Протопопову — 90
«ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ НА ЛЬДУ,
НЕЖЕЛИ В КЛИНИКЕ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ» |
|
Фото © РИА «Новости»
на снимке Олег Протопопов |
16 июля исполняется 90 лет легендарному фигуристу Олегу Протопопову. Вместе с Людмилой Белоусовой они дважды становились олимпийскими чемпионами в парном катании, по четыре раза выигрывали первенства мира и континента, а также не переставали удивлять судей и зрителей уникальными постановками. Нынешний юбилей — первый за долгие годы, который икона поколения встречает без своей драгоценной партнёрши, с которой он прожил в браке почти 60 лет.
27 лет назад, когда я познакомилась с Протопоповыми на чемпионате Европы в Копенгагене, Олег совершенно всерьез вынашивал идею выступить на Олимпийских играх в Нагано. Рассуждал он так:
«В Швейцарии практически нет парного катания, значит, место в команде вакантно. Да и ИСУ пока не придумал правил, ограничивающих возраст спортсменов. Я не говорю, что мы выступим. Но мы готовимся. Максимальная цель - она всегда дисциплинирует, помогает сохранить молодую психику. К тому же я всегда был склонен считать, что лучше умереть на льду, нежели в клинике для престарелых».
Тогда я восприняла слова стареющего фигуриста, как бред, а ведь на момент той нашей встречи Людмиле и Олегу было едва за 60. Почему не строить подобных планов, если сейчас в возрасте 42 года выступает за Англию мать троих взрослых детей Зоуи Джонс? Только потому, что этого никто не делал раньше? Слабый аргумент для Протопопова, вообще никудышный.
Кто-то и сейчас поёжится от внутреннего ментального дискомфорта: ну не цирк ли, надевать коньки и идти на лёд, когда тебе за 80? Известный тренер, чья спортивная карьера начиналась как раз во временя царствования Протопоповых, даже сказал мне как-то: мол, в возрасте, когда логичнее рассказывать, как живет семья, дети, внуки, как-то дико спрашивать коллег о том, как ты сам выглядишь на льду.
Но Протопоповы, несмотря ни на что, продолжали кататься. Расписывали свою тренировочную жизнь столь же подробно, как делали это, когда готовились к Олимпиадам, устраивали себе сборы на Гавайях и в США, брали прыжковые консультации у выдающихся специалистов, принимали участие во всевозможных шоу. Генератором этой неуёмной жизни был Олег, утверждавший при встречах, что можно полноценно жить при правильном к себе отношении до 160 лет, и что именно это он намерен реализовать. И, разумеется, намерен продолжать кататься.
Можно было сколько угодно спорить, насколько разумен человек, заявляющий подобные вещи вслух, но бесконечная преданность Протопопова однажды выбранному делу не могла не вызывать преклонения перед великим мастером.
То наше первое копенгагенское интервью заканчивалось словами:
— Разве вы могли представить тридцать лет назад, что в шестьдесят будете продолжать кататься?
— Знаете, в 1972-м году, когда нас с Людмилой не взяли на Олимпийские игры, режиссер Дмитрий Полонский снимал фильм о фигурном катании Там были очень хорошие кадры, сделанные на Рижском взморье: пустой пляж, и собака, бегающая по песку в абсолютном одиночестве. А сразу после этого следовал другой сюжет: советская сборная улетает в Саппоро. Тогда Полонский спросил нас: «Что вы будете делать через десять лет?» - Я ответил, что, может быть, мы тоже снимем фильм. О любви. И будем кататься. И все сбылось. Мы действительно сделали такой фильм. И, видите, катаемся до сих пор.
Кстати, тридцать лет назад нам уже говорили, что мы с Милой непростительно стары для фигурного катания. И сорок лет назад говорили - когда мне было 23, Миле - 20 и мы только начинали выступать.
— А что вы будете делать через десять лет?
— Будем кататься…
Мила ушла из жизни в сентябре 2017-го, немногим не дожив до 82-х и оставив мужу самую непосильную из нош — жить в одиночестве.
Ровно через год в Лейк-Плэсиде, в рамках шоу An Evening with Champions в возрасте 86 лет Олег впервые вышел на лёд с одиночным танцем — в память о жене.
А сегодня ему 90. И бесконечно жаль, что в этот день он не подойдет к кромке льда, бережно сжимая в руке тонкие пальчики Милы, и не заскользит бесшумно, как делал это почти 70 лет, начиная с того дня, как матросом Балтфлота встретил в Москве свою единственную любовь...
|