Татьяна Тарасова:
«ЕСЛИ ЗАХОЧУ ВЗЯТЬ ХОККЕЙНУЮ КОМАНДУ,
СДЕЛАЮ ЭТО НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ» |
|
Фото © Александр Федоров
на снимке Татьяна Тарасова |
«За что вас не любят?» - спросила я как-то
Тарасову. «А за что меня любить?» - последовал встречный
вопрос. Действительно, прожив большую часть жизни в предельно честолюбивом
мире фигурного катания, Тарасова-тренер участвовала в семи Олимпийских
играх, а спортсмены, которых Тарасова выводила на старт, завоевали
шесть золотых медалей.
- Вам говорили в лицо то, что говорят за спиной:
что вы воруете готовых учеников у других тренеров и благодаря этому
завоевываете олимпийские медали?
- В лицо не говорят, но отзвуки доносятся. Но в фигурном катании
так было всегда. Кто из тренеров может похвастаться тем, что вырастил
фигуриста с детских лет? Разве что Артур Дмитриев с самого начала
катался у Тамары Москвиной. Его вторая партнерша, с которой Артур
стал олимпийским чемпионом в Нагано, много лет каталась у Натальи
Павловой. Лена Бережная и Антон Сихарулидзе перешли к Москвиной
за два года до Игр-98. Олег Овсянников до того, как уйти к Линичук,
был в моей группе, потом у Светланы Алексеевой. Анжелика Крылова
начинала у Чайковской. Алексей Ягудин до того, как оказаться у Алексея
Мишина, катался у Саши Майорова, Плющенко приехал к Мишину из Волгограда.
У Жени Платова было несколько тренеров. Начинал он в Одессе, потом
катался у Натальи Дубовой в Москве, потом - у Линичук.
Продолжать
можно бесконечно. Так делают все и не только в фигурном катании.
К примеру, в хореографическом училище никто не ведет балерину, будь
она безумно талантлива, от первой ступени до зрелого возраста. Для
этого есть разные педагоги. Вы можете опросить, допросить всех моих
спортсменов - никому из них я не предлагала перейти ко мне. Они
меня сами выбрали.
- Да, но вы, в отличие от многих других тренеров, выводите учеников
на уровень олимпийского золота. Естественно, это раздражает многих.
- Да. Но кто мог сказать, что в Альбервилле выиграют Марина Климова
и Сергей Пономаренко? Никто. Тем более, к тому моменту они даже
не были чемпионами мира. А Илья Кулик или Паша Грищук с Платовым
в Нагано? Ведь даже наш судья - жена президента российской федерации
фигурного катания ставила Грищук и Платова до последнего танца на
второе место. Видимо, есть тренеры, которые умеют делать чемпионов.
Причем от остальных их никакая загородка не отделяет - подходи и
становись рядом. Почему же никто не подходит?
- Вы думали, начиная тренировать, сколько склок дрязг и нервотрепки
таит в себе профессия тренера в фигурном катании?
- Я вообще об этом не думала. Мне было 19 лет. Но и сейчас считаю,
что если работаешь «на разрыв аорты», результат обязательно
будет. Не может быть так, чтобы не было.
- У вас изменились отношения со Станиславом Жуком после того, как
от него к вам перешли Ирина Роднина и Александр Зайцев?
- Конечно. Тот уход ведь был не рядовым. Вопрос решался на уровне
спортивного министра и министра обороны. Ушли-то они от знаменитого
на весь мир мэтра - к девчонке. Мне было 25 лет и я до последнего
момента не подозреваала о планах ребят. Ко мне их привел Саша Горелик
и даже не в эту квартиру - в родительскую. Стас, царство ему небесное,
очень рано ушел из жизни. Хотя последние годы у него не получалось
сделать результат. Возможно, сам делал что-то не так, и репутация
дурацкая была, но мастером он был выдающимся. Я всегда очень уважительно
относилась к професии тренера. Сама очень много перестрадала и хорошо
понимаю, какая тяжесть просто работать. Что касается отношений,
то на высшем уровне они между тренерами всегда слегка натянуты.
- Почему? Вам ведь, например, совершенно нечего делить с Москвиной.
- А хоть бы и было что делить. К Москвиной я отношусь особенно.
Это - часть моей биографии. Мы всегда были в хороших и ровных отношениях
и ей я могу сказать то, чего не скажу никому другому - будь то минуты
радости, отчаяния или каких-то сомнений. И не только потому, что
мне нравится ее работа и ее ученики.
- Вы как-то сказали: «От Тамары я никогда не взяла бы фигуриста».
- Да. Я отдаю себе отчет сколько Тамара сделала для развития парного
катания. Она сделала в нем революцию - открыла совершенно новый
уровень. Одушевила его. Когда-то это было - во времена Белоусовой
и Протопопова. Но Москвина сделала это на совершенно ином витке
истории, где появились такие сложные элементы, которые практически
невозможно сочетать с умением выразить музыку, создать образ.
- Когда к вам от Виктора Кудрявцева ушел Илья Кулик, со стороны
складывалось впечатление, что отношения между вами и бывшим тренером
фигуриста резко похолодели.
- Неправда. Мы же продолжали тренироваться на льду у Кудрявцева,
и он сам меня пригласил. А это - показатель. Другое дело, что ему
говорили окружающие. Когда уходит ученик - это больно и тяжело.
Я это знаю. Но в этом случае тренер всегда тоже виноват. Значит,
сам сделал какую-то ошибку. Думаю, понимал это и Виктор. Во всяком
случае, наши отношения, которые складывались годами, оказались выше
того, взяла я Кулика или не взяла.
- А какие отношения были у вас с Натальей Дубовой?
- Никаких. Я до сих пор считаю, что когда Климову и Пономаренко
на российских соревнованиях в Москве вывели вперед Наташи Бестемьяновой
и Андрея Букина, это было преждевременно и несправедливо. В этом
активно участвовала наша федерация, которая никогда меня не любила,
но я никогда не пойму тренера, который незаслуженно пользуется такими
методами. Тренер не имеет права обещать спортсмену незаслуженных
побед.
Когда же Климова и Пономаренко перешли ко мне, наши с Дубовой отношения
ухудшились исключительно на почве ревности. Более преданных Дубовой
людей, чем Марина и Сергей, трудно себе представить. Но она сама
сделала все для того, чтобы ребята ушли. А я просто сделала с ними
ту работу, которую должна была сделать Дубова.
- Но разве в танцах незаслуженные победы - редкость?
- Разное случается. Но никогда олимпийские чемпионы не были ненастоящими.
- Неужели вы думали точно так же в 1980 году, когда на Играх в Лейк-Плэсиде
ваши Ирина Моисеева и Андрей Миненков проиграли Линичук и Карпоносову?
- Сложный вопрос. Моисеева и Миненков были слишком далеко в обязательных
танцах. А танцы - это троеборье. Венгры не могли выиграть. Класс
был не тот.
- Но стали же они чемпионами мира через год?
- Да. За выслугу лет.
- В те времена, помню, многих очень волновал вопрос ваших отношений
с Еленой Чайковской. Иногда складывалось впечатление, что вы даже
не разговариваете.
- Это, как раз, нормально. Многие тренеры на соревнованиях как бы
отделяются от действительности, от тех, кто стоит рядом и полностью
сосредотачиваются на учениках. Это, наверное, и правильно. Нельзя
отвлекаться на разговоры, расплескивать эмоции. Когда я вывожу человека
на лед, то вообще не вижу ничего вокруг. С Чайковской у нас бывали
разные отношения. Но Лена - мой педагог. А у приличных людей принято
помнить своих учителей и почитать их всю жизнь. Благодаря Чайковской
я стала тренером, полюбила театр, узнала его изнутри, научилась
очень многим вещам и никогда этого не забуду. К моим работам Чайковская
до сих пор относится очень строго, и я ей за это благодарна.
- Какой период в ваших отношениях был наиболее тяжелым?
- Когда соперничали Моисеева - Миненков и Линичук-Карпоносов. Я
была очень молода, одинока, до всего доходила своим умом и не с
кем было даже посоветоваться. У Лены же был муж, который всегда
и во всем ее поддерживал. Наверное, тогда я просто не была готова
соперничать с ней, как тренер. Линичук и Карпоносов не были талантливыми
фигуристами. Их победа- это прежде всего талант Чайковской.
- А как вы воспринимаете Линичук-тренера?
- Она - сильный тренер. Грамотный. Очень много времени проводит
на льду. Это уважительно. Другое дело, что ее постановки могут нравиться
или не нравиться.
- Почему вы не приглашаете к себе нескольких учеников, как это делают
многие из ваших коллег?
- Не считаю нужным. Хочу вкладывать то, что я знаю, и те силы, которые
у меня есть, в то, чтобы делать штучный товар.С группами я поработала
достаточно. Может быть, поэтому спортсменам со мной очень тяжело.
Когда я работала с театром, или до этого - с группой, где было два
десятка человек, то распределяла все силы между ними. А теперь наваливаюсь
всей своей энергией на одного.
- Насколько знаю, это было одной из причин, по которым от вас ушел
Кулик, став олимпийским чемпионом?
- Наверное. Я до сих пор не люблю обсуждать эту тему. Я очень его
любила, и рада, что помогла ему сделать то, на что он был способен.
Помогла и себе осуществить мечту - войти в мужское фигурное катание
и добиться результата. За время работы с Ильей я очень многое узнала
и благодаря ему не боюсь тренировать одиночников любого уровня.
- Можно ли сравнить соперничество тренеров с соперничеством их спортсменов?
- Интересный вопрос. Наверное да.
- То есть выводя на лед Ягудина на чемпионате Европы в Праге, вы
подсознательно хотели доказать его бывшему тренеру...
- Об этом не думаешь, выводя спортсмена на лед. Такие мысли мешают.
Другое дело, что у меня есть свои амбиции. Если я беру человека,
то естественно думаю о том, как и что я должна сделать, чтобы мой
спортсмен стал первым. После Игр в Нагано ко мне просились очень
многие. Взяла же я только Ягудина.
- В Праге мне показалось, что Мишин был расстроен не столько, что
выиграл его бывший ученик у нынешних, а тем, что его, корифея в
мужском одиночном катании, переиграла тренер-женщина.
- Может быть. Но это - его вопрос. Я давно привыкла к тому, что
раздражаю всех вокруг себя. Однажды слышала даже такое высказывание:
мол, Тарасова - совсем обнаглела. Она бы еще хоккейную команду взяла.
Так вот я хочу сказать: если я почувствую в себе силы и знания,
чтобы взять хоккейную команду, я сделаю это не задумываясь.
1998 год
|