Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Тренеры
Татьяна Тарасова: «ЖАЛЕТЬ О ЧЕМ-ТО МНЕ ПРОСТО НЕКОГДА»
Гарри Каспаров и Татьяна Тарасова
Фото © Александр Федоров
на снимке Гарри Каспаров и Татьяна Тарасова

Лучший, а главное, совершенно неожиданный для себя подарок ко дню рождения Татьяна Тарасова получила за день до праздника. На балу олимпийцев она вместе с Тамарой Москвиной была названа лучшим тренером года.

Пожалуй, впервые за много лет я ждала приезда Тарасовой в Москву с ужасом. Ее самолет должен был приземлиться в Шереметьево-2 в семь утра, я прекрасно понимала, что единственная возможность найти время для беседы - перехватить тренера чуть свет, а, значит, планы выспаться летят к черту. Да и Тарасову вряд ли привлекала перспектива общаться с журналистом сразу после ночного перелета.

Однако разговор, как это случалось неоднократно, растянулся почти на два часа.

- В связи с чем вы приехали в Москву?

- По личным причинам. Маме исполняется 85 лет и не поздравить ее с этим праздником я не могу. Собирается вся семья. Кроме этого совершенно неожиданно для себя получила приглашение на бал олимпийцев.

- И почти сразу, насколько мне известно, возвращаетесь обратно в Америку?

- В Париж. Там мы с Сашей Коэн будем акклиматизироваться и готовиться к финалу «Гран-при».

* * *

- Почему для заключительного этапа подготовки вы выбрали Францию, а не Россию?

- Честно говоря, особо выбирать не приходилось. Свой лед у меня есть в Москве, но сразу возникает ряд проблем. Возле стадиона «Локомотив» нет ни одной гостиницы, где можно было бы нормально устроиться. Обеспечивать Саше два раза в день транспорт довольно сложно, сама же она не доберется: чужой и, к тому же, слишком большой город. Думала поехать в Санкт-Петербург (с точки зрения подготовки это был бы идеальный для нас вариант), обратилась к Алексею Николаевичу Мишину, но он отказал.

- Почему?

- Этот вопрос я задавать не стала. Зачем? Соответственно, не сочла нужным обращаться в Питере к кому-то еще. Не хочется ставить людей, даже тех, кто искренне хорошо ко мне относится, в неловкое положение, какое может возникнуть, если они тоже будут вынуждены мне отказать. После этого я и прозвонила во французскую федерацию. Там обрадовались. Более того, сразу же обратились со встречной просьбой - чтобы оставшееся до финала «Гран-при» время я поработала с их одиночником - Брайаном Жубером.

- Помнится, после Игр в Солт-Лейк-Сити у вас с французами возникли несколько натянутые отношения. Когда с вами по настоянию спортивного руководства этой страны прекратил сотрудничать танцевальный дуэт Изабель Делобель - Оливье Шонфельдер.

- Никаких трений между нами нет. Я получила приглашение непосредственно от старшего тренера французской команды. В качестве основной базы он сначала предложил Межев. Это местечко не совсем меня устраивало, поскольку там хоть небольшое, но высокогорье. В результате мы сошлись на том, что работать я буду на парижском катке, где тренирует Станислав Леонович.

- Как же будут обходиться без вас в Америке ваши украинские танцоры Елена Грушина и Руслан Гончаров?

- Вся основная работа уже сделана. Мы поставили еще один новый произвольный танец, эскизы костюмов сделала Нателла Абдулаева, которая специально для этого приехала ко мне в США, сами костюмы шьются в Санкт-Петербурге. Заключительный этап ребята проведут под присмотром Майи Усовой. До выступления в финале «Гран-при» Грушина и Гончаров должны прокатать новую программу на показательных выступлениях в США, так что, думаю, все будет в порядке.

- На чемпионате США этого года вы присутствовали?

- О, да.

- Это правда, что Сашу Коэн там встречали крайне прохладно?

- Нет. Американская публика вообще очень доброжелательна и корректна. По крайней мере я это ощущала. Как по отношению к себе, так и к Саше.

- А почему вы так странно отреагировали, когда я спросила про чемпионат?

- На подобных соревнованиях мне прежде бывать не приходилось. Не могу сказать, что чувствовала себя в своей тарелке. Видимо, в какой-то степени мое состояние и повлияло на результат Саши.

* * *

- Неужели что-то может вывести вас из равновесия?

- Как вам сказать… Странно признаваться в 55 лет, что я способна занервничать. Но… Там были сотни наших тренеров. Сотни. Это меня просто убило.

- Почему?

- Потому что все они очень хорошо работают. У многих ученики победили в самых разных категориях. Так, например, сын Лены Гараниной и Игоря Завозина выиграл в танцах. Дочка Саши Власова победила в одиночном катании и стала второй в парном. Прекрасные пары у Саши Зайцева. Не видела Лену Валову, но знаю, что и она работает замечательно. Сначала мне показалось, что вокруг непривычно много незнакомых тренеров. А уже со второго дня мне и в голову не приходило, что я - в Америке. Вся наша молодежь, процентов 90 тех, кто проходил через мои руки или перед моими глазами в России - там.

В Америке тренерский хлеб невероятно тяжел. Чтобы иметь возможность оплачивать одну лишь страховку, надо зарабатывать очень много. Мало кто может позволить себе каждый год ездить отдыхать. И не ездят - работают с утра до ночи. В том числе и те, кто уехал раньше - Игорь Шпильбанд, Марина Зуева, Рашид Кадыркаев, Люся Квитченко… Все лезут из кожи вон, чтобы пробиться, и тем самым сильно поднимают уровень американского фигурного катания в целом. Уровень мастерства, хореографии. А самое страшное, что в отличие от нас, людей старшего поколения - тех, кто уехал в Америку на время, из-за того, что лишь там были нормальные условия для подготовки своих же, российских спортсменов, - молодые уже не вернутся. У них вся жизнь там.

- Второе место Коэн вас разочаровало?

- Нет. Год назад Саша тоже была второй, так что главная наша задача сводилась к тому, чтобы не потерять эту позицию. Она очень волновалась. Сделала ошибку в каскаде. В то время как Мишель Кван каталась просто замечательно.

- С кем она сейчас работает?

- С новым молодым тренером - к сожалению, не помню имени. Знаю только, что он был довольно известным в США фигуристом. У Мишель словно второе дыхание открылось. Так, по крайней мере, кажется со стороны.

- Вторую произвольную программу для Коэн к финалу «Гран-при» вы сделали новую?

- Отчасти. Взяли прошлогоднюю олимпийскую композицию «Кармен» и сильно ее перекроили. Сначала у меня была идея использовать музыку Нино Рота из кинофильма «Ромео и Джульетта». Мы осенью даже сделали на ее основе интерпретивную постановку, с которой Саша выступала в нескольких турнирах. Причем каталась так, что зал плакал. Она любит эту музыку, понимает ее. Но для любительского спорта такая программа не совсем годится. Поэтому мы и остановились на «Кармен». Кое-какие части программы остались прежними. Я намеренно их сохранила - чтобы Саша поуютнее и поспокойнее себя чувствовала.

- За прошедшие месяцы вы хоть раз сумели выбраться в тур Stars on Ice, посмотреть, как катается Алексей Ягудин?

- Да. Была на открытии тура в Лейк-Плэсиде. Сразу воспоминания нахлынули, как на этом же катке мы с Родниной и Зайцевым победили на Олимпийских играх в 80-м. Леша выглядел великолепно. Он по-настоящему полюбил то, что делает. А это сразу бросается в глаза. Всем. Он по-настоящему дорожит своим участием в туре. И его там любят и выделяют. 8 марта увижу его выступление еще раз - в Нью-Йорке, в Мэдисон Сквер Гарден.

- Не могу не задать вам вопрос - очень просили болельщики: Леша хоть изредко заглядывает в российский интернет, читает, что пишут о фигурном катании?

- Регулярно. В отличие от меня. Я в компьютерах совсем ничего не понимаю. И дома компьютера нет.

- Вы, кстати, сменили место жительства, как собирались осенью?

- Да, в конце декабря, сразу после заключительного этапа «Гран-при» перебралась в Симсбери, на каток, где работает Галина Змиевская.

- Это было связано с тем, что вы расстались со своим хореографом Николаем Морозовым?

- Да. Он остался в Ньюингтоне с канадцами Шэ-Линн Бурн и Виктором Краатцем.

- Какой же по счету это был переезд?

- Не спрашивайте… Но дом попался удачный. Большой. Вот мы большой семьей там и живем.

- Кто входит в число домочадцев?

- Я, Майя, Нателла, Света Куликова, Андрюша Грязев - он делит комнату с Виталиком Новиковым, Лена с Русланом.

- А в гараже - Ягудин?

- Его вещи.

- Кто же готовит на такую ораву?

- Готовлю я, посуду моют они. По дому каждый помогает в меру времени и сил. Не жалуемся, живем дружно.

- Куда же денете Ягудина, когда он вернется?

- Сам решит. Пусть поездит по стране, сейчас у него такая возможность есть, выберет, где больше нравится. Мой дом для него открыт всегда, но Симсбери - это, все-таки, деревня.

- Там, если не ошибаюсь, в свое время купила дом Катя Гордеева.

- Да. В нем сейчас живут ее родители. Они меня и провожали в Москву. Отец немножко преподает танцы, мама не работает, иногда летает к Кате в Лос-Анджелес, к внучкам. Очаровательные девчушки.

- Вы их видели?

- Илюша Кулик показывал фотографии на одном из турниров, где мы пересекались. Лизочка очень на него похожа. А Катя приезжала в Stars on Ice кататься.

- Когда?

- В этом году в туре решили поэкспериментировать: приглашать в качестве гостей наиболее известных фигуристов, выступавших в труппе в разные годы. Сначала пригласили Катю, она отработала десять шоу. Потом гостем был Скотт Хэмилтон.

- Он же совладелец труппы.

- Вот сам себя и пригласил. Потом на 10 или 15 выступлений приезжала Кристи Ямагучи. В Stars on Ice, знаю, очень довольны тем, что у них есть три таких звезды, как Ягудин, Лена Бережная и Антон Сихарулидзе. Далеко не каждый профессиональный коллектив может себе позволить подобный масштаб имен. Хочется, конечно, чтобы свое шоу было не там, а здесь. Такой состав, который можно собрать в России, не увидишь нигде.

* * *

- Кстати, что за постановка под вашим руководством замышляется в Санкт-Петербурге?

- Пока еще у меня никак не получается принять в ней участие. Спектакль планируется сделать в рамках 300-летия города, но необязательно к какому-то конкретному дню. Мне постоянно сообщают, как идет работа, я читала сценарий и хорошо представляю, как он должен быть реализован.

- Что это будет - спектакль с единым сюжетом, дивертисмент?

- Цельный спектакль. Подробнее пока рассказывать не буду. Сама не знаю, как все получится - времени катастрофически нет. Помимо тех, кто уже хорошо известен, нужно много заниматься с Грязевым.

- Почему он так неуверенно выступил на юниорском первенстве России?

- Андрей многое умеет и многое делает на тренировках. Гораздо больше, чем другие ребята в его возрасте. А вот выступать пока не очень получается. Молодой еще, психика «качается». К тому же в Москве Грязев был один. Его опекал Игорь Русаков, но кататься, когда у бортика чужой тренер, всегда непросто.

- За помощью к психологу обращаться не собираетесь?

- Обратимся, если понадобится. Неудачи в тренерской профессии - нормальное явление и случаются у любого специалиста. Надо просто спокойно работать дальше. Делать свое дело. С Андрюшей я занимаюсь с удовольствием. Потому что вижу, что наши старания не проходят даром. Во всяком случае профессию ему дадим. Не пропадет.

- А в каком состоянии ваша российская танцевальная пара Куликова и Новиков, за судьбу которых вы так сильно переживали на чемпионате Европы в Мальме?

- Сразу после моего возвращения в Москву из Санкт-Петербурга их будет просматривать руководство российской федерации фигурного катания. Скорее всего прокат состоится на «Локомотиве» 4 марта. На следующий день у меня уже заказан билет в США.

- Помнится, вы рассчитывали на то, что если Куликова и Новиков понравятся на просмотре, они, возможно, получат шанс выступить на чемпионате мира в Вашингтоне. Однако не так давно в интернете прошла информация, что Новиков не сможет в ближайшем будущем представлять Россию, поскольку еще в прошлом году выступал в соревнованиях в паре с американской фигуристкой Макензи Моливер.

- Турнир, в котором они участвовали, был неофициальным. Новиков не имел разрешения российской федерации фигурного катания на то, чтобы выступать за какую-то другую страну. Их и представляли публике, как российского фигуриста и американскую партнершу, а это, как понимаете, ни к чему не обязывает. Ни в каких международных соревнованиях под флагом США они на лед не выходили.

* * *

- Если Куликова и Новиков не попадут в Вашингтон и, соответственно, потеряют сезон, вас это сильно расстроит?

- Сейчас уже нет. Потому что я вижу, что у них получается. Они не потеряются. Выступать в чемпионате мира, естественно, большой риск. Ребята производят сильное впечатление, но не надо забывать, что вместе они катаются всего два месяца, на которые пришлось немало проблем. И тяжелейший грипп Виталия, и поездка в Казань на российский чемпионат Светланы.

- Несмотря на это вы не боитесь рискнуть?

- Подобный опыт уже был. С Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным, когда их впервые повезли на мировое первенство вместо Натальи Карамышевой и Ростислава Синицына, и они сразу заняли десятое место. Что, в общем-то, подтвердило правильность той замены. Во всяком случае ни один человек впоследствии не упрекнул меня в том, что я настояла на своем. Правда, тогда сильно помогла поддержка председателя спорткомитета Сергея Павлова. Мне он доверял. Я же всегда любила испытания. И продолжаю любить. Но - как решат.

Бестемьянова, кстати, очень за Свету с Виталиком переживает. Звонила, интересовалась, как работают, что новенького придумали. Не мне одной ведь хочется увидеть еще одну сильную российскую пару. Получится - не получится другой вопрос. Но я буду стараться изо всех сил. Почему-то больше всего мечтаю о том, чтобы в следующем сезоне привезти ребят на этап «Гран-при» в Москву. Показать их именно московской публике - той, перед которой я сама когда-то начинала.

- Откройте секрет, что именно так сильно привлекает вас в этом дуэте?

- Индивидуальность. Отсутствие «потолка». Они могут все.

- Год назад те же самые слова вы говорили мне про Делобель и Шонфельдера.

- И сейчас могу повторить. Там тоже нет «потолка».

- В таком случае вы должны сильно жалеть, что перестали работать с французской парой.

- Считаю, что этим фигуристам я дала многое. У них нет никаких проблем с техникой. Семь лет ведь работали вместе. Я действительно не в обиде на французскую федерацию - в той ситуации, что сложилась в Солт-Лейк-Сити, они не могли их не забрать. Тем более что с уходом из любительского спорта Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера ведущий танцевальный тренер Франции - Мюрией Зазуи) осталась без учеников. Программы этого сезона, кстати, Делобель и Шонфельдеру ставил Повилас Ванагас. А жалеть… Если честно, то жалеть о чем-то мне просто некогда.

2003 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru