Симсбери - это, все-таки, деревня.
- Там, если не ошибаюсь, в свое время купила дом Катя Гордеева.
- Да. В нем сейчас живут ее родители. Они меня и провожали в Москву.
Отец немножко преподает танцы, мама не работает, иногда летает к
Кате в Лос-Анджелес, к внучкам. Очаровательные девчушки.
- Вы их видели?
- Илюша Кулик показывал фотографии на одном из турниров, где мы
пересекались. Лизочка очень на него похожа. А Катя приезжала в Stars
on Ice кататься.
- Когда?
- В этом году в туре решили поэкспериментировать: приглашать в качестве
гостей наиболее известных фигуристов, выступавших в труппе в разные
годы. Сначала пригласили Катю, она отработала десять шоу. Потом
гостем был Скотт Хэмилтон.
- Он же совладелец труппы.
- Вот сам себя и пригласил. Потом на 10 или 15 выступлений приезжала
Кристи Ямагучи. В Stars on Ice, знаю, очень довольны тем, что у
них есть три таких звезды, как Ягудин, Лена Бережная и Антон Сихарулидзе.
Далеко не каждый профессиональный коллектив может себе позволить
подобный масштаб имен. Хочется, конечно, чтобы свое шоу было не
там, а здесь. Такой состав, который можно собрать в России, не увидишь
нигде.
* * *
- Кстати, что за постановка под вашим руководством
замышляется в Санкт-Петербурге?
- Пока еще у меня никак не получается принять в ней участие. Спектакль
планируется сделать в рамках 300-летия города, но необязательно
к какому-то конкретному дню. Мне постоянно сообщают, как идет работа,
я читала сценарий и хорошо представляю, как он должен быть реализован.
- Что это будет - спектакль с единым сюжетом, дивертисмент?
- Цельный спектакль. Подробнее пока рассказывать не буду. Сама не
знаю, как все получится - времени катастрофически нет. Помимо тех,
кто уже хорошо известен, нужно много заниматься с Грязевым.
- Почему он так неуверенно выступил на юниорском первенстве России?
- Андрей многое умеет и многое делает на тренировках. Гораздо больше,
чем другие ребята в его возрасте. А вот выступать пока не очень
получается. Молодой еще, психика «качается». К тому же
в Москве Грязев был один. Его опекал Игорь Русаков, но кататься,
когда у бортика чужой тренер, всегда непросто.
- За помощью к психологу обращаться не собираетесь?
- Обратимся, если понадобится. Неудачи в тренерской профессии -
нормальное явление и случаются у любого специалиста. Надо просто
спокойно работать дальше. Делать свое дело. С Андрюшей я занимаюсь
с удовольствием. Потому что вижу, что наши старания не проходят
даром. Во всяком случае профессию ему дадим. Не пропадет.
- А в каком состоянии ваша российская танцевальная пара Куликова
и Новиков, за судьбу которых вы так сильно переживали на чемпионате
Европы в Мальме?
- Сразу после моего возвращения в Москву из Санкт-Петербурга их
будет просматривать руководство российской федерации фигурного катания.
Скорее всего прокат состоится на «Локомотиве» 4 марта.
На следующий день у меня уже заказан билет в США.
- Помнится, вы рассчитывали на то, что если Куликова и Новиков понравятся
на просмотре, они, возможно, получат шанс выступить на чемпионате
мира в Вашингтоне. Однако не так давно в интернете прошла информация,
что Новиков не сможет в ближайшем будущем представлять Россию, поскольку
еще в прошлом году выступал в соревнованиях в паре с американской
фигуристкой Макензи Моливер.
- Турнир, в котором они участвовали, был неофициальным. Новиков
не имел разрешения российской федерации фигурного катания на то,
чтобы выступать за какую-то другую страну. Их и представляли публике,
как российского фигуриста и американскую партнершу, а это, как понимаете,
ни к чему не обязывает. Ни в каких международных соревнованиях под
флагом США они на лед не выходили.
* * *
- Если Куликова и Новиков не попадут в Вашингтон
и, соответственно, потеряют сезон, вас это сильно расстроит?
- Сейчас уже нет. Потому что я вижу, что у них получается. Они не
потеряются. Выступать в чемпионате мира, естественно, большой риск.
Ребята производят сильное впечатление, но не надо забывать, что
вместе они катаются всего два месяца, на которые пришлось немало
проблем. И тяжелейший грипп Виталия, и поездка в Казань на российский
чемпионат Светланы.
- Несмотря на это вы не боитесь рискнуть?
- Подобный опыт уже был. С Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным,
когда их впервые повезли на мировое первенство вместо Натальи Карамышевой
и Ростислава Синицына, и они сразу заняли десятое место. Что, в
общем-то, подтвердило правильность той замены. Во всяком случае
ни один человек впоследствии не упрекнул меня в том, что я настояла
на своем. Правда, тогда сильно помогла поддержка председателя спорткомитета
Сергея Павлова. Мне он доверял. Я же всегда любила испытания. И
продолжаю любить. Но - как решат.
Бестемьянова, кстати, очень за
Свету с Виталиком переживает. Звонила, интересовалась, как работают,
что новенького придумали. Не мне одной ведь хочется увидеть еще
одну сильную российскую пару. Получится - не получится другой вопрос.
Но я буду стараться изо всех сил. Почему-то больше всего мечтаю
о том, чтобы в следующем сезоне привезти ребят на этап «Гран-при» в Москву. Показать их именно московской публике - той, перед которой
я сама когда-то начинала.
- Откройте секрет, что именно так сильно привлекает вас в этом дуэте?
- Индивидуальность. Отсутствие «потолка». Они могут все.
- Год назад те же самые слова вы говорили мне про Делобель и Шонфельдера.
- И сейчас могу повторить. Там тоже нет «потолка».
- В таком случае вы должны сильно жалеть, что перестали работать
с французской парой.
- Считаю, что этим фигуристам я дала многое. У них нет никаких проблем
с техникой. Семь лет ведь работали вместе. Я действительно не в
обиде на французскую федерацию - в той ситуации, что сложилась в
Солт-Лейк-Сити, они не могли их не забрать. Тем более что с уходом
из любительского спорта Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера ведущий
танцевальный тренер Франции - Мюрией Зазуи) осталась без учеников.
Программы этого сезона, кстати, Делобель и Шонфельдеру ставил Повилас
Ванагас. А жалеть… Если честно, то жалеть о чем-то мне просто некогда.
2003 год
|