Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание
ISU Award: ТАЙНАЯ НОМИНАЦИЯ
Курт Браунинг
Фото © Кевин Уинтер
на снимке Курт Браунинг

11 июля Международный союз конькобежцев (ISU) в формате онлайн проведет церемонию, которая должна была украсить монреальский чемпионат мира-2020 и стать завершением сезона. Пандемия эти планы смешала, чемпионат был отменен, однако отказываться от награждения лауреатов сезона ISU не стал, опубликовав в пятницу вечером списки претендентов — по три имени в каждой из номинаций.

Выходу на финишную прямую предшествовала довольно вялая попытка раздуть вокруг предстоящего торжества скандал: ни в одну из номинаций не попала олимпийская чемпионка и чемпионка мира-2019 Алина Загитова, которая изначально была представлена сразу в трех категориях (самый ценный спортсмен, лучший костюм, лучшая программа). С одной стороны, все логично: Алина объявила о приостановке карьеры в декабре, причем, сделала это, мягко говоря, не слишком продуманно в плане собственного имиджа: озвученная в стиле первого российского президента Бориса Ельцина позиция («Я устал, я ухожу» полностью исключала чью-то вину в том, что сезон одной из самых ярких фигуристок мира получился оборванным. Соответственно и делать реверансы в сторону спортсменки было уже ни к чему.

С другой стороны, в номинации «Программа» осталась Евгения Медведева, которая точно так же, хоть и не по своему желанию, пропустила все основные старты, поэтому у болельщиков Алины были все основания посчитать любимицу ущемленной в правах.

В остальном никаких острых моментов не случилось: тройки номинантов оказались именно такими, как заранее неоднократно предсказывали в своих прогнозах болельщики, тренеры и журналисты. Однако элемент тайны Международный союз конькобежцев все-таки оставил за собой, объявив, что имя лауреата в номинации «Легенда» будет озвучено лишь в ходе церемонии. Почему — понятно: седьмая номинация — единственная, где выбор делается не путём голосования, а решением ISU

В конце марта, когда уже стало известно о том, что монреальский чемпионат, а с ним и церемония ледового Оскара в назначенные сроки не состоится, а, возможно, не состоится вообще, сайт RT дал свой вариант лауреатов. В том числе в седьмой номинации. Там, в частности, было написано:

«Мининум две позиции из трех должны быть заняты российскими тренерами. Это Тамара Москвина и Татьяна Тарасова. У одной — четыре золотых и четыре серебряных медалей, завоеванных учениками на Олимпиадах в парном катании, у второй - семь высших олимпийских наград.  Москвина в свои 78 привела к титулу чемпионов Европы Бойкову и Козловскому, подарив надежду всем российским любителям парного катания. Сама Тарасова вошла в историю не только как тренер и уникальный постановщик, но и как человек,  причастный к подготовке множества великих иностранных звезд. Хотя в Канаде многие  склонялись к тому, что на домашнем чемпионате мира в Монреале эта номинация должна быть присуждена «своей» звезде - четырехкратному чемпиону мира Курту Браунингу.  Реагировать можно по-разному. Мы же назовем этот выбор политическим и порадуемся, что он не состоялся...»

Может ли случиться, что решение ISU в части легенд останется неизменным и имя канадского одиночника действительно будет названо в заключительной  категории? Вполне, хотя присутствие Браунинга среди претендентов в легенды фигурного катания — это само по себе некий абсурд. Куда меньше вопросов (если говорить о спортсменах) вызвало бы выдвижение в легенды пятикратной американской чемпионки мира Мишель Кван, олимпийского чемпиона и четырехкратного чемпиона мира Скотта Хэмилтона, создавшего в свое время в партнерстве с IMG грандиозный ледовый коллектив Stars on Ice или канадского одиночника Толлера Крэнстона, перевернувшего в свое время представление о том, каким должно быть мужское одиночное катание.  А ведь есть еще единственная из ныне здравствующих двукратная олимпийская чемпионка Катарина Витт (которая помимо этого четырежды побеждала на мировых первенствах). Если же брать шире,  в тренерском цехе, помимо Тарасовой и Москвиной, упоминания, безусловно, заслуживают все те, кто безо всякой привязки к национальности внес колоссальный вклад в развитие своего вида спорта: Ютта Мюллер, Алексей Мишин, Фрэнк Кэролл, двукратный олимпийский чемпион и пятикратный чемпион мира Дик Баттон, проводивший на протяжении 25-ти лет чемпионаты мира среди профессионалов, наконец, Том Коллинз, первым реализовавший в фигурном катанию идею грандиозных чемпионских шоу. И как из этого многообразия реальных легенд выбрать  кого-то одного?

Реверанс в сторону Браунинга, сделанный (по словам источника в ISU) под монреальский чемпионат, был понятен: церемонию планировалось провести на одной из самых знаменитых арен - 20-тысячном стажионе «Монреаль Канадиенс» при большом внимании канадских зрителей, спонсоров и телевидения, которые наверняка хотели видеть в финальной, завершающей номинации свою «домашнюю» звезду. Перевод мероприятия в онлайн сразу высветил целый ряд нюансов.

Стоит заметить, что седьмая номинация — совершенно особенная. В ней, как уже было сказано,  нет голосования, есть только достаточно необъективный выбор в том плане, что выделить одну кандидатуру из перечисленных выше — это крайне непростая задача: всегда найдутся те, кто будет считать любой из вариантов неправильным и вопиюще нес праведливым. Второй важный момент заключается в том, что предстоящая церемония в этом году — дебютная. То есть именно она закладывает в историю некие принципы. Справедливости — в том числе.

Даже удивительно, что никому из организаторов не пришел в голову тот факт, что «Легенду» вообще не слишком правильно выбирать каждый год наравне с лучшим спортсменом или тренером сезона, ведь речь идет не о сиюминутных героях и чемпионах, а о легендарных личностях вне времени и национальности вне зависимости от того, жив человек, или ушёл из жизни. Возможно, в этой связи логичнее было бы вести речь не о конкретном персонаже, а о неком пантеоне великих. Чтобы этот выбор, который, уверена, поддержали бы очень многие,  лёг краеугольным камнем в основание ледового Оскара. Возможно, кстати, стоило бы обязать организаторов всех последующих чемпионатов мира поднимать флаги с именами легенд под крыши дворцов, подобно тому, как в хоккее поднимают под потолок майки с именами звезд.

Сейчас же даже интересно, чем все закончится. Если Браунинг действительно станет первой из «легенд», это вполне может обернуться для ISU ещё одной головной болью, поскольку развязывает руки организаторам любых последующих мировых первенств.  Почему бы тогда тем же французам не требовать Оскара для Алена Жилетти или Филиппа Канделоро, швейцарцам — для Дениз Бильманн и Стефана Ламбьеля, испанцам — для Хавьера Фернандеса, а японцам — для Юдзуру Ханю?

Хотя в случае с Ханю, учитывая «кассовость» его имени, впору уже сейчас требовать включения фигуриста минимум в пять номинаций из семи.

Но станет ли от этого ледовый «Оскар» престижнее?

2020 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru