Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Тренеры
Марина Зуева:
«
ЧЕМПИОНЫ ОБЯЗАНЫ ДВИГАТЬ СВОЙ ВИД СПОРТА ВПЕРЕД»
Марина Зуева
Фото © Александр Вильф
на снимке Марина Зуева

В ходе проходившего в московском дворце спорта «Мегаспорт» четвертого этапа серии «Гран-при» Марина Зуева всем своим видом воплощала знаменитый постулат, высказанный в свое время легендарной Тамарой Москвиной: «На соревнованиях место тренера в буфете!». Зуева давала интервью, общалась со знакомыми, всем своим видом показывая, что ее спортсмены совершенно не нуждаются в ежеминутной опеке.

Собственно, и без этого было понятно, что зуевские Тесса Вирту и Скотт Моир, приехавшие в Москву в ранге олимпийских чемпионов и двукратных чемпионов мира, недосягаемы.

- Абсолютно все поддержки у Тессы со Скоттом в этом году новые, - сказала Марина, комментируя программы своих главных подопечных. – Они уникальны и тем, что в них трудные перестроения соединены с трудными позициями. Поэтому поддержки интересно смотрятся. Я бы даже хотела, чтобы в следующем году сложность таких поддержек была каким-то образом отражена в правилах ISU – дополнительными баллами или какими-то бонусами. Когда оставляешь в программе старые элементы, их можно практически не тренировать. В нашем случае работа заняла прорву времени. Это, кстати, была одна из причин того, что выступление на турнире категории «Б» до начала «Гран-при» для нас было особенно принципиальным. Мы выбрали Финляндию.

- А почему туда не приехали?

- Получилось так, что накануне вылета в Германию Скотт слегка потянул шею при исполнении заключительной поддержки короткого танца. Наш физиотерапевт тогда сказал: в том, чтобы продолжать тренировки и выступления он не видит никаких проблем. Гораздо хуже то, что ребятам предстоит провести восемь часов в самолете фактически в неподвижном положении. То есть был реальный шанс эту травму усугубить и получить на ровном месте множество проблем. Поэтому от Оберстдорфа мы были вынуждены отказаться, хотя я сама успела даже зарегистрироваться на рейс и получить посадочный талон.

Я предложила Тессе и Скотту поменять ту злосчастную поддержку – не делать ее хотя бы на первых соревнованиях - Skate Canada. Но тут уж уперлись сами фигуристы: чемпионы – они и есть чемпионы.

- Что, кстати, случилось в процессе выполнения этой поддержки в Канаде, когда судьи ее не засчитали?

- Платье Тессы намоталось на голову Скотту и они «застряли». Если бы все это произошло в конце сезона, я более чем уверена, что ребята справились бы с ситуацией. А тут Скотт, вместо того, чтобы сменить позицию, как это предполагалось по замыслу, от неожиданности просто остановился между вращениями.

- Даже если не брать в расчет сорванную поддержку, должна признаться, что никогда еще не видела у ваших спортсменов такое количество мелких недоработок.

- Согласна, это действительно так. Издержки того, как сложился заключительный этап подготовки. После травмы Скотт заболел – сильно простудился, поэтому мы просто не успели сделать тот объем работы, который должен был быть выполнен по плану. Вот и пришлось выходить на старт не в самых лучших кондициях. Поэтому я особенно довольна тем, как Вирту/Моир выступили в Канаде: для своего тогдашнего состояния они сделали даже больше, чем могли.

Опять же, повторю: легко быть в форме в начале сезона, катая все старое: связки, переходы, новые позиции, вращения. Все, что делают Тесса и Скотт, нужно было для начала выучить. Я не жалуюсь, поймите правильно. Просто объясняю, почему начало сезона сложилось именно таким образом. Но я всегда держалась именно той позиции, что чемпионы обязаны двигать свой вид спорта вперед. Обязаны быть новаторами.

- А что скажете о своей американской паре Мэрил Дэвис/Чарли Уайт?

- То же самое, что о Тессе со Скоттом: все программы у ребят новые, с новыми элементами. Единственное, что Мэрил и Чарли оставили с прошлого сезона – это начальную поддержку в произвольном танце: об этом меня попросили судьи. Мол, такая красивая и необычная поддержка не должна исчезать по прошествии единственного сезона. В остальном я стремилась к тому же, что и с канадской парой: к максимальной сложности и максимальной оригинальности. Все же смотрят на чемпионов? И коррективы в правила вносят прежде всего на основании чемпионских программ.

- Как и когда у вас родилась идея поставить для Вирту и Моира «Кармен»?

- Об этом я думала еще лет пять назад, когда Тесса и Скотт только вышли на взрослый уровень. Все тогда говорили, что в паре видно только Скотта. Что он – настоящий танцор, очень яркий, к тому же. А Тесса – прекрасная, но тень. К тому же тогда она не была брюнеткой. Вот я и стала думать: в чем дело? Тесса прекрасно сложена, у нее прекрасная техника. Значит, нужно просто найти «ее» тему, которая могла бы проявить весь потенциал партнерши.

Раньше все «любовные» темы в исполнении Вирту/Моира получались у нас иллюстрацией «как Скотт любит Тессу». Наверное, она была способна станцевать Кармен и в 17 лет. Но вряд ли смогла сделать это так, как получилось в этом сезоне.

- Какими идеями вы руководствовались, начиная работать над постановкой?

- Придумать что-то такое, чего в фигурном катании еще не было.

- И вы решили «дать секс»?

- Я бы сказала, драматический секс. Естественно, прежде чем начинать работу, я пересмотрела все постановки «Кармен», которые когда-либо существовали в фигурном катании. Могу сказать честно: лично мне до сих пор наиболее близкой к идеалу по музыкальности и исполнению кажется «Кармен» Наташи Бестемьяновой и Андрея Букина. Задачу облегчало то, что Тесса с детства работала с балериной, которая преподавала и классический балет, и модерн. Я даже пригласила себе в помощь этого балетного постановщика: все-таки какие-то вещи в балете и модерне отличаются от того, что принято в фигурном катании.

- Когда летом вы расстались со своим партнером по тренерской работе Игорем Шпильбандом, было много прогнозов, что этот разрыв спровоцирует понижение качества выступлений ваших пар. С какими-либо негативными последствиями вам пришлось столкнуться в связи со всей этой историей?

- Конечно. Для меня трагедией было уже то, что мы расстались. Однако и продолжать работать на таких условиях, которые предложил Игорь, я не считала возможным.

- Имеете в виду желание Игоря работать с новыми парами отдельно от вас?

- Да. Он написал мне об этом в письме. Что хочет иметь отдельную группу, с которой планирует работать на катке в лучшее время - и так далее. Я пыталась договориться, объяснить, что в моем понимании не бывает так в совместной работе, что одни ученики – чьи-то лично, а другие общие, но Игорь сказал, что уже принял решение и не собирается его менять. Так что изначально это – его решение, а не мое.

- Замену Игорю вы нашли быстро?

- Это был непростой процесс. С одной стороны я знала, что найду тренера. В Америке много прекрасных специалистов, которые работают очень хорошо, пусть даже не так, как привыкла я. С другой стороны тот же Олег Эпштейн, с которым мы работаем сейчас и который в свое время много помогал и Максиму Ставискому, и Роману Костомарову, и Илье Авербуху, согласился не сразу. Помимо Олега я постоянно привлекаю к работе всевозможных консультантов по танцевальной технике. Сейчас это Маурицио Маргальо.

- Когда в марте Вирту и Моир стали чемпионами мира, а Дэвис/Уайт стали вторыми, меня долго не покидало ощущение, что такое распределение мест было не очень справедливым: второй ваш дуэт понравился мне в Ницце даже больше первого. А внутри группы не было по этому поводу разногласий?

- У нас уже давно сложилось, что вопросы справедливости того или иного результата не обсуждаются в группе вообще. Соревнования прошли, медали вручены – все! Никаких обсуждений и никаких обид. Я и сама постоянно учу всех спортсменов тому, что каким бы ни был результат, нужно уметь его принимать. Уметь как выигрывать, так и проигрывать.

- Но, согласитесь, может случиться и так, что фигуристы терпят, терпят, терпят то, что кажется им несправедливым, а потом просто уходят от тренера.

- Если «терпеть», то да, можно взорваться в самый неподходящий момент. А если правильно ко всему относиться, то быстро понимаешь, что поражения вовсе не являются трагедией. Не получилось один раз – получится в другой. Те же Мэрил и Чарли приехали спустя две недели после чемпионата мира на Team Trophy и выиграли у Тессы со Скоттом.

- Вы сказали перед началом турнира, что ваша вторая американская пара брат и сестра Шибутани способны занять в Москве второе место.

- Да, я считаю, что у Майи и Алекса есть все, чтобы за это бороться. Какие-то вещи они исполняют так, как не может никто другой. Не катаются, а словно вьют узор, связывая элементы между собой. Я бы сказала, что у них самый «ласковый» конек, очень тонкое, реберное скольжение. Когда они хорошо катаются, даже самые сложные элементы выглядят очень легко. Естественно, в Москве им пришлось особенно трудно – все-таки это первый старт с новыми программами. Но я уже сейчас вижу, что к концу сезона это будет очень здорово. А сам сезон будет трудным, поскольку он предолимпийский.

- Олимпийские программы для учеников в вашем мозгу уже сложились?

- Да. Причем достаточно давно.

- Существует расхожая фраза о том, что олимпийские программы должны быть особенными.

- Так ведь они особенные по определению: какую программу ни сделай, она - олимпийская. Я бы вообще сказала, что вопрос не в особенности программ. А прежде всего в том, что каждый чемпион должен приносить в спорт что-то новое. От этого я и отталкиваюсь, когда начинаю работать над программами. По-моему, у нас получается.

2012 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru