|
Фото © Александр Вильф
на снимке Ирина Слуцкая |
Досье: Ирина СЛУЦКАЯ. Родилась 9 февраля 1979 года в Москве. Шестикратная чемпионка Европы (1996 - 1997, 2000 - 2001, 2003, 2005). Двукратная чемпионка мира (2002, 2005). Серебряный призер чемпионатов мира 1998, 2000 и 2001 годов. Четырехкратная победительница финалов «Гран-при» (2000 - 2002, 2005). Вице-чемпионка Олимпийских игр-2002. Тренер - Жанна Громова.
ТАЛАНТ ПОБЕЖДАТЬ
Соня Хени, Катарина Витт, Ирина Слуцкая. После того как в январе этого года Слуцкая в шестой раз стала чемпионкой Европы, журналисты всего мира неизменно упоминали эти имена в одном контексте - никому, кроме них, не удавалось завоевать шесть золотых медалей на европейских первенствах. Но вот парадокс: если первые две спортсменки, казалось бы, рождены именно для фигурного катания, то каждая очередная победа Слуцкой заставляла задуматься, что главный ее талант заключается вовсе не в умении лучше других скользить по льду или выполнять прыжки и вращения. А в характере. Недаром один из величайших тренеров современности как-то сказал: «Есть люди, безумно одаренные двигательно, есть - рожденные для конкретного вида спорта, а есть и такие, у кого талант побеждать написан на лбу, когда они выходят на старт».
Подавляющее большинство таких спортсменов обладает, как правило, еще одним неоценимым для спорта качеством: максимум своего потенциала они способны раскрыть именно тогда, когда все складывается против них.
Примеров тому в жизни Слуцкой было великое множество. Кто, например, мог предположить, что, не попав в сборную в 1999-м и пропустив целый год выступлений, она вернется - и станет третий раз чемпионкой Европы? Что одним голосом проиграет золото Солт-Лейк-Сити, но спустя всего месяц станет чемпионкой мира? Что, пропустив почти год тренировок из-за тяжелейшей болезни, не просто вернется на лед, но выиграет чемпионат мира еще раз?
Быть одиночницей в России - само по себе приговор. В прежние времена (и это давно не секрет) фигуристками приторговывала своя же, советская, федерация, чтобы обеспечить более гарантированную судейскую поддержку в наиболее золотоносных для СССР видах: парном катании и танцах. С появлением на международном льду России ситуация изменилась мало. За представителей парных видов фигурного катания страна продолжала биться любыми доступными средствами, за одиночниц - никогда.
Вспомните столь болезненное для Слуцкой поражение в Солт-Лейк-Сити. На самом деле его причиной стала вовсе не помарка фигуристки в произвольной программе, за которую столь рьяно уцепились арбитры. А два золота и серебро, завоеванные Россией в трех первых видах программы. Страна с лихвой выполнила олимпийский медальный план - и руководителям команды по большому счету было без разницы, чем завершится турнир одиночниц.
Олимпийское серебро Ирины стало тем не менее огромным достижением. Никогда еще российская фигуристка не поднималась на Играх столь высоко. Но к тому моменту на счету Слуцкой были и другие уникальные рекорды. Именно она первой из россиянок добилась звания чемпионки Европы - в 1996-м. Стать первой в российской истории чемпионкой мира Слуцкой, правда, не удалось: ее опередила Мария Бутырская - выиграла золото в 1999-м в Хельсинки (в том самом сезоне, который Ирина провела вне сборной). Зато всего через год Слуцкая победила в финале «Гран-при»-2000 в Лионе, где записала на свой счет чисто профессиональное достижение - прыгнула каскад из тройных лутца и риттбергера, который до нее не исполняла ни одна спортсменка.
Упрямством (сделать первой то, что до нее не делал никто другой) и бойцовским характером (не сдаваться, как бы ни было тяжело) Ирина словно добирала все то, чего не дала ей природа: элегантной утонченности, женской пластики, длинных ног. Всего того, что в представлении большинства ценителей женского катания всегда считалось неотъемлемыми чертами фигуристки-чемпионки.
ЛЕД И ПЛАМЕНЬ
Парадоксально, но воспринимать Слуцкую как спортсменку, способную добиться серьезного результата, ее тренер Жанна Громова, в группу которой Ирина пришла в шестилетнем возрасте, стала лишь в 1995-м, когда Ирина выиграла юниорское первенство мира. На первый взгляд тренер и ученица - натуры диаметрально противоположные. Взрывная, яркая Слуцкая и хладнокровная, почти незаметная среди коллег Громова. Ирина любит приписывать себе еще один рекорд: она работает с одним и тем же наставником на протяжении почти двадцати лет. Однако заслуга эта скорее тренерская.
Миру фигурного катания на самом деле сильно повезло, что судьба свела Слуцкую и Громову в одном временном и профессиональном пространстве. Похожих связок, ведущих к выдающемуся результату, в истории спорта было не так уж и мало. Светлана Хоркина и Борис Пилкин - в спортивной гимнастике, Александр Карелин и Виктор Кузнецов - в борьбе, Александр Попов и Геннадий Турецкий - в плавании. И в каждом из этих тандемов за внешней мягкостью и либерализмом тренера скрывался железобетонный характер.
Хорошо знающие Громову люди утверждали, что человека большего упрямства и целеустремленности даже в большом спорте можно встретить нечасто. Как фигуристка она не добилась больших успехов - выигрывала первенство города, но тем городом была даже не Москва, а провинциальная Вологда. Зато стремление стать тренером оказалось настолько велико, что Громову ничуть не обескуражил провал на экзаменах в столичный институт физкультуры. И пусть поступила туда лишь со второй попытки, но вслед за первым высшим образованием получила и второе - в ГИТИСе. Не думаю, что Громова сильно обольщалась первой победой своей подопечной на взрослом чемпионате Европы. И в Софии, и через год в Париже Слуцкая побеждала за счет голой техники, заметно уступая соперницам в артистизме. Однако, судя по тому, как фигуристка менялась год от года, тренер умела делать выводы из каждого критического отзыва. Несмотря на собственный диплом хореографа, она не задумываясь отдавала Ирину в руки самых выдающихся постановщиков - Елены Матвеевой, Джузеппе Арены, Игоря Бобрина. Словно знала заранее: наступит день - и для ее девочки не останется на льду ничего невозможного.
НЕПРИМИРИМЫЕ СОПЕРНИЦЫ
Подобно тому, как на мужском поле симпатии болельщиков разделялись между Евгением Плющенко и Алексеем Ягудиным, интрига женских турниров несколько лет подряд закручивалась между Слуцкой и Бутырской. Те, кто борется в спорте за одну награду, крайне редко бывают подругами, но этих двух фигуристок судьба сталкивала особенно яростно.
На чемпионате Европы-96, который проходил в Софии, гораздо больше шансов на победу было, пожалуй, у Бутырской. Или у пятикратной чемпионки континента Сюрии Бонали. Но пока публика размышляла, кто одержит верх на этот раз - титулованная афрофранцуженка или точеная белокожая чемпионка России, обе были нахально отодвинуты от золота щекастым румяным ребенком, не иначе как по недоразумению одетым во взрослое женское платье.
Обозлились тогда обе спортсменки. Во всяком случае, Бонали, так ни разу за свою карьеру и не сумевшая стать чемпионкой мира, до сих пор нет-нет да и кинет камешек в огород Слуцкой. Мол, ничего выдающегося та показать не способна. И если она, Сюрия, вернется в любительский спорт, стать чемпионкой мира (читай - обыграть Слуцкую) сумеет без проблем.
Что же касается Бутырской, то она на пресс-конференции в Софии поздравила 16-летнюю соотечественницу, но при этом слегка обиженно добавила: «Пусть она докатается до нашего с Сюрией возраста. Тогда и посмотрим...».
Через четыре года на чемпионате мира в Ницце Слуцкой удалось насолить соотечественнице гораздо сильнее. Завоевав в январе третий по счету титул чемпионки Европы и, пожалуй, впервые показав по-настоящему женское катание, Ирина ехала в Ниццу побеждать. Но не удалось - Бутырская, выступавшая в ранге действующей чемпионки мира, откаталась лучше и до выхода Слуцкой на лед не просто лидировала, но опережала американку Мишель Кван. Только вот оценки, выставленные после проката Ирины, сложились таким образом, что она стала второй, а Мария и Мишель поменялись в итоговом протоколе местами: Кван вышла в чемпионки, тогда как Бутырская получила лишь бронзу.
Отношений между спортсменками это, сами понимаете, не улучшило, но для нас сейчас важно другое: именно Бутырской суждено было стать для Ирины неким постоянным и очень сильным раздражителем. Выиграть у Кван для Слуцкой было по тем временам скорее мечтой. Обыграть Бутырскую - делом принципа.
- Ей постоянно нужно чувствовать, что рядом есть соперник, - рассказывал о Слуцкой врач сборной Виктор Аниканов, знающий фигуристку с детства. - Стоит конкуренции хоть чуточку ослабнуть, Ирина заметно теряет способность максимально концентрироваться, невольно расслабляется. Но превращается в бойца до мозга костей, стоит ситуации стать по-настоящему сложной.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
После первого выигранного мирового первенства в 2002-м Слуцкая заявила: она всерьез подумывает о том, чтобы оставить фигурное катание как минимум на год и родить ребенка. Это тут же дало повод задуматься, что на самом-то деле спортсменка не намеревается продолжать любительскую карьеру. И если вернется, то разве что на профессиональный лед.
Но все получилось совсем иначе.
Первые неприятности начались именно в 2002-м. Обычно в конце сезона Ирина на месяц уезжала в Израиль на Мертвое море - чтобы избавиться от накопленных за сезон болячек. Но тогда не получилось: после победы на чемпионате мира фигуристку ждали в Туре Коллинза. А из Америки Ирина вернулась с тяжелейшим бронхитом, перешедшим в астму.
Проблемы со здоровьем заставили на время отказаться от мысли родить ребенка. Подлечившись, фигуристка начала было тренироваться и даже в очередной раз выиграла европейское первенство, но тут новая беда: тяжело заболела мама. А вскоре после этого у Ирины обнаружилось заболевание ревматического характера, диагностировать которое врачи не могли несколько месяцев.
Сейчас уже можно сказать, что не бывает худа без добра: болезнь стала для Слуцкой самой серьезной соперницей из тех, что встречались в жизни. Спортсменка дралась с диагнозом, как с живым существом. Вопреки рекомендациям врачей, вопреки здравому смыслу. После победы Слуцкой на московском чемпионате мира Аниканов сказал:
- Ей удалось главное - не растерять за время лечения функционального состояния. Я наблюдал, как отчаянно Ира пытается устраивать себе тренировки даже в больничных коридорах, и сейчас понимаю, что, если бы не это, она не сумела бы вернуться на лед. И уж тем более - продолжать выигрывать.
На вопрос, не пытался ли он, подобно другим врачам, уговорить Слуцкую оставить спорт, Аниканов ответил:
- Это было бы бесполезно. Ира - настоящая спортсменка, боец. Она хочет стать олимпийской чемпионкой и, уверен, сделает все, чтобы добиться этого титула, как бы ни было трудно. Она хочет детей и отдает себе отчет в том, что для этого нужно быть здоровой. Поэтому одинаково серьезно относится и к тренировкам, и к лечению. У нее очень сильный характер. А главное, люди, которые ее окружают, прекрасно понимают, что такого человека бессмысленно отговаривать от принятых решений. Можно лишь поддерживать. 2005 год
|