Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Тренеры
Наталья Линичук: КОГДА ГЛАЗА ГОРЯТ...
Наталья Линичук - Геннадий Карпоносов и Ирина Лобачева - Илья Авербух
Фото © Александр Вильф,
на снимке: Наталья Линичук, Ирина Лобачева - Илья Авербух, Геннадий Карпоносов

Интервью у нее я хотела взять еще осенью 1991 года. Тогда мы долго сидели в тренерской комнате Олимпийского. Но разговор, увлекший нас обеих, получился настолько личным и искренним, что я попросту не рискнула делать его достоянием всех.

Помню свой бестактный вопрос: «Почему от вас уходили ученики?», - имея в виду Ярославу Нечаеву, Юрия Чесниченко, Оксану Грищук. И ее ответ: «Это же легко объяснимо. Что я могу предложить своим спортсменам, кроме адовой работы? А им в это же время со всех сторон говорят, что, мол, если перейдут они к тренеру с мировым именем, то через год с гораздо меньшими затратами сил и нервов станут ездить на чемпионаты Европы и мира».

Той осенью Оксана Грищук, не первый год уже выступавшая с Евгением Платовым, искала с ней встречи, звонила, приезжала с цветами. Линичук встречаться отказывалась. А в августе 1992-го они снова стали работать вместе.

Платов, как мне сообщили в федерации фигурного катания, начал сезон с новой партнершей - Татьяной Навкой, но месяцем позже, в сентябре, вместо запланированного отъезда в США пришел к Линичук. И вот теперь, стоя вместе с Наташей у бортика того же «Олимпийского», глядя на где-то слаженное, где-то не очень катание бронзовых призеров чемпионата мира, я напрочь забыла свою просьбу «только посмотреть».

- Наташа, почему вы согласились принять Оксану обратно?

- Не знаю. Как не могла ответить и год назад, почему не хочу даже разговаривать на эту тему.

- А может быть, все намного проще? И, как я уже неоднократно слышала от других, Линичук элементарно повезло - без всяких усилий получила готовую пару мирового класса?

- Если так и говорилось, то за моей спиной. К тому же Оксана почти месяц была одна, и я ломала голову над тем, где найти ей партнера. А когда пришел Женя и сказал, что хочет кататься по-прежнему вместе с ней, то я поняла, что мне действительно повезло. Таких фигуристов, как он, я еще не встречала. Они - идеальная пара, с которой безумно интересно работать. И разбивать ее было бы просто преступлением.

- Кстати, почему вы тренируетесь в Москве? Галина Змиевская со своими фигуристами - в Америке, Наталья Дубова - в Америке, Тамара Москвина еще где-то. Со всех сторон только и слышно, что дома ни жить, ни тренироваться невозможно...

- А я привыкла дома. И, честно говоря, не верю, что в какой-то другой стране мне могут создать такие условия, как здесь. Хотя предложений было множество. Практически мы работаем на льду целый день с небольшим перерывом, и у меня есть возможность позаниматься с каждой парой отдельно. Ну а прочих сложностей в моей жизни, еще спортивной, столько было, что я привыкла воспринимать их как необходимую атрибутику. Выкручиваемся. И ищем спонсоров.

- Сколько же у вас сейчас пар?

- Российских - две. Кроме Грищук и Платова, еще Анжелика Крылова и Владимир Федоров (они были запасными на Играх в Альбервилле). Алике Стергиаду и Юрис Разгуляевс сейчас представляют Узбекистан, хотя в прошлом сезоне (по согласованию с федерацией) выступали за Латвию: Юрис - латвийский подданный. Четвертая пара, Ирина Романова - Игорь Ярошенко, украинцы. Еще один дуэт, Марина Анисина - Илья Авербух, распался. Илья катается с новой партнершей - Ириной Лобачевой. У Марины пока партнера нет. И из пяти пар четыре вполне могут попасть уже в следующем году на чемпионат мира.

- Если не ошибаюсь, Грищук и Платов имеют право на место в российской сборной без всякого предварительного отбора?

- Да, но я бы хотела, чтобы они выступили в конце года на чемпионате России и на очень престижном турнире NНК Тrophee в Японии - соревнования нам сейчас очень нужны. Правда, можем не успеть - на льду-то Женя с Оксаной тренируются вместе чуть больше месяца, хотя сезон начался в июне. Но форсировать подготовку ни в коем случае не будем. Успеем сделать все задуманное до европейского чемпионата - прекрасно. Нет - тоже не страшно. Основные планы мы связываем с олимпийским сезоном-94.

- Вы собираетесь поменять программу целиком?

- Не только программу, но и сам стиль катания. Для постановки произвольного танца пригласили французского хореографа Шанти Рюшполь, которая, кстати, последние два года перед Олимпиадой помогала Марине Климовой и Сергею Пономаренко. Оригинальный танец - вальс - ставит Елена Матвеева. Наш постоянный хореограф - Людмила Власова. Дополнительно с ребятами занимается Елена Холина, которая начинала работать с Женей еще тогда, когда он катался с Еленой Крыкановой и трижды становился чемпионом Европы среди юниоров.

- Это разнообразие постановщиков не может пойти во вред?

- Паре такого класса и таких возможностей – нет. Главное - суметь взять от каждого специалиста то лучшее, что может дать именно он.

- А вы отчаянный человек. Менять стиль, который вполне, судя по результатам олимпийского года, себя оправдал, понравился... Не боитесь?

- Знаете, с чего я начала, когда Оксана пришла ко мне в августе? Дала ей сохранившуюся у меня видеокассету с записью ее катания трехгодичной давности, когда они с Александром Чичковым выиграли юниорский чемпионат мира. Она посмотрела и спрашивает: «Это ускоренная запись?». «Нет, - говорю. - Нормальная».

А потом пленку смотрел Женя. И по его глазам я поняла, что он никогда не думал, что можно ТАК кататься. А главное - и это в моей тренерской практике впервые – они сами, без всяких объяснений осознали, что потеряли и чего хотят и могут добиться. К тому же горят желанием доказать, что они вовсе не дублеры чемпионов, какими были в последнее время, а вполне способны стать лидерами сами. Работают же - вы видите как. С катка готовы не уходить.

- Я сейчас вспоминаю чемпионат СССР 1991 года в Киеве, где, если не ошибаюсь, выступали пять ваших пар. В чем-то похожие, в чем-то разные, но примерно одного уровня. Сейчас же появились явные лидеры. Появились, что называется, «со стороны». Неужели это не вызвало в группе недовольства, ревности?

- Конечно же, ревность была. Но, во-первых, у меня есть возможность находить время для каждого. Во-вторых, я никогда не делю учеников на первых и вторых. Ты считаешь, что сильнее, - докажи! К тому же, чем выше конкуренция в группе, тем быстрее это сказывается на результате всех без исключения пар.

- Ну мы-то, зрители, за последние годы привыкли к несколько иной ситуации: когда на лед выходила ярко выраженная первая пара - Климова - Пономаренко, вторая - Майя Усова и Александр Жулин, и в их тени постоянно были Грищук и Платов. И всех, начиная от тренера, это устраивало. Судьи, похоже, охотно принимали предложенный им вариант расстановки сил и на международной арене, изредка разбавляя наши пары иностранцами.

- Кстати, именно иностранцы пару лет назад на одной пресс-конференции высказали мнение, что вполне можно поменять вторую и третью советские пары местами.

- Грищук с Платовым в интервью нашей газете год назад сами говорили, что совершенно не намерены оставаться на третьих ролях. Но тогда, как мне показалось, они все-таки рассчитывали на то, что после альбервилльских Игр из любительского спорта уйдут не только Климова и Пономаренко, но и Усова с Жулиным. На ваш взгляд, уже как их тренера, чего сейчас не хватает Оксане и Жене, чтобы стать лидерами?

- Только времени. Для того чтобы появилось полное взаимопонимание, когда партнеры реагируют на каждый взгляд, каждый жест друг друга.

- А в чем их сильные стороны? Помимо техники и молодости?

- Чем всегда наши лучшие пары отличались от иностранных? Глазами. Глаза горели.

- То есть феномен Родниной в свое время был именно в этом? Руки в стороны, душа нараспашку - и весь мир у ног?

- Именно. Оксана, когда только появилась на льду, была настолько огненная, распахнутая, что сразу бросалось в глаза, насколько этого не хватало другим. Ведь по большому счету после Бестемьяновой и Букина все наши пары были как бы причесаны. Разве что Климова и Пономаренко в этом сезоне попытались от этой причесанности и зашоренности уйти.

Сейчас нам с хореографами приходится просто-таки выбивать из ребят скованность, осторожность в движениях. А несколько дней назад у Оксаны сквозь зажатость наконец-то стали проступать «ее» жесты. Этакое потрясающе обаятельное хулиганство. Да и оба они - и Оксана, и Женя - преобразились. Настроение совсем другое стало, нежели было вначале.

- У них не возникает разногласий в тренировках?

- Нет, даже в мелочах. Может, свою роль сыграло то, что Женя женился, повзрослел, стал терпимее. И сам сглаживает все углы - Оксана-то взрывная. Да вы у них сами спросите...

Спрашивать я не стала, решив про себя отложить интервью с фигуристами, скажем, на конец сезона. Однако, когда мы вместе выходили из «Олимпийского», не удержалась от вопроса, на который год назад, беседуя с ними в поезде Киев - Москва (после того, как они впервые стали чемпионами страны), ответа не получила:

- Женя, у вас с Оксаной есть сейчас пусть, может, недостижимая в ближайшем будущем, но конкретная цель?

- Ну почему же недостижимая? Стать олимпийскими чемпионами в Лиллехаммере. А мы вам разве не говорили?

1992 год

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru