НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА-2007 В ЯПОНИИ
ЗА РОССИЮ МОЖЕТ ВЫСТУПИТЬ ЯПОНКА |
|
Фото © Александр Вильф
на снимке Юко Кавагути и Александр Смирнов |
Всего через полтора месяца после перелома ноги японка Юко Кавагути готова бороться за место в российской сборной, чтобы выступить на мировом первенстве в Токио
Сложившийся минувшим летом дуэт в составе японки Юко Кавагути и питерского фигуриста Александра Смирнова промелькнул перед глазами болельщиков ярко, но чересчур стремительно. На московском этапе «Гран-при» в конце ноября дебютанты российской команды заняли третье место, уступив Алене Савченко - Робину Шелковы, которые выступают за Германию, а так же ветеранам российской сборной Марии Петровой и Алексею Тихонову. Бронза, впрочем, вовсе не помешала новичкам произвести на очевидцев одно из наиболее сильных впечатлений турнира. Но несколько дней спустя Юко сломала ногу…
Случилось это на приземлении с тройного выброса «риттбергер». Тренировка пары в тот день считалась облегченной, и выброс решено было попробовать в самом конце занятия. То ли сказалась несобранность спортсменки, то ли сыграл роль несчастный случай, но впору было вспоминать фразу из знаменитого фильма: «Упал, очнулся, - гипс».
С другой стороны, элемент везения тоже присутствовал: обошлось без смещения костей. Но, как бы то ни было, перерыв в тренировках предстоял солидный.
Если бы в январе не получила тяжелую травму ноги Мария Мухортова (действующая чемпионка страны в паре с Максимом Траньковым), а на чемпионате Европы в Варшаве Юлия Обертас и Сергей Славнов выглядели бы чуть более уверенно, о новой российской паре, вероятно, никто и не вспомнил бы. Но итог чемпионата в парном катании удовлетворил руководство российского фигурного катания не сильно.
Чемпионы мира-2000 Мария Петрова и Алексей Тихонов получили там серебро, Обертас и Славнов остались четвертыми, а совсем юные дебютанты Елена Ефаева и Алексей Меньшиков - шестыми. Поэтому и было принято решение пересмотреть состав сборной в конце февраля - начале марта и дать шанс побороться за место в команде другим парам, тем более что Петрова и Тихонов сказали после чемпионата Европы, что пока не определились, будут продолжать подготовку к мировому первенству или нет.
До того, как позвонить в Питер Тамаре Москвиной, в группе которой работают Кавагути и Смирнов, я связалась с наставником первой российской пары Людмилой Великовой. Она подтвердила, что Петрова и Тихонов поедут на чемпионат мира непременно. До конца февраля они выступают в шоу, но с первого марта намерены серъезно приступить к прокату соревновательных программ. Как и Обертас со Славновым. Сейчас эти фигуристы сосредоточены на отработке отдельных элементов и, по словам тренера, справляются с этим очень хорошо.
- Знаю, что идут разговоры о том, чтобы заменить Обертас и Славнова на какую-то другую пару, - добавила Великова. - Но мы, тем не менее, не собираемся принимать участия ни в каких контрольных соревнованиях. Не видим смысла. Да и на кого их менять? Обе пары, которые сейчас претендуют на место в сборной, были серьезно травмированы, Мухортова только-только вышла на лед, Кавагути - тоже…
Олимпийский чемпион Олег Васильев, под началом которого сейчас тренируются Мухортова и Траньков, подтвердил, что Мария лишь на прошлой неделе провела первое занятие на льду. Травма (фигуристка, напомню, порезала сухожилие, пробив ботинок коньком) потребовала слишком длительного лечения. Несмотря на это, у Васильева существует договоренность с руководством федерации фигурного катания России, что в марте за полторы-две недели до выезда на чемпионат мира Мухортовой и Транькову будет устроен просмотр - и, возможно, чемпионы страны все-таки отправятся в Токио.
- Насколько мне известно, пару Москвиной федерация просматривала пару дней назад, - добавил Васильев.
Оставалось позвонить тренеру японско-российского дуэта.
- Я действительно устроила ребятам прокат короткой программы в рамках юниорского турнира памяти Станислава Жука, - сообщила Москвина. - Обратилась к организаторам, и они разрешили моей паре выступить сразу после окончания соревнований - перед церемонией награждения. Этот турнир проводился на новом катке, на жестком льду и я, признаться, очень довольна тем, что ребята сумели мгновенно, без тренировок, приспособиться и к более маленькому катку, и к непривычной для себя жесткости. Они сделали тройной тулуп, тройной выброс «сальхов» - причем все это - с приземлением на сломанную ногу. Была лишь одна помарка - в параллельном вращении, но это объяснимо: Юко и Александр не так долго совместно тренируются на льду.
Скажу вам больше: мы не планировали приезжать на финал Кубка России в Тверь в конце этой недели, но раз уж руководство российской федерации фигурного катания решило произвести замены в сборной команде, все-таки решили туда поехать и еще раз выступить с короткой программой. Чтобы показать, в каком состоянии мои спортсмены сейчас находятся. У тех, кто принимает решение, должны быть основания. Нельзя же претендовать на место в команде, предлагая «кота в мешке». Значит моя задача, как тренера, сделать все, чтобы такие основания появились.
- А как обстоит дело у ваших подопечных с произвольной программой?
- Все отдельные элементы Кавагути и Смирнов выполняют на тренировках. Делают тройную подкрутку, тройной выброс «риттбергер» - тот самый, на котором Юко сломала ногу. То есть, психологический барьер нам тоже удалось успешно преодолеть. Абсолютно все элементы - прыжки, выбросы, поддержки, подкрутки - идут, как я уже сказала, с приземлением на травмированную ногу. Другое дело, что мне не хотелось бы форсировать подготовку. Перелом-то был совершенно конкретный. После таких травм люди восстанавливаются по шесть месяцев. К тому же я не сторонник того, чтобы демонстрировать широкой публике «сырую» программу. Но уверена, что уже в середине марта мы будем в состоянии показать на достойном уровне обе композиции.
- Вы ожидали, что восстановление пройдет настолько быстро?
- Нет. Хотя в нашей бригаде всегда действовало правило: если травмирована нога, работай руками. Не можешь руками - работай головой. Юко продолжала в полном объеме заниматься общефизической подготовкой, хореографией, при том что некоторые упражнения ей приходилось выполнять, сидя на стуле. Гипс был довольно легким, поэтому не мешал отрабатывать в зале поддержки, подкрутки. Лечение можно было бы активизировать, делая специальные уколы, но мы испугались, что в рекомендованном нам препарате могут оказаться запрещенные компоненты.
- Получается, своим самурайским упорством ваша подопечная добилась невозможного?
- С моей стороны не было ни малейших попыток на нее давить. Так что если вы думаете, что Кавагути героически рвалась из кожи вон, а я всячески ее желания поощряла, то это не так. Каждое занятие я начинала вопросом: «Юко, что ты можешь сегодня делать, не испытывая боли?» Окончательное решение всегда оставалось за ней. Она честно признавалась, если чувствовала боль или страх.
Нет худа без добра: пока Кавагути была вынуждена ограничивать нагрузку, мы много работали со Смирновым. Над выразительностью, над уверенностью в себе, над повышением партнерского мастерства.
- Что вы имеете в виду?
- Речь об умении не только безукоризненно выполнять свою часть работы, но и быть способным в любой момент программы подстраховать партнершу. Нам, наверное, повезло и в том, что работать никто не мешал. После московского этапа «Гран-при» наши тренировки в «Юбилейном» осаждали журналисты, приезжало даже японское телевидение. Но как только случилась травма, все это прекратилось. Я прекрасно понимаю, что шанс побороться за место в сборной выпал Кавагути и Смирнову совершенно случайно. Не случись травмы у Мухортовой и Транькова, о моей паре можно было бы забыть как минимум на год. Но шанс появился - и меня радует, что ребята рвутся за него зацепиться.
- С точки зрения потенциального гражданства Кавагути никаких изменений не произошло?
- У нее уже имеется официальный и долговременный вид на жительство в России (при переводе японских документов и выяснилось, что правильное написание фамилии - именно Кавагути, а не Кавагучи, как поначалу писали в русской прессе), а это - первый шаг к тому, чтобы в дальнейшем оформить российское гражданство. Если это произойдет, Юко получит право представлять Россию на Олимпийских играх в Ванкувере. Она очень к этому стремится.
P.S. Возможность представлять Россию на международной арене, как уже сообщал «СЭ», Кавагути получила в соответствии с правилами Международного союза конькобежцев (ISU): для того, чтобы представлять ту или иную страну в парном катании и танцах на турнирах любого уровня, кроме Олимпийских игр, достаточно наличия соответствующего гражданства только у одного из партнеров. Однако на Олимпиадах требования более жесткие: оба партнера обязаны иметь гражданство страны, за которую выступает спортивная пара или танцевальный дуэт.
2007 год
|