Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Спортсмены
Курт Браунинг: ПОЮЩИЙ ПОД ДОЖДЕМ
Курт Браунинг
Фото © Caroll Swan
на снимке Курт Браунинг

18 августа 2010 года пожарные расчеты Торонто были подняты по тревоге. Вызов поступил с Форест-Хилл. Когда экипажи прибыли на место происшествия, глазам пожарных открылась ужасающая картина: дом, в котором много лет жили с двумя своими детьми четырехкратный чемпион мира Курт Браунинг и прима национального балета Канады, испанская балерина Соня Родригес, был объят пламенем.

Пока восемьдесят пожарных в течение нескольких часов тушили огонь, знаменитый фигурист находится тут же: во время возгорания он был дома с трехлетним сыном Диллоном.

После страховые компании установят, что причиной пожара стало замыкание в электрическом садовом пылесосе, с помощью которого Браунинг намеревался прросушить промокший под дождем салон своего открытого «Феррари». И оценят ущерб в миллион долларов.

Комментарий фигуриста и его жены по этому поводу был коротким: «Слава богу, что никто не пострадал». Журналистам оставалось только догадываться, что чувствуют себя люди, на глазах у которых горит дом, где появились на свет двое их сыновей и где столько лет они были счастливы. Дом, полный воспоминаний, традиций, каких-то памятных вещиц... С другой стороны, это был всего лишь дом.

Так Соня сказала репортерам. И добавила:

«Это означает, что у нас просто появилось больше проблем, которые предстоит решить».

Что ни говори, Браунинг определенно вытянул счастливый билетик, женившись на ней 15 лет назад...

* * *

Курт впервые встал на коньки в трехлетнем возрасте. Произошло это на крошечном домашнем катке, собственноручно сооруженном для младшего сына отцом большого семейства Дьюи Браунингом. Семья жила в местечке под названием Каролина – сельском регионе канадской провинции Альберта.
К моменту рождения в семье третьего ребенка старшие брат и сестра Курта были уже достаточно большими. Так что родители имели возможность уделять время младшему сыну.

Это стало особенно важным, когда в Каролине построили каток и шестилетний Курт начал ездить туда на тренировки. Ни о каком фигурном катании он, конечно же, не помышлял. Мечтал, как и все канадские мальчишки, играть в хоккей.  Но поскольку время занятий на льду у детской хоккейной группы было сильно ограничено, Браунинг стал ходить и в секцию фигурного катания тоже. И втянулся.

Этот период параллельных занятий взаимоисключающими видами спорта потом еще не раз напомнит о себе: одним из любимых развлечений Браунинга навсегда останется импровизация на льду на хоккейных лезвиях.

На чемпионате мира 1988 года в Будапеште Браунинг впервые успешно исполнил прыжок в четыре оборота, благодаря чему попал в книгу рекордов Гиннеса. Тем прыжком он сильно подпортил праздник победителю – Брайану Бойтано. Свежеиспеченный олимпийский чемпион второй раз в своей карьере выиграл мировую корону, но истинным героем соревнований стал Браунинг.

Десять лет спустя, выступая уже в профессиональном шоу Stars on Ice, Курт довольно своеобразно отметил годовщину этого события: прыгнул четверной в одном из своих сольных выступлений.
Канадец официально считается первым фигуристом, исполнившим на соревнованиях несколько разных каскадов, состоящих из двух тройных прыжков. Первый – из сальхова и риттбергера – Браунинг прыгнул в 1990-м на Кубке наций в Германии, а на чемпионате мира-1991 в Мюнхене включил в свою программу сразу три комбинации 3+3: аксель-тулуп, флип-тулуп, сальхов-тулуп.

Справедливости ради стоит отметить: каждое из этих достижений можно оспорить, что некоторые с успехом делают до сих пор. Каскады 3+3, в том числе с лутцем и акселем, еще в 1983-м выполнял Александр Фадеев – легендарный ученик не менее легендарного тренера – Станислава Жука. Более того, Фадеев однозначно был первым в мире фигуристом, который решился включить четверной прыжок в произвольную программу. Произошло это на чемпионате мира-1983 в Хельсинки. Другое дело, что прыжок тогда у него не получился. Как долгое время не получался и у Брайана Бойтано. Браунинг же прыгнул четверной абсолютно чисто.

* * *

«Прыгунки» редко бывают по-настоящему артистичны. Курт преуспел и в этом: он всегда отличался прежде всего умением выгодно подать программу. Вряд ли можно было поставить рядом какого-либо спортсмена, спрособного до такой степени управлять зрительным залом. Никогда не забуду появления канадца на чемпионате мира среди профессионалов в 1996 году. Он вышел на лед, обвел взглядом утопающие в сумраке трибуны, вытянул перед собой руку с раскрытой ладонью и стал медленно сжимать пальцы в кулак – казалось, словно пробуя на ощупь разлитое в воздухе напряжение. Зал взвыл в голос. Словно Браунинг цеплял своими пальцами обнаженные нервы каждого зрителя в отдельности. А ведь он даже не тронулся с места.

Впрочем, я забегаю вперед.

Курт стал первым канадским фигуристом, сумевшим одержать три победы подряд на чемпионатах мира (случилось это в 1989-м, 1990-м и 1991-м годах). Сезон-1992 сложился для него неудачно, но год спустя Браунинг вернул себе мировую корону, победив в четвертый раз. И, кстати, так и остался в истории фигурного катания единственным спортсменом, кому удалось стать чемпионом мира и во времена обязательных фигур и позже, когда «школа» была отменена.

Другими словами, канадца можно было бы смело считать фигуристом без изъянов, если бы не два пункта. Первый – трагикомичный: у Браунинга упорно не складывались отношения с тройным лутцем – одним из ключевых прыжков мужской программы тех времен. Попытки добиться от лутца взаимности четырежды заканчивались тем, что фигуриста увозили в больницу с одной и той же травмой: он пробивал ступню одной ноги лезвием конька другой. В итоге от прыжка пришлось отказаться в принципе, что впрочем не мешало Курту  демонстрировать на соревнованиях все более и более замысловатые программы.

А вот второй пункт куда грустнее. Блистательно выигрывая чемпионаты мира, Браунинг оказался совершенно не способен бороться за победу на Олимпийских играх. Он трижды участвовал на Олимпиадах (два раза – в ранге действующего чемпиона мира) и ни разу не сумел даже попасть на пьедестал. В 1988-м в Калгари остался восьмым (что было не таким уж плохим результатом для 21-летнего парня), спустя четыре года, едва успев восстановиться после травмы спины, занял шестое место в Альбервилле, а на Играх-1994 в Лиллехаммере с мечтой о медалях можно было распрощаться задолго до окончания соревнований. В короткой программе канадец остался 12-м, не справившись с нервами. Именно тогда Браунинг произнес сакраментальную фразу: «Короткой программой Олимпиаду не выиграешь. А вот проиграть – запросто!»

«Когда больше всего на свете хочешь победить, это получается крайне редко», - прокомментировал тогда его выступление трехкратный чемпион мира 60-х годов австриец Эммерих Данцер.

Курт жаждал олимпийской победы, как никакой другой. За год до Игр в Лиллехаммере я встретила фигуриста на чемпионате мира в Праге. Браунинг чувствовал себя уверенно, с удовольствием общался с прессой, хотя подавляющее большинство фигуристов старалось по обыкновению избегать какого бы то ни было внимания к себе до начала соревнований.

- Вы всегда так любезны по отношению к журналистам? – спросила я его тогда после особенно бурного нашествия прессы на тренировку мужчин-одиночников. Фигурист благодушно рассмеялся: «Увы, нет. Иногда ко мне лучше не подходить. Но это – когда я не в форме.

- Означает ли это, что в Праге вы собираетесь брать реванш за проигранный прошлый сезон?

- Вы сами понимаете, что случиться может все. Но я чувствую себя так, словно на много-много лет старше остальных. И мудрее. Смотрю со стороны на то, как мои соперники нервничают, делают ошибки, которые я сам делал много лет назад: заискивающе смотрят на судей и пытаются прыгнуть выше головы.

- А вы – нет?

- И я тоже. Разница в том, что я не только пытаюсь, но и реально могу это сделать. Соперники знают это и нервничают еще больше. А мне доставляет удовольствие кататься нахально.

- В 1992-м в Альбервилле, да и на чемпионате мира в Окленде, когда вы проиграли Виктору Петренко, нахальства у вас было поменьше...

- Я очень хотел стать первым, особенно в Окленде. Но был настолько не в форме, что заранее сам себя настраивал в лучшем случае на второе место.

- Зачем же решили остаться в любительском спорте еще на один олимпийский срок?

- Хотел самому себе доказать, что именно я самый сильный фигурист мира.

* * *

Примерно тогда же, за считаные дни до начала мирового первенства весь фигурнокатательный мир обсуждал опубликованное в одной из американских газет открытое письмо Брайану Бойтано, где неизвестный автор просто-таки умолял олимпийского чемпиона не возвращаться в любительский спорт. Не переходить дорогу тем, кому в его отсутствие может выпасть шанс выиграть. Естественно, я спросила у Браунинга, как он сам относится к перспективе вновь схлестнуться с ушедшим вроде бы из спорта соперником.

- А если я вам скажу, что приветствую его поступок? – последовал неожиданный встречный вопрос. – Мне ведь по этой логике тоже давным-давно следовало бы уйти и не переходить никому дорогу – свое-то уже получил. Но вот вам будет интересно смотреть финал без меня?

- Думаю, не очень.

- В том-то и дело. Я всем мешаю и прекрасно знаю об этом. Немногие могут понять, почему я столько лет отнимаю у других возможность стать чемпионом мира. Но пока я не вижу фигуриста, который, выходя на лед, мог бы плюнуть на все мои титулы и вытолкнуть меня с пьедестала.

После неудачных для себя Игр в Лиллехаммере Браунинг навсегда оставил любительский спорт. Не поехал даже на чемпионат мира в Чибо, прекрасно понимая, что никакая другая медаль не способна компенсировать олимпийское разочарование. В конце года он впервые принял участие в чемпионате мира среди профессионалов. Дебют завершился четвертым местом: Курт проиграл Бойтано, двукратному бронзовому призеру Олимпиад Полу Уайли и олимпийскому чемпиону Сараево Скотту Хэмилтону. Зато три  последующие года королем профессиональных мировых первенств становился исключительно он.
Почему же ему так не везло на Олимпиадах?

Олимпиада – самое непредсказуемое и самое, может быть, подлое соревнование на земле, порой возносящее до небес бог знает кого и убивающее великих», - написала однажды моя коллега. Трудно с ней не согласиться: в высшей степени случайными кажутся порой и олимпийские победы, и олимпийские поражения. Игры, пожалуй, единственное мероприятие, где чемпионом может стать любой из доброго десятка спортменов, а вовсе не признанный лидер. И это в порядке вещей. Точнее всего на этот счет выразился участник четырех Олимпиад, американский конькобежец Дэн Дженсен: «Судьба олимпийской медали редко решается в противоборстве с соперником. Побеждает тот, кто лучше других умеет справиться с самим собой».

Показательными в этом отношении стали Игры в Лиллехаммере, где за право бороться за золото сражались уже ушедшие и вновь вернувшиеся фигуристы-профессионалы. Мы, журналисты, приписывали всем им погоню за прибылью и новыми рекламными контрактами. А ведь по большому счету деньги не волновали ни Катарину Витт, красиво ушедшую из спорта (и, казалось, навсегда) в 1988 году в звании двукратной олимпийской чемпионки, ни Брайана Бойтано, ни легендарных танцоров Джейн Торвилл и Кристофера Дина. Проиграть было суждено всем. При этом о попытке вернуться на Олимп не пожалел никто.

Браунингу было немного проще. Еще до Игр-1992, когда все силы уходили не столько на тренировки, сколько на борьбу с травмой, он решил для себя, что оставит любительский спорт независимо от того, какой результат покажет в Альбервилле. Остался еще на два года. И то лишь потому, что Международный олимпийский комитет принял решение развести зимние и летние Олимпиады – не проводить их в один год. Вот и получилось, что Игры в Лиллехаммере выпали на 1994-й.

Смешно было полагать, что Браунинг по своей воле откажется посоревноваться с уже ушедшими из спорта Брайаном Бойтано и Виктором Петренко. Тем более, что у последнего на мировых первенствах он выигрывал дважды, а вот побеждать Бойтано в поединках подобного масштаба канадцу не доводилось.

Спортивная наука еще в конце прошлого века пришла к заключению, что умение того иди иного человека побеждать напрямую связано с его физиологическими особенностями. А именно с количеством гормона под названием норадреналин, вырабатываемого организмом в условиях стресса. Этот гормон вызывает возбуждение всех систем организма. И у некоторых спортсменов это приводит к тому, что разлаживается тонкая координация. Вроде бы все, как всегда, ты полон сил и рвешься соревноваться, а мышцы наотрез отказываются выплнять команды мозга.

Вполне возможно, что именно это происходило на Олимпиадах с Браунингом. Как бы то ни было в Лиллехаммере он воспринял свою неудачу философски. Сказал: «В конце концов мне грех жаловаться. Я и так провел в любительском спорте на два года больше, чем собирался. Четыре раза стал чемпионом мира. Не так много фигуристов могут похвастаться подобными достижениями».

А может быть причина срывов крылась в том, что на излете своей карьеры Курт уже был  в гораздо большей степени артистом, нежели спортсменом. Его душа жаждала полета, и рамки любительского катка становились все более тесными. Смешно, но уже после свадьбы с Браунингом Соня Родригес как-то заметила, что при всей танцевальности мужа, никогда не танцует с ним на вечеринках. Потому что танцующий Курт – это неудержимый шквал, способный занять в одиночку весь танцпол. Партнеры ему мешают.

Возможно по этой причине первый опыт выступления великого канадца в телевизионном канадском шоу «Танцы со звездами» так и остался единственным. Хотя сам Браунинг обосновал свой отказ участвовать в последующих проектах тем, что здоровье уже не позволяет ему беспроблемно переносить большие физические нагрузки. При этом фигурист много лет был одной из главных звезд знаменитого Stars on Ice: начал выступать там еще в 1991-м и выходил на лед в постоянной труппе вплоть до 2007-го.

* * *

Несмотря на постоянную занятость в профессиональных и благотворительных проектах отношения Курта с любительским спортом продолжали оставаться довольно тесными. Еще в 1994-м он подписал контракт с телекомпанией NBC, позже сотрудничал и с другими каналами, а с 2007 года стал работать спортивным комментатором – экспертом по фигурному катанию на CBC.

Параллельно с этой работой Браунинг довольно успешно ставил программы многим известным спортсменам, но как-то обмолвился, что не очень уютно чувствует себя в роли хореографа. Занятость не позволяет ему, поставив программу, постоянно находиться рядом со своими подопечными на протяжении спортивного сезона.

При этом он постоянно что-то придумывает. Как придумал, например, конкурс для фигуристов, суть которого заключается в том, чтобы за час сочинить и исполнить программу под вытянутую по жребию, одну для всех музыку. Вот ведь где настоящий простор для творчества и проявления собственной индивидуальности!

Я же знаю одно: именно Браунинг с его светлым танцевальным юмором стал тем спортсменом, кто заставил множество людей задуматься о том, что медали в спорте не главное. И во всяком случае для меня лучшей его программой навсегда останется Singing in the Rain – номер, поставленный для телевидения и не имеющий никакого отношения к спорту. В этом номере – весь Браунинг. Поющий под дождем, довольно странный, но абсолютно счастливый человек на коньках.

Хотя мокрую погоду, если вдуматься, с некоторых пор Курт должен просто ненавидеть: ведь именно проливной августовский дождь стал причиной того, что фигурист потащил в свой гараж неисправный садовый пылесос…

2011 год


 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru