Татьяна Тарасова:
«ЧТОБЫ СТАТЬ ЧЕМПИОНАМИ МИРА,
МЫ ТРЕНИРОВАЛИСЬ ПО НОЧАМ» |
|
Фото © Александр Вильф
на снимке Майя Усова и Евгений Платов |
«У Браунинга невозможно выиграть, вы же знаете. Тем более - в профессионалах!» - с этой фразы, собственно, и начался мой разговор с Татьяной Тарасовой сразу же после того, как она вернулась в Москву из Вашингтона. Там проходил чемпионат мира по фигурному катанию среди профессионалов, на котором ученики Тарасовой, Алексей Ягудин и танцевальный дуэт Майя Усова - Евгений Платов, стали чемпионами.
Трудно было сразу понять, кому эта победа досталась легче. Для Майи и Жени чемпионат стал первой очной дуэлью с бывшими партнерами - Пашей Грищук и Александром Жулиным. Ягудин совершил и вовсе невозможное. За последние два года я не раз видела профи на различных турнирах и не могла не согласиться с Тарасовой: выиграть у Браунинга на профессиональной территории казалось малореальным.
- Леша в этом году выиграл у Браунинга дважды, - продолжала Татьяна. - Для нас старт в Вашингтоне был уже шестым по счету начиная с конца сентября. И ни одного поражения!
- Я слышала, что в Вашингтоне должен был выступать и ваш бывший спортсмен олимпийский чемпион Нагано Илья Кулик.
- Он отказался. Я ни разу не видела его на льду, только по телевизору. Мне бы не хотелось об этом говорить.
- Тогда расскажите о Платове и Усовой, Как вообще возникла идея поставить их в пару? И кому она пришла в голову?
- Создание пары было нечеловечески трудным. В таком возрасте и при таких спортивных заслугах начинать все с нуля, тренируясь по семь-восемь часов в день, вместо того чтобы на старом багаже спокойно кататься и зарабатывать деньги, чудовищно тяжело. Однако все шло к распаду дуэта Гришук - Платов. Паша постоянно говорила о том, что хочет стать актрисой, что фигурное катание для нее уже далеко не главное и кататься она будет разве что в промежутках между съемками. Думаю, Жене было очень обидно чисто по-человечески.
Во время «Тура Коллинза», в котором ребята выступали несколько месяцев, Грищук несколько раз уезжала, никого не ставя в известность. Во время тура Женя часто звонил, но я никаким образом не вмешивалась - хотела, чтобы решение принял он сам. Да и боялась. Знала, как у Платова болят все суставы, сколько было травм. Я до сих пор не представляю, как можно было решиться на такой поступок.
- Майя согласилась сразу?
- Не знаю. О своем решении Женя сказал сначала мне. И только потом - Майе. И сразу же после тура они начали скатываться. Проблема была еще и в том, что Майя последние четыре года почти не тренировалась. Они с Жулиным жили в разных городах и встречались только на выступлениях. Естественно, катались не лучшим образом. Ей было ничуть не легче решиться на столь сложный шаг. Но знаете, как тренер, я испытывала неописуемое удовольствие, видя, как в людях в таком возрасте раскрываются совершенно новые грани.
- Вы с самого начала знали, какого образа хотите добиться?
- Старалась создать стиль. Если выражаться терминами - классический модерн. Майя и Женя получились очень красивой парой.
- А Паша с Александром?
- Им тоже пришлось проделать очень большую работу. Относиться к этому без уважения я не могу. Тренируются они самостоятельно. Очень многое взято из программ Грищук и Платова, кое-что из программ Жулина и Усовой. В прежних парах Грищук и Жулин считали себя лидерами и, видимо, думали, что это даст им преимущество над соперниками. Но этого не получилось. В Вашингтоне Грищук и Жулин стали только третьими - проиграли еще и американцам Элизабет Пунсалан - Джероду Суоллоу. Я отнюдь не делаю каких-то выводов. Не знаю, закончен ли этот спор. Профессиональный спорт дает огромный простор для творчества. Места там хватит всем.
- Но Паша говорила, что всерьез намеревается выступить с Жулиным еще на одних Играх. И не просто выступить, но выиграть.
- Сказать можно все что угодно.
- А как вы рассматриваете шансы Усовой и Платова в плане возвращения в любительский спорт?
- Я не верю в это. Это и не нужно. Потому что есть молодые. Да и задачи вернуться нет ни у Майи, ни у Жени. Надо просто продолжать работать в профессиональном спорте, тем более что и одному, и другой работа впервые за многие годы начала приносить колоссальное удовольствие. Да и мне, как тренеру. Хотя большей частью мы работали по ночам. Утром катался Ягудин, днем мы делили лед, вечером, как вы знаете, в США и Канаде все катки отданы хоккеистам, а уже после игр, с 12 часов ночи, мы снова тренировались до двух-трех часов. Вымоталась я ужасно. Но когда в Вашингтоне после первой же программы Усовой и Платова зал встал и устроил овацию, забыла все. Такого вообще давно не было на соревнованиях. Кстати, ребята вытянули первый стартовый номер, как и на предыдущем турнире, в Канаде.
- Про канадский турнир я совсем ничего не слышала.
- Ну что вы, там ведь Майя и Женя обыграли сильнейший канадский дуэт Шэ-Линн Бурн - Виктор Краатц. У меня сложилось впечатление, что зрители безумно соскучились по такому стилю катания - лиричному, нежному и элегантному.
- Какие программы показывали Усова и Платов в Вашингтоне?
- Первая называлась «Скорпионс», для второй мы выбрали «Лунную сонату».
- Еще, если не ошибаюсь, вы успели поставить «Шербурские зонтики»?
- Да, но на соревнованиях с этой программой еще не выступали. Всего же готово четыре программы. Для такого срока это очень много. Девятого января, кстати, Майе и Жене предстоит еще один турнир - в Японии. Там они будут соревноваться с чемпионами мира среди любителей Анжеликой Крыловой И Олегом Овсянниковым. Там же будут и канадцы.
- Между собой бывшие партнеры поддерживают отношения?
- Паша несколько раз подходила поздравить Женю. Мне показалось, что она очень жалеет о том, что они расстались.
- Каковы ваши ближайшие планы?
- Леша сразу уезжает домой, в Санкт-Петербург. Через несколько дней туда же приеду я - начнем готовиться ко второй половине сезона. Чемпионату Европы, мира и финалу «Гран-при».
- Не много ли получается?
- Очень много. Но мы не могли не участвовать. Надо же было Ягудину понять, почувствовать, что такое профессиональный спорт. Есть и более прозаическая причина - надо зарабатывать на жизнь. За этапы «Гран-при» Леша денег не получил - их просто, как выяснилось, нет в кассе. Вся подготовка - за собственный счет. Не только у нас. Очень многие провели начало сезона в Америке, при этом никому как-то не приходило в голову поинтересоваться, сколько фигуристы платят за лед, сколько за то, чтобы снять жилье, где вообще живут и чем питаются.
- Если не секрет, где вы жили и сколько это стоило?
- Снимали квартиры в Нью-Джерси. Это стоит 650 долларов в месяц. Провели же в Америке почти полгода.
- А когда едете туда снова?
- Только к следующему сезону. Все оставшиеся соревнования этого пройдут в Европе. Да и легче дома. И Леша устал и соскучился по родным, да и я, честно говоря, хочу побыть в окружении друзей, спать в собственной постели и говорить на русском языке.
1998 год
|