Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Тренеры
Олег Татауров:
«ТАК И У МАЛИНИНА ЧЕТВЕРНЫХ ПОКА НЕ СЕМЬ»

Олег Татауров и Владислав Дикиджи
Фото © Александр Вильф
Олег Татауров и Владислав Дикиджи

Когда фигурист готов прыгать во второй половине программы четверные сальхов или тулуп, не стоит его в этом ограничивать. Об этом в интервью RT заявил тренер Олег Татауров, чей подопечный Владислав Дикиджи пропустил контрольные прокаты из-за болезни. По словам наставника, серебряный призёр чемпионата России в межсезонье начал более ответственно относиться ко всему, что делает, и достаточно рано набрал приличную форму. Специалист также рассказал, почему доверил постановку произвольной программы ученика Наталье Бестемьяновой и Игорю Бобрину, а также пояснил, в чём кроется подвох при переучивании спортсменов технике приземления.

— Первый и самый неоригинальный вопрос: как вы провели лето и чем больше всего довольны в отношении своего основного ученика — Дикиджи? В чем он изменился, в чем стал лучше? 

— У Влада сейчас появилось более ответственное состояние ко всему, что он делает. Если раньше он как-то скептически относился к работе в зале, хореографии, сейчас стал уделять этому намного больше внимания, как и скольжению. В прошлом сезоне мы как-то долго с ним раскачивались, а в этом году Влад начал прыгать все четверные уже летом, когда мы отрабатывали программу на сборах в «Сириусе». Причём через две недели сбора прыгал уже под музыку. Так рано мы ещё никогда не начинали набирать форму. Подозреваю, что заболел Влад именно поэтому: был на пике, поэтому так стремительно его и срубило. Детей-то у нас на катке много. 

— Хоть где-то вы успели показать новые программы? 

— В «Сириусе» их видела Елена Анатольевна Чайковская и даже немножко помогла нам их поотрабатывать. Плюс — были домашние прокаты в Санкт-Петербурге. 

— Не раз замечала некоторый скептицизм со стороны молодых тренеров, по отношению к мнению тех, кто старше. В работе с Чайковской у вас не возникало чисто возрастных несовпадений по взглядам? 

— Знаете, я всегда прислушиваюсь к мнению старших. Меня так учили и Алексей Николаевич Мишин, и Татьяна Николаевна, его жена. Правда Алексей Николаевич почти всегда добавлял: «Ты слушай, но делай по-своему». Если более опытный специалист делает замечания, с которыми я внутренне согласен, я всегда прислушаюсь.  А вот если считаю иначе, буду руководствоваться, скорее, собственными ощущениями

— Почти всех выдающихся тренеров прежних поколений отличает, на мой взгляд, очень ценное качество: они никогда не упускают из вида ни одну мелочь.  

— Сейчас фигурное катание настолько ушло вперед, что не брать в расчёт мелочи стало непозволительно. Если раньше мы не обращали внимания на какие-то позиции во вращении, сейчас это надо делать обязательно. Хотя иногда и правда не успеваешь какие-то нюансы отслеживать. 

— Под «мелочами» я имею в виду скорее элементарные бытовые вещи: не ходить на каблуках, когда на носу главный старт, не играть в футбол, рискуя травмировать ноги, не пить холодную воду из-под крана… 

— Такие вещи бывает сложно контролировать. Что-то, безусловно, приходится объяснять. Например, Влад был в своё время большим приверженцем фастфуда. А два или три года назад осознал, что это ему не надо. Сразу и форма пришла в норму, и легче стало кататься и прыгать, поскольку 5 килограмм сбросил. 

— Меня в своё время впечатлила фраза, которую Татьяна Тарасова сказала одному из своих спортсменов: «Если бы у меня было время, я бы подробно рассказала, почему сейчас тебе нужно есть именно это, чтобы нормально тренироваться. Или дала бы книжку, в которой умными людьми все про это написано. Но времени у меня нет, а книжек ты не читаешь. Поэтому, будь добр, поверь мне на слово. Быстро все съел — и отдыхать!»  

— Иногда такие подколки действительно эффективны. Особенно когда дело касается девочек. Я и сам как-то сказал одной из своих спортсменок перед тем, как уйти в отпуск: мол, надо немножко похудеть, и тебе точно станет легче кататься. Когда мы вернулись из отпуска, я вообще эту девочку не узнал. Она стала просто тростиночкой — сбросила за месяц почти пять килограммов. 

— Но вам ведь наверняка приходилось сталкиваться с тем, как сильно обижает фигуристок малейший намёк на лишний вес. Не говоря уже о том, что по нынешним временам считается совершенно неприличным говорить об этом спортсменкам. 

— Тренеру неизбежно приходится так или иначе поднимать эту тему. Понятно, что нужно находить приемлемые формы. Не твердить постоянно: ты жирный, из-за этого не прыгаешь. Ты жирный, из-за этого медленно вращаешься. Ты жирный, поэтому не можешь доехать произвольную. С другой стороны, посмотрите на японских фигуристок: не скажешь, что они все как на подбор тростиночки. Но ведь и прыгают изумительно, и программу доезжают.

— Спортсмены которые в двигательном плане щедро одарены природой, бывают довольно ленивы в силу того, что им все очень легко дается. Но вот о вашем подопечном этого не скажешь. Что на ваш взгляд наиболее сильно мотивирует Дикиджи к достижению результата?

— Мне кажется, он поверил в себя. У него появился более взрослый взгляд на то, что он делает, пришло понимание, что фигурное катание это его заработок, приобретение каких-то новых знаний. Что он популярен в России и может быть очень востребован в шоу. Что на него ходит народ, и появилось столько персональных фанатов. 

— Влада сейчас так или иначе постоянно сравнивают с Ильёй Малининым, но вот в прошлом сезоне я обратила внимание, что у Ильи в какой-то момент прыжки перестали выглядеть приоритетом. Он стал предельно тщательно контролировать артистическую составляющую своего катания: жесты, музыкальные акценты. В новом сезоне это ощущение только усилилось.

— Я давно говорил: как только Малинин начнёт стабильно исполнять все технические элементы и почувствует уверенность, он начнет отрабатывать хореографичность катания. 

— Ну так и вам я год назад задавала вопрос: если Дикиджи так классно танцует на полу, почему не получается на льду? И вы ответили, что у него в голове только четверные прыжки.

— Сдвиги в этом плане тоже есть. Произвольную программу Владу ставили Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин, и они так быстро нашли общий язык, что я даже удивился. Когда Дикиджи было 14-15 лет, мы, помню, ставили одну из программ с нашим питерским постановщиком Эвальдом Смирновым, и со стороны Влада было постоянное сопротивление: это неудобно, то неудобно. В этом сезоне я не замечал ничего подобного. Даже если что-то не получалось, Влад не позволял себе капризничать. 

— Наблюдая за Малининым, я обратила внимание на то, что он постоянно пробует на льду какие-то новые движения и трюки, которые по большому счету фигуристу не нужны, поскольку не оцениваются. Что дают фигуристу подобные эксперименты? 

— Так ведь Рафик Арутюнян развивал это в своих фигуристах и раньше, начиная с тех времён, когда работал в России с Александром Абтом и Антоном Клыковым. Оба этих спортсмена, например, выделялись тем, что умели прекрасно вращаться в обе стороны, Мне кажется, именно этот опыт сейчас передается Малинину. 

— Хотите сказать, что видите в этом прежде всего влияние Арутюняна?

— Конечно. Казалось бы: зачем вообще нужно уметь вращаться в обе стороны, если правила позволяют без этого обойтись? Но это даёт возможность координационно развить фигуриста в самых разных направлениях. Не случайно фигуристы сейчас и мячиками в зале стучат, задействуя обе руки, и ловят эти мячики то правой, то левой, и прыгать пытаются в разные стороны. Тот же Стефан Ламбьель это на льду делал, когда выступал.  Соответственно начинают меняться правила. То же вращение с переходом на пятку сейчас оценивается, как черта, повышающая уровень сложности.

— Покойный Игорь Борисович Москвин говорил, что в его понимании классное вращение должно быть максимально быстрым и идеально отцентрованным. А все эти переходы с ребра на ребро или с лезвия на пятку способны лишь изуродовать элемент.

— Ну а почему не может быть быстрым и красивым вращение с переходом на пятку? В своё время его изумительно исполнял Гоша Куница, когда был юниором и катался в одиночниках. Но тогда это не оценивалось.

— Вы уже не раз говорили, что не видите смысла включать в программу Дикиджи четверной аксель из-за не слишком высокой стоимости этого прыжка, но при этом его тренировали. Зачем? 

— Мы целенаправленно этот прыжок не готовили. Влад пришёл на тренировку после каких-то соревнований и двух или трёх дней отдыха, прыгнул двойной аксель, потом очень легко — тройной, и спросил: «Можно попробую 4 оборота?» Я ему сказал что-то вроде: «Можно, но только не убейся». Вообще я никогда не даю спортсмену многооборотные прыжки если не вижу, что он к ним готов. Вот и тогда прыжок получился докрученным с первого раза, но Влад упал. А вторую или третью попытку выехал. Его вообще перло в этот момент. Хорошая физическая форма, плюс — на подъеме был, выиграл этап Гран-при и был сильно этим вдохновлён.  

— Чем отличается тройной аксель от четверного по физическим усилиям? Внешне-то разница не всегда заметна.

— В четверном всё намного сильнее. И отталкивание, и взрыв, и работа мышц, и вращательный момент. Соответственно становится труднее поймать приземление. Да и нагрузка на ноги с высокого прыжка больше.

 — А если бы Илья Малинин не сделал четверной аксель на соревнованиях, не пробил эту стену первым, вы бы с Дикиджи стали бы замахиваться на этот элемент?

— Не задавал себе такой вопрос никогда. Вот честно, не задавал. Но определённую роль Малинин, безусловно, сыграл. Когда кто-то один делает что-то новое, другие довольно быстро начинают подтягиваться. 

— Собственно, то же самое произошло и в женском катании, когда Саша Трусова начала регулярно прыгать четверные. Как считаете, такая фигуристка, как она, нужна сегодняшнему женскому катанию, или мавр сделал своё дело?

— Для меня не слишком логично нынешнее участие Саши в прокатах. Если бы у неё была мотивация выиграть этапы Гран-при, чемпионат России, пройти сезон хотя бы до января, а потом снова уйти в шоу, я бы это понял. Но я не вижу, что она хочет соревноваться. Тогда зачем вообще нужны прокаты? Поэтому вопрос здесь не в том, нужна или не нужна, а в ней самой.

— Первый показ программ — это мероприятие, которое каждый оценивает по-своему. На что обращаете внимание вы, как тренер? 

— Прежде всего на постановку. Интересно — неинтересно, цепляет музыка, или не цепляет, как чувствует себя в этой программе спортсмен, ну и так далее.

— А кто из одиночников вам наиболее интересен в мужском катании, если смотреть глазами зрителя?

— Марк Кондратюк. Он сейчас хорошо катается, красиво. Если собирает свой набор четверных, очень хорошо выглядит на площадке. Плюс интересные программы. Видно, что Марк понимает, что именно он делает в движении. Раньше мне было точно так же интересно следить за Михаилом Колядой. 

— Я меньше удивилась бы, услышав имя Петра Гуменника, честно говоря. Мне почему-то кажется, что он в гораздо большей степени отвечает вашим представлениям о том, каким должен быть идеал мужского одиночного катания.

— Ну, за этим спортсменом я наблюдаю практически постоянно, как и за Женей Семененко. Иногда я с ними катаюсь на одном катке. В том же «Сириусе» мы вместе на сборах были. Плюс — Семененко на прокатах в Санкт-Петербурге выступал. 

— Я всё жду, когда Евгений начнёт работать над приземлениями с прыжков, которые зачастую выглядят чрезмерно корявыми, и не могу понять: если картина год от года не меняется, значит тренеры не считают нужным уделять этому внимание?

— К сожалению во взрослом возрасте технику прыжка становится тяжело переделать. И неизвестно, как этот процесс пойдет — в лучшую сторону или в худшую. В этом плане я солидарен с Алексеем Николаевичем: если система работает, лучше её не менять. В своё время, помню, я постоянно удивлялся, глядя на Дайсуке Такахаши, который приземлялся почти в волчок, но при этом вытаскивал прыжки. Это насколько же должны быть прокачаны мышцы и физическое состояние в целом, чтобы прокатать всю произвольную программу, вытаскивая из «пистолетика» семь прыжков подряд? Тогда я тоже думал: неужели тренер не мог научить парня нормально приземляться, чтобы все мышцы так сильно не загружались?  

А как летал поначалу Лёша Ягудин по совершенно безумным траекториям? Как раз глядя на него, я стал думать, что успех на льду — это не идеальная техника и не физическое состояние человека. А способность бороться за каждый прыжок, за каждый элемент. Вот тогда спортсмен и борется, и выезжает. Как тот же Семененко, кстати.

— А надо ли вообще в фигурном катании стремиться к идеальной технике? Не убивает ли это индивидуальность? 

— Думаю, нет. Индивидуальность проявляется в другом. Я, например, не люблю, чтобы программы моим фигуристам ставил один и тот же постановщик.

— Тогда расскажите, чем вы руководствовались, когда обращались к Бестемьяновой и Бобрину за постановкой произвольной программы для Дикиджи? 

— Во-первых, президент ФФКР Антон Тариэльевич Сихарулидзе посоветовал. Он сам в своё время успешно с ними работал, Наташа с Игорем, в частности, ставили для Антона и Елены Бережной программу «Чаплин». Вот и я подумал: почему бы нам не попробовать? И не пожалел.

— Жаль, конечно, что вашего спортсмена подкосила болезнь.

— Это действительно сильно изменило наши планы. Собирались накануне контрольных прокатов приехать в Новогорск, чтобы показать программы и там тоже, но буквально за день до отъезда у Влада подскочила температура — 39 было. Сейчас температуры несколько дней как нет, в пятницу накануне прокатов Влад мне звонил, говорил, что более-менее сносно себя чувствует, но хрипел очень сильно. В субботу собирался прийти на тренировку, но я запретил. Сказал, чтобы до понедельника он сидел дома и лечился. Влад просто рвется успеть подготовиться к турниру Панина-Коломенкина, переживает, что можем не уложиться по времени. Обычно мы за две с половиной — три недели начинаем подводиться к соревнованиям.

— Какое количество четверных прыжков в мужской произвольной программе вы считаете в этом сезоне оптимальным? 

— Семь.

— То есть, все, кроме акселя?

— Ну а почему нет, если спортсмен готов, как Илья Малинин, прыгать во второй половине программы четверной сальхов или четверной тулуп?

— Получается, что четыре четверных Дикиджи — это ваша тренерская недоработка?

— Пока это недоработка чисто физического состояния. В прошлом сезоне Влад прыгал три квада, сейчас мы добавили в программу ещё один. Ну так и у Малинина, к слову, четверных пока не семь.

2024 год

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru