Ирина Роднина: «НАС НЕ УЧИЛИ ЦЕНИТЬ СВОЙ ТРУД» |
|
Фото © Сергей Киврин,
Ирина Роднина и Александр Зайцев |
Всю свою спортивную жизнь она была символом. Вернее,
мы, зрители, видели в Ирине Родниной символ. Образ несокрушимого
советского спортсмена, в который идеально вписывались ее неизменные
победы, слезы на пьедестале под звуки советского гимна. А она, откатавшись
в очередной раз, на вопрос ждущих чего-либо «патриотического»
журналистов: «Ваши первые мысли после победы?» - отвечала:
«Снять коньки». И, закрывшись в гостиничном номере, опускала
ноги в горячую ванну, чтобы хоть чуть-чуть размягчить въевшиеся
в кости пальцев мозоли.
Сколько же раз она пыталась нарушить этот идеальный
облик? Ушла от тренера. Развелась, чего «символу» делать
уж вовсе не полагалось. Перестала появляться на соревнованиях, «утонув»
в собственной семье. И, наконец, уехала со всей семьей в США, дав
новый всплеск затихнувшим было вокруг ее имени сплетням и разговорам.
Вот тогда-то все и вспомнили ее слезы на пьедестале. По нашим-то
понятиям, символ не должен так поступать, на то он и символ. А она
счастлива. Абсолютно.
- Ирина, вы уже почти два года в Америке. Контракт, помнится, был
на три...
- Мне почти сразу же после приезда предложили подумать о том, чтобы
пересмотреть этот срок. Дело в том, что в местечке Лейк-Эрроухед, где
я работаю, три года назад был создан тренировочный центр, который
задумывался как международный круглогодичный лагерь. И организаторы
заинтересованы в том, чтобы там работало как можно больше тренеров
из всех стран. Так и получилось. Туда приезжала Юта Мюллер, регулярно
наведывается Карло Фасси. Тренируются фигуристы со всего мира.
- Сколько же спортсменов в вашей группе?
- Постоянной группы у меня нет. Иногда спортсмены приезжают раз
в году, на лето. Некоторые проводят здесь 2-3 недели, некоторые
2-3 дня - приезжают лишь для того, чтобы поставить программу или
потренироваться в высокогорье.
- Поставить программу? За два-три дня?
- В Америке вообще вся система подготовки построена так, что львиную
долю времени спортсмен работает самостоятельно. Но за те деньги,
которые платит тренеру, старается получить от него максимум информации.
Программа ставится в очень сжатые сроки, и доводит фигурист ее сам.
Я работаю с каждым спортсменом по 20 минут. И для меня первое время
такая система казалась дикостью.
- Могу себе представить. Теперь понятно, почему у Карло Фасси всегда
было такое количество учеников. А я, помню, удивлялась - как это
у него на всех находится время.
- Кстати, Фасси мне рассказывал, что как-то ночью ему позвонили
домой, в Италию, он вскочил, расшвыривая многочисленных кошек и
собак, кинулся к телефону и услышал полный ужаса голос Юты Мюллер,
которая приехала в наш центр: «Карло, что мне делать? Тут в
день проходит 13 человек. Да за всю мою карьеру у меня столько не
было...».
- Такая система, на ваш взгляд, более перспективна?
- Трудно сказать. Но здесь так принято. Допустим, шаговую технику
фигурист изучает у одного тренера, прыжки - у другого. Ученик не
привязан к тренеру, более самостоятелен. Когда я выступала сама,
то еще застала время, когда соревновались спортсмены. Потом начали
соревноваться тренеры. На лед выходили дрессированные дети 13-15
лет, и расстановка мест зависела лишь от того, у кого из их наставников
больше связей и влияния в спорткомитете.
- Это понятно. В конце концов наш тренер получает зарплату именно
за то, что у него катается тот или иной спортсмен, а не за то, что
он сам по себе классный специалист. Поэтому уход ученика и становится
трагедией.
- Для самого спортсмена тоже. Я по себе помню, как долго не могла
решиться уйти от Жука и как болезненно переживала свой уход. Хотя
была уже далеко не в детском возрасте. И когда мы с Зайцевым начали
тренироваться у Тарасовой, я чувствовала каждой клеточкой, что таких
связей между ней и мной, какие были между мной и Жуком, нет. Она
болела за нас, но совсем не так, как болеет тренер за выращенного
ученика.
- В Америке у вас не возникает проблем с языком?
- На катке - нет. У нас своя терминология, все можно показать, иногда
хватает жеста. В обычной жизни сложнее. Правда, уже давала интервью
телевидению. А в первое время чувствовала себя просто животным:
понимаю, а сказать в ответ ничего не могу. К языку ведь надо сначала
прислушаться. У детей этот процесс идет гораздо быстрее. Правда,
у моей младшей - Аленки - в голове сейчас путаница из русских и
английских фраз. Да и Саша частенько вставляет в разговоре английские
слова, потому что иногда просто не знает, как сказать по-русски,
и начинает объяснять мне на пальцах. Или со словарем.
- Он тренируется?
- Играет в хоккей. Пока мы с мужем были в Москве, звонил каждый
день. Они оставались с няней - я ее вызвала из Москвы на время нашего
отсутствия, так настолько заморочили ей голову, что в школу два
дня не ходили - «заболели». Дети есть дети.
- С учебой у Саши проблем не возникает?
- Нет. Если сравнить систему обучения здесь и у нас, то наша, пожалуй,
посложнее. Здесь учеба более прикладная, подолгу изучаются какие-то
разделы, темы. Очень серьезные знания дают в области живописи, музыки.
Но все это - в очень интересной форме. Даже в математике. Если дело
касается секунд, минут, то все примеры с последних Олимпийских игр
- того, что дети смотрят по телевизору. Задачи не абстрактные -
в одну трубу вливается, в другую выливается, а конкретные: из Лос-Анджелеса
вышла машина такой-то марки, которая может ехать с такой-то скоростью,
потому что у нее четырехцилиндровый двигатель...
- У вас собственный дом?
- Нет. Мы снимаем часть дома с отдельным входом. Меня это очень
устраивает, потому что все необходимые работы - ремонт, уборка улицы
- проводятся централизованно. Да и расположен он близко от катка,
от магазинов, от стоянки школьного автобуса. Я это оценила прошлой
зимой, когда за одну ночь выпало почти полтора метра снега, и целую
неделю люди не могли даже выбраться из домов - протаптывали тропинки
к продуктовому магазину.
- Во сколько начинается ваш рабочий день?
- По-разному. Летом первая тренировка в шесть утра. У нас попробуй
скажи спортсмену, что так рано надо прийти и катать произвольную
программу. В 10-11, не раньше. Да и у меня не укладывалось в голове,
что так можно. Оказалось - вполне. Деньги-то заплачены.
- И сколько стоит двадцатиминутный урок Ирины Родниной?
- 25 долларов. Я - дорогой тренер.
- Ну вы это право заработали.
- Да, но ведь мои титулы не работают за меня на льду. Видимо, критерий
несколько иной. В этом году у нас в центре тренировались фигуристы
из Южной Кореи, Японии, Тайваня, Австрии, Швеции, Мексики, Канады
и США - само собой. Многие приезжают именно ко мне.
- Если не считать тех, кто тренируется в центре, то вы чаще наблюдаете
за фигуристами-профессионалами?
- Да. Меня четыре года подряд приглашали судить чемпионаты мира.
- И как впечатление?
- Потрясающее. С любительскими соревнованиями не сравнить. Ведь
это - уникальная возможность увидеть сильнейших фигуристов разных
лет. Даже тех, которые никогда не встречались между собой на любительском
уровне. Взять последний чемпионат: Бойтано - высокий, мощный, с
фантастически сложными прыжками, чистейшими приземлениями... Все
судьи, а среди них были ведущие тренеры мира - Фасси, Целлер, -
в один голос говорили, что равных ему в мире сегодня нет. И тут
же - Казенс, без сложных элементов, но потрясающе элегантный, обаятельный.
А между ними - крохотный Хэмилтон. Ни фигуры, ни лица, но столь
виртуозная техника конька, что это заворожило всех, и судей в том
числе.
Профессиональный спорт - это совсем другой мир, загадочный.
Вроде и не катается никто столько, сколько катались раньше. Могут
на тренировках дурака валять, срывать элементы, но вышел на лед
перед судьями - и творит невообразимое. Это и есть профессионализм
- показать все, что умеешь, именно тогда, когда надо.
- Я слышала от тех, кто был на чемпионате, что и Дениз Бильман,
которая уже десять лет выступает в профессиональном спорте, могла
бы вполне выступать на Олимпийских играх, но ведь она была лишь
второй, за американской фигуристкой.
- На мой взгляд, ее манера катания никогда не была красивой. Интересной
- да. Но в Америке существуют свои законы. Прежде всего, зрители
хотят видеть красивую женщину, красивые движения, нормальные по
сложности прыжки. И не страшно, если сложности недостает. Ведь это
- женщина.
- По вашей логике, Водорезова никогда не смогла бы стать первой
в Америке.
- Ну почему? Просто тогда надо быть на две головы выше остальных
в технике. То же самое было, когда каталась я. Не могу сказать,
что наши программы были очень гармоничны и красивы. Но мы настолько
превосходили соперников по силе, четкости, что с нами ничего не
могли сделать.
- Сами на лед больше не выходите?
- Если не учитывать, что на коньках я провожу целый день, то нет.
В прошлом году, правда, попросили принять участие в показательных
выступлениях, которые традиционно проводятся у нас в центре. Средства
идут в специальный фонд на поддержку фигуристов-любителей.
- В Москву совсем не тянет?
- Меня тянет к тем людям, которых я здесь оставила. В сорок лет
менять привязанности очень тяжело. Работать? Наверное, нет. Так,
как я работала когда-то, уже нет условий. Так, как я работаю сейчас,
- их нет тем более. Мы не столько материально, сколько морально
не готовы к тому, что за все в этой жизни надо платить. За каждый
шаг ребенка на льду, за работу тренера. Привыкли фанатично пахать,
вспоминая о деньгах тогда, когда дома нечего было есть.
- И насколько легко вам далась психологическая перестройка?
- Первое время я просто не могла себя заставить предъявить счет
ребенку. Это было страшно мучительно. Ведь каждый, с кем я работала,
становился немножко «своим». И выписывать счет... Это
было выше моих сил. В конце концов тренеры заметили, как я мучаюсь,
стали учить, как вести всю эту бухгалтерию. Потом мне даже смешно
стало - вспомнила, сколько исписала журналов за пять лет работы
тренером. Здесь же - только счета подписываю. Но для сознания советского
человека это непостижимо. К нашему стыду. Потому что нас этому никогда
не учили - ценить свой труд.
1992 год
|