|
Фото © Александр Вильф
на снимке Татьяна Тарасова и Наталья Бестемьянова |
«Убью! Вот сейчас прямо пойду и убью обоих!
Только появятся они здесь! Что ты сидишь? Звони. В полицию звони,
в больницы. Может, они уже где-нибудь при смерти! Не дай Бог, что-то
случилось», - Тарасова металась по гостиничному номеру, переводчица
Женя накручивала диск, перебирая полицейские номера по трассе Бирмингем
- Шеффилд. А директор труппы «Все Звезды» Семен Могилевский
пытался успокоить обеих: «Все будет в порядке. Голову даю на
отсечение, у них просто нет телефона гостиницы, и они не могут сообщить,
что задержались в пути. Никуда не денутся, приедут». И выругался:
«Черт знает что такое! Детский сад!».
Тарасова выдержала
паузу, во время которой закинула в себя очередную горсть успокоительных
и сердечных таблеток, и с расстановкой отчеканила: «Тогда тем
более убью. Сама!».
Виновниками суматохи были двое артистов тарасовского
театра Алексей Киляков и Алексей Тихонов. Во время очередного переезда
из города в город половина труппы на взятых напрокат машинах заскочила
в Бирмингем посмотреть показательные выступления чемпионата мира.
На одной из таких машин меня доставил в Шеффилд - к Тарасовой -
Володя Федоров, и уже поздно вечером, когда все артисты должны были
быть на местах, но двоих не было, я и услышала то самое, тарасовское, «Убью!» А еще через полчаса выяснилось, что Могилевский
был абсолютно прав. Тарасова же, мгновенно остыв, улыбалась: «Молодец,
что к нам приехала. Послезавтра - первый спектакль, так что все
и всех увидишь сама. Они у меня за-ме-ча-тель-ные!».
«Золушку», которая с сумасшедшим успехом
идет в Англии, у Тарасовой танцуют три состава. В каждом показе,
меняясь ролями, участвуют все 24 артиста труппы. Сама того, вероятно,
не зная, Тарасова блестяще воплотила в жизнь принцип армейского
старшины, заставляющего солдат копать траншею от забора и до обеда.
Кстати, именно такой тактики придерживался в свою бытность главным
тренером советской хоккейной сборной и ее отец - великий и грозный
Анатолий Тарасов, прекрасно понимавший, как все великие тренеры его поколения, что пять минут свободного времени
у спортсмена - это готовое ЧП. Парадокс же заключается в том, что
«копать» оказывается гораздо интереснее, чем «не
копать».
Во время спектакля Тарасова всегда за кадром. В
каком бы городе ни происходило действие, ее место у льда занимает
тренер-постановщик Владимир Ульянов - бывший артист ансамбля Моисеева
с 25-летним стажем и правая рука Тарасовой, сама же она большей
частью находится в отведенной руководству труппы комнатке, где декорации
не меняются: сигареты и сердечные капли на столике и богато расшитый
черным стеклярусом пиджак на вешалке в углу, который надевается
на несколько минут по вечерам - единственный тарасовский выход перед
публикой.
«Я горжусь, что у меня фигуристы становятся
лучше, чем они были в спорте, - говорила Тарасова в интервью прошлой
осенью, когда новенькие, сделанные англичанами театральные декорации
и костюмы только ждали дебюта. - Они умеют все. И если на лед выходит
второй состав, в котором Золушку и Принца танцуют Инна Волянская
и Алексей Тихонов, это вовсе не значит, что они хуже Марины Пестовой
и Марата Акбарова. Они просто совершенно другие».
И все-таки «Золушка» ставилась «на
Пестову». Когда во втором действии спектакля двенадцать фигур-часов
стрелками захлопывают Золушку-Марину, завершая таким образом ее
танец с Принцем, зал плачет...
МАРИНА ПЕСТОВА
Спортивная специализация - парное катание (партнер
- Станислав Леонович). Чемпионка СССР 1981-1983гг. Бронзовый призер
чемпионатов Европы и мира 1980г. Серебряный призер чемпионатов Европы
и мира 1982 г. 4-е место на Олимпийских играх-80. В театре с 1991
года.
- Когда я уходила из спорта, мне было чуть больше восемнадцати,
но я чувствовала себя настолько уставшей, что не могла даже смотреть,
как катаются другие, - мне их было безумно жалко. Три года работала
тренером, но очень быстро и с ужасом поняла, каким грязным может
быть наш вид спорта: даже в соревнованиях 12-летних детей я столкнулась
с совершенно жуткими судейскими интригами. И ушла. Потом вышла замуж
за Марата, родилась Анжела. Уже тогда Марат работал с Тарасовой,
а шесть лет спустя Татьяна Анатольевна вдруг предложила и мне попробовать
покататься. Театр тогда уезжал на гастроли в Австралию, а я стала
приходить на СЮП, где меня пускали на лед. И сама не заметила, как
втянулась.
- Когда вы на льду, Марат для вас партнер или Принц?
- Для меня-то Принц. Но если я вдруг в чем-то ошибаюсь, он иногда
та-ак посмотрит!
...Когда Пестова - еще у Станислава Жука - каталась со Станиславом
Леоновичем, а Марат с Вероникой Першиной, Жук сделал для всех четверых
совместный номер - «Калинку». Попытавшись впервые поднять
Марину, Марат уронил ее на лед. У Тарасовой их поддержки уникальны.
Во время дуэта Принца и Золушки, который длится почти десять минут,
две трети времени Марина парит в воздухе.
- Вам не бывает страшно?
- Я очень долго не могла привыкнуть не смотреть вниз, за рампу,
где оркестровая яма. В других коллективах бывали случаи, когда артисты
со льда улетали прямо в зрительный зал. Тьфу-тьфу-тьфу!
- А когда травма или просто что-нибудь болит, тогда как?
- Приходится отказываться от каких-то элементов. Кстати, Марат до
сих пор полностью не восстановился после разрыва паховой мышцы,
поэтому пока не делает все свои прыжки. Но я считаю, что профессионализм
артиста заключается и в том, чтобы уметь завести зал в любом состоянии.
- Но ведь, наверное, безумно устаешь от постоянных переездов, от
семи спектаклей в неделю...
- Конечно. Особенно тяжело, когда спектакль идет в одном городе
достаточно долго. Но, с другой стороны, новый город - значит, премьера.
Тарасова часто уезжает по делам в Москву. А возвращается - мы снова
катаемся, как в первый раз. Для нее...
ОЛЬГА ВОЛОЖИНСКАЯ
Спортивная специализация - танцы на льду (партнер
- Александр Свинин). С 1981 года выступала за сборную СССР. Серебряный
призер чемпионата Европы-83. В театре с 1986 года.
В спорте она всегда была другая, нежели все остальные
танцоры, вместе взятые. Всегда узнаваемая, выражаясь балетно-хореографическим
языком - характерная актриса. Их с Сашей Свининым знал весь мир,
несмотря на то что они никогда не были чемпионами. В группе Елены
Чайковской, где тренировались фигуристы, львиная доля внимания,
как водится, доставалась лидерам - Наталье Линичук и Геннадию Карпоносову.
Потом на мировой арене надолго воцарились Джейн Торвилл и Кристофер
Дин, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, так что уход Воложинской
и Свинина из спорта был предрешен заведомо не с первых ролей. И
как-то случилась совместная дорога в поезде Москва - Вильнюс, и
ночной - до утра - разговор Ольги в тамбуре с Тарасовой. Именно
после этого Воложинская и Свинин появились в составе «Звезд».
- С нами никто и никогда столько не возился, - рассказывала Оля.
- А ведь фигурист, будь он в спорте или в театре, всегда нуждается
во внимании. Уже за это я была безумно благодарна Тарасовой. Хотя
изначально мне казалось, что я сыта фигурным катанием на всю оставшуюся
жизнь. Да и к Тарасовой ушла с условием, что кататься не буду, а
буду помогать ей ставить программы. Но потом Тарасова поставила
для меня «Кармен-сюиту» - 45-минутный мини-спектакль.
И я почувствовала, что наступила совершенно новая жизнь. Я забыла
все соревнования, в которых участвовала. Забыла без боли, без ностальгии.
Правда, в прошлом году, когда Тарасова предложила мне роль Мачехи,
я растерялась. Потому что была убеждена в том, что из себя можно
достать только то, что заложено в душе. Мачеха - совершенно не моя
роль, не мой характер. Кармен - да. Карабоз в «Спящей красавице»,
Лебедь Чайковского - тоже. Я купалась в тех образах. А впервые почувствовала,
что смогу сыграть Мачеху, когда, уже не помню в какой раз, посмотрела
«Золушку» с Фаиной Раневской. Помните, в фильме: Золушка
танцует, а Мачеха спускается по лестнице? Я увидела глаза Раневской
и именно в тот момент поняла, каким должен быть мой образ. Сейчас
же, чем больше я танцую эту роль, тем сильнее чувствую, сколько
можно еще из нее вытащить.
- А роль Труффальдино?
- О! Это отдых! Обожаю всякие штучки с переодеваниями. Конечно,
я чисто физически не могу состязаться с Труффальдино, которого в
первом составе танцует Леня Казнаков, но зато у меня - огромный
простор для эмоций. А чем эмоциональнее роль, тем больше я получаю
от нее удовольствия.
- Ваше выступление со Свининым на профессиональном чемпионате мира
несколько лет назад, где вы заняли второе место за Джейн Торвилл
и Кристофером Дином, - это было серьезно или же это была эмоциональная
передышка?
- Это была авантюра чистейшей воды, на которую, как ни странно,
нас толкнула сама Тарасова. Когда мы узнали, что есть возможно выступить
(а до этого уже четыре года откатались в различных театральных постановках),
до чемпионата оставался месяц, и, естественно, готовить программу
было уже поздно. Мы выбрали кусок из Кармен, немножко его переделали
под спортивный вариант и приехали в Барселону. Вот там у меня начался
мандраж. Я настолько успела забыть атмосферу соревнований, что,
когда вышла на лед, с ужасом почувствовала, что колени стали ватными.
И дико разозлилась на себя. Наверное, поэтому и откатались мы так,
что проиграли англичанам с минимальным счетом.
- Это же было блестящей возможностью для вас продолжить карьеру
в профессиональном спорте.
- Мы не захотели. Наверное, то выступление было необходимо чисто
психологически: все-таки из спорта мы уходили в каком-то отношении
неудачниками. И подсознательно это мучило и меня, и Сашу. А когда
стали вторыми, обыграли всех тех, кому всегда проигрывали в спорте,
я моментально успокоилась. И поняла, что нам больше не надо кому-то
что-то доказывать.
- Мне показалось, что вам вполне удалось самоутвердиться и в роли
постановщика. Я имею в виду вашу предолимпийскую работу с Сюрией
Бонали.
- Скорее, мне удалось сделать себе хорошую рекламу. Что же касается
творческого удовлетворения, то его практически не было. Надо просто
знали Бонали. В их семье существует только мама, две собаки и сама
Сюрия. Остальное - второстепенно, кто бы из тренеров с Бонали ни
работал. Все, что я пыталась поставить, после вмешательства мамы
через считанные минуты начинало выглядеть совершенно по-иному. В
результате сводилось только к прыжкам.
- В таком случае вас должно бы разочаровать многое из того, что
происходило на чемпионате мира.
- И разочаровало. Я отнюдь не считаю, что спортивная программа должна
выглядеть, как показательный танец. Но при всем это меня потрясло
выступление Элвиса Стойко. Потому что бросалось в глаза, насколько
в отличие от других он продумал свое выступление в произвольной
- на музыку Вангелиса «Христофор Колумб». Ни одного лишнего
движения. Он сделал все прыжки, при этом ни на миг не вышел из образа.
Это величайшее искусство. Особенно в спорте.
- А театр Тарасовой - это что - искусство, спорт, шоу?
- Совершенно новый жанр искусства. Новый вид фигурного катания.
Такого не было никогда. И я не знаю, как ей удается все это придумывать...
«...У меня до сих пор танцуют все мои бывшие ученики, - рассказывала
осенью Тарасова. - Таня Войтюк, Вася Благов. А они, если выражаться
спортивным языком, - это этап начала 70-х. Олимпиады в Саппоро».
ТАТЬЯНА ВОЙТЮК
Спортивная специализация - танцы (партнер - Вячеслав
Жигалин). Трехкратная обладательница Кубка СССР. Чемпионка СССР.
Бронзовый призер чемпионата Европы 1970 года. В театре с 1993 года.
«Мне было достаточно страшно и тяжело начинать
снова работать с Тарасовой, несмотря на то что в спорте я была ее
самой первой ученицей. Может быть, потому, что после спорта я в
общей сложности проработала в различных балетах 19 лет, и, несмотря
на то что с нами работали выдающиеся постановщики, которые делали
потрясающие авторские работы, я понимала, что на свежих чемпионов
публика всегда смотрит с гораздо большим интересом. Но Тарасовой
удалось найти самый удачный выход из нынешнего тупика, в который
уже зашло и фигурное катание, и ледовые балеты. И там, и там образовался
колоссальный дефицит свежих идей.
Правда, к Тарасовой я уходила
с убеждением, что через год закончу кататься вообще. Постоянно думала
о том, что уже много лет практически без моего участия в Москве
растет сын, что пора осесть дома. Тарасова, видимо, чувствовала
это, поэтому сказала сразу, что если я не захочу остаться, то удерживать
меня она не будет. Тем более роль Королевы и Короля в «Спящей
красавице», на которые она пригласила нас со Славой - моим
мужем, требовала не столько катания, сколько сидения на троне на
протяжении всего спектакля. Вот мы и сидели. А я к тому же постоянно
ломала себе голову: зачем Татьяне понадобилось меня приглашать?».
«Мне нужна была Королева, - вспоминала Тарасова,
- и другую кандидатуру я даже не искала. Потому что Танька - королева
по жизни. И была такой даже тогда, когда начинала у меня совсем
девчонкой. И когда я только задумывала постановку «Золушки»,
я знала, что роль Феи - это роль Войтюк. И она сама захотела работать
дальше. Точно так же, когда мне стало ясно, что все партнеры должны
быть абсолютно универсальны и надежны, я вытащила из цирка Васю
Благова. И ни секунды не пожалела об этом...».
«Конечно, бывает разное, - рассказывала Таня
Войтюк. - Как в любом коллективе, у нас есть свои сложности и проблемы.
Та же Тарасова может вдруг ни с того ни с сего встать на дыбы -
и тут же отойти, обласкать: артисты - они ведь и ранимые, и ревнивые...
Но в целом весь наш театр, как дом. В котором хочется жить, хочется
наводить в нем порядок».
ТАРАСОВА
- Мы с тобой поедем в Москву вместе. Я так решила.
Рейс когда? В пятницу? Едем в пятницу. А во вторник я вернусь, -
говорила Тарасова за два дня до моего отъезда из Лондона. Но ночью
ей позвонили Марина Климова и Сергей Пономаренко, слезно умоляя
заехать хоть на денек, доделать показательный танец «Ромео
и Джульетта» на музыку Чайковского, который прошлой осенью
Тарасова и ставила и с которым фигуристы намеревались выступать
в ежегодном (и уже традиционном для них) Туре Коллинза.
- Господи, мне же некогда совсем! Хотя... Если вылететь в субботу,
- размышляла вслух Тарасова, - за три дня мы все успеем, тогда в
Москве я буду... Решено!
Через три дня уже из Москвы я звонила ей в Лос-Анджелес. А через
две недели, на премьере коллинзовской труппы чемпионов, после выхода
Климовой и Пономаренко, двадцатитысячный зал аплодировал стоя.
- Господи, ну как можно? - недоумевала Тарасова во время просмотра
показательных выступлений на чемпионате мира. - Чемпионы должны
пять-шесть показательных танцев иметь, а они старье катают - набор
элементов. Иногда мне хочется просто так, бесплатно, взять и придумать
всем показательные номера. Чтобы только такого позора на льду не
было!
Театр - это, конечно, совсем не спорт, а ледовая сцена 12х12 метров
- не хоккейное поле. Но вальс на балу у Короля одновременно танцуют
восемь дуэтов. Работают ближе друг к другу, чем фигуристы-парники.
У всех - различный рисунок танца, разные поддержки. Все это - на
скорости, при которой наблюдать за происходящим из-за кулис становится
жутковато. На том же пятачке Труффальдино - Леня Казнаков, когда-то
призер множества чемпионатов страны, и Сказочник - Юра Цимбалюк
(более позднее поколение, титулы те же) в диаметрально противоположных
концах площадки прыгают аксели в два с половиной оборота, через
полкруга - бедуинские прыжки и снова аксели. На малой скорости -
сами понимаете - такого не сделать.
- Мы делали и тройные, - рассказывал Казнаков. - Что скрывать, все
фигуристы-одиночники в той или иной степени тоскуют по большому
льду, по более высоким скоростям. Но чрезмерная сложность в театре
может быть опасной. Да и падать нам нельзя. Никому. Это ведь только
кажется, что есть роли главные и второстепенные. Возьмите роль Сказочника:
она небольшая, но ведь это он ведет действие. И от него зависит,
насколько он сумеет увлечь зрителя своей сказкой. А Труффальдино
создает настроение внутри этой сказки...
ЗА КУЛИСАМИ
Первый спектакль недели идет во вторник. А по понедельникам
в театре хозяйничают костюмеры. Валентина Сырчина (когда-то ведущий
закройщик Дома моделей спортивной одежды) и Елена Калачикова. Штопают
расползающиеся костюмы английского пошива («Где только эти
англичане материалы покупали, не иначе на блошиных рынках!»), стирают,
гладят, развешивают по гримерным, перекраивают бальные камзолы (от
множества поддержек у партнеров моментально вытирается и чернеет
на плечах золотое шитье). Как ни парадоксально, самые качественные
костюмы - у третьего состава. Которые по тем же самым эскизам (кстати,
российским - художницы Нателлы Абдулаевой) шили в Москве из тканей,
купленных Тарасовой: изготовление третьего комплекта показалось
англичанам слишком дорогим удовольствием. Но и эти костюмы не выдерживают
- рвутся. Ветшает даже черный тарасовский пиджак. И когда она идет
на поклон, по коридору ложится тоненький стеклярусный след.
Во время спектакля Сырчина и Калачикова постоянно
за кулисами: снять - надеть, снять - надеть. Иногда кто-то берет
на себя целиком всю работу. Тогда другая может посмотреть спектакль
по-настоящему: переодевается в выходной костюм и приходит в театр
только к первому звонку - с парадного входа.
- Очень интересно наблюдать с точки зрения зрителя за теми, кто
в театре недавно, - рассказывала Калачикова. - Леша Тихонов, уже
танцуя Принца, очень долго был «спортсменом». Впрочем,
они все были такими: Артем Торгашов, Цимбалюк, Володя Федоров. Это
трудно объяснить, но со стороны видно, что артист словно находится
в какой-то изоляции ото всех - публики, партнеров. А потом вдруг
это проходит.
- Я страшно тосковал первое время по спорту, - вспоминал Тихонов.
- Последние два года катался в Японии, японцы в благодарность за
меня в ЦСКА даже автобус «Ниссан» прислали. Здесь, в театре,
уже несколько лет работала моя бывшая партнерша Катя Муругова. Но
танцевать я начал с Инной Волянской (до театра Инна выступала в
паре с Валерием Спиридоновым и несколько лет входила в сборную страны.
- Е.В.) и очень быстро понял, как мне повезло: такой партнерши у
меня не было никогда в жизни. Да и работать так, как у Тарасовой,
тоже не приходилось. Сначала думал, что не выдержу - слишком велика
была физическая и эмоциональная нагрузка. Но знаете, именно поэтому
от Тарасовой трудно уйти: после работы с ней все остальное, в том
числе и спорт, становится просто неинтересным.
ДОМ
«Здесь хочется жить, хочется создавать уют
и наводить порядок», - эти слова Тани Войтюк, на мой взгляд,
наиболее точно характеризуют театр Тарасовой. Это действительно
Дом, в котором происходит разное, но все равно, что бы ни случилось,
артисты для Тарасовой - всегда дети. На все внутренние совещания
обязательно приглашают тех, для кого, как и для самой Тарасовой,
театр давно стал главным смыслом жизни. Леня Казнаков, например,
никогда не позволит себе пройти в костюме через уже пустую сцену,
если в зале остался хоть один зритель.
Хотя был и такой случай:
в Кройдоне за несколько минут до начала премьеры в театре раздалась
пожарная сирена и всех - Золушку, Принца, Короля (Славу Войтюка
в гриме и парике), Мачеху с семейством и придворную свиту - выгнали
прямо на улицу, в толпу зрителей, большую часть которых составляли
старушки в букольках из местного заведения для престарелых. Когда
спектакль все-таки начался, воспитанные английские бабульки визжали
от восторга и аплодировали так, как ни в одном предыдущем и последующем
месте гастролей.
Падение во время спектакля всегда ЧП. («Если кто-то вдруг упал,
- рассказывала Тарасова, - сразу бежит извиняться. Передо мной,
перед партнерами. Я же знаю, как они сами из-за подобного переживают!»)
Есть, правда, крайне редкая, но анекдотичная категория падений,
которая даже послужила поводом для создания неофициального «Клуба
любителей выезжать на лед в чехлах», почетным членом которого
вполне можно считать Марата Акбарова, забывшего однажды снять чехлы
с лезвий в самый торжественный момент - перед выездом на заключительный
поклон. А еще есть традиционные субботние вечеринки - party, когда
отмечаются все случившиеся за неделю дни рождения, праздники, приезды
друзей.
Тогда в ближайшем супермаркете закупают продукты и напитки
и уже ночью, после возвращения с вечернего спектакля, накрывают
стол в самом большом помещении очередной гостиницы, где веселье
идет до утра.
А если этой же ночью заглянуть в опустевший театр, то можно увидеть
в лужицах тающего льда мерцающие бусины черного стекляруса. Как
монетки, брошенные на счастье...
1995 год
|