В истории танцев на льду еще не было случая, чтобы
одна и та же пара дважды выиграла Олимпийские игры. Но именно это
собираются сделать в Нагано олимпийские чемпионы Лиллехаммера Оксана
Грищук и Евгений Платов.
|
Фото © Reuters
на снимке Оксана Грищук и Евгений Платов |
ЯНВАРЬ 1994. КОПЕНГАГЕН
Один из наиболее памятных скандалов в танцах случился
на чемпионате Европы-94, когда в любительский спорт, чтобы принять
участие в Олимпийских играх, вернулась большая компания профессионалов
- олимпийских чемпионов: Брайан Бойтано, Виктор Петренко, Наталья
Мишкутенок - Артур Дмитриев, Екатерина Гордеева - Сергей Гриньков,
Катарина Витт и легендарный танцевальный дуэт Джейн Торвилл - Кристофер
Дин. Но если в трех, так сказать, спортивных видах программы чемпионат
Европы был для участников не более чем репетицией, то в танцах судьба
олимпийской медали на 99 процентов решалась уже в Копенгагене: судьи
(и даже в большей степени члены Международного союза конькобежцев)
должны были заранее определить, на кого делать главную ставку. Еще
не было случая, чтобы пара, ставшая в олимпийском году чемпионом
Европы, не выиграла затем Олимпиаду.
Возвращение Торвилл и Дина многие специалисты встретили
в штыки.
«В танцах ни одна из пар, сколь бы гениальна она не
была, никогда не побеждала на Играх дважды. И допустить такое было
бы катастрофой для всех, - говорила в Копенгагене Елена Чайковская,
выводившая в 1976-м на верхнюю олимпийскую ступень Людмилу Пахомову
- Александра Горшкова, затем, в 1980-м, Наталью Линичук - Геннадия
Карпоносова. - В этом виде программы нет четких критериев оценки
- значит, все решает банальное «понравилось - не понравилось».
А на пьедестал стоит нетерпеливая очередь. Позволить какому-либо
дуэту повторить олимпийский успех - значило бы затормозить движение
этой очереди на четыре года!»
Согласно очереди, в Лиллехаммере (а значит, и в
Копенгагене) должны были выиграть чемпионы Европы и мира предыдущего
года Майя Усова и Александр Жулин. Для них это были уже третьи Игры,
и, по общему мнению, гулявшему в кулуарах, было бы верхом несправедливости
отдать победу кому-то другому. Все шло по сценарию. После того,
как Усова и Жулин, лидировавшие после исполнения двух обязательных
и оригинального танцев, откатали произвольную программу, а следом
то же самое сделали Торвилл и Дин, на табло зажглась окончательная
расстановка в пользу России.
Но чемпионами Европы-94 Усова и Жулин успели побыть
немногим более пяти минут. Ровно столько понадобилось Оксане Грищук
и Евгению Платову, чтобы откатать свой произвольный танец. А судьям
- чтобы большинством голосов поставить их на первое место.
На жаргоне фигурного катания такое называется «прорезать».
Суть манипуляции заключается в том, что если при определенном соотношении
судейских голосов в оценке первых двух пар выставить высший балл
за произвольную программу тем, кто в общем зачете идет на третьем
месте и ни при каком раскладе уже не может достать лидеров, то срабатывает
комбинация цифр, в результате которой третья пара становится второй,
вторая - первой, а первая… опускается на третью ступень.
После того,
как семь арбитров из девяти поставили Грищук и Платова на первое
место, наибольшее количество вторых мест (по числу которых и определяется
в фигурном катании судьба серебряных медалей) оказалось у Торвилл
и Дина. Этого было достаточно, чтобы в общем зачете именно они стали
чемпионами Европы.
Точно такая же история (причем именно с Усовой
и Жулиным) случилась на предолимпийском чемпионате мира-91 в Мюнхене.
Там они уверенно шли на первом месте, имея лучшие результаты в обязательных
и оригинальном танцах, но в финальном прокате, когда Усова и Жулин
в четвертый раз опередили основных соперников - брата и сестру Дюшене
- и уже принимали поздравления, судьи выставили высшие оценки Марине
Климовой и Сергею Пономаренко. Французы стали чемпионами, Усовой
и Жулину досталась бронза.
Игры-94 в Лиллехаммере Усова и Жулин проиграли
уже в Копенгагене. Именно там весь заинтересованный судейский мир
за судейскими оценками отчетливо увидел готовность арбитров к смене
чемпионов. Причем эта готовность стала очевидной отнюдь не в начале
соревнований: на протяжении первых трех танцев Грищук и Платова
не подпускали к лидерам, и именно поэтому они потеряли все шансы
на золото еще до исполнения танца, на который ими была сделана главная
ставка.
В Копенгагене выиграли Торвилл и Дин. Но Грищук
и Платов добились много большего, нежели серебра: на глазах у всех
(чего никогда не случалось в танцах в столь близкий к Играм срок)
вторая пара одной страны сменила первую.
ФЕВРАЛЬ 1994.
ЛИЛЛЕХАММЕР
Более удачной программы, чем произвольный танец
олимпийского сезона, у Оксаны и Жени до этого не было никогда. Рок-н-ролл
идеально ложился на темперамент партнерши, что производило феноменальное
впечатление. К тому же и на чемпионате Европы, и на Олимпийских
играх Грищук и Платову повезло с жеребьевкой: на лед они выходили
после всех основных конкурентов и непосредственно после Торвилл
и Дина.
Неистовый рок-н-ролл, наотмашь откатанный россиянами,
смотрелся вдвойне выигрышным именно в сравнении со строгой классикой
англичан. За месяц до Игр Торвилл и Дин сделали невероятное: они
почти полностью поменяли свой произвольный танец, на котором споткнулись
в Копенгагене. Однако то, что он окажется гораздо более сложным
и впечатляющим, судьям только предстояло понять. Зато они хорошо
помнили, кто победил в сравнении всего месяц назад. К тому же ISU
по-прежнему не собирался давать англичанам возможность сделать олимпийский
дубль. А значит, исход борьбы был предрешен по меньшей мере на 90
процентов.
Но даже будь он ясен на 99 процентов, все равно
главное слово оставалось за фигуристами. Ждать, что Грищук и Платов
откатаются столь же вдохновенно, как это было сделано в Копенгагене,
было наивно: вокруг льда витало такое напряжение, что, будь оно
электрическим, лед должен был бы обуглиться. Но на этом льду Оксана
и Женя катались так, как не катались до этого никогда в жизни.
- Я ничего не помню, - сказал Платов после награждения.
- Кроме того, что все время боялся промахнуться руками мимо рук
Оксаны.
Как им кричали с трибун, было слышно даже по телевизору
в пресс-центре: «Первые! Вы - первые!». А по шевелящимся
губам Оксаны читалось: «Нет… Нет…». И ручьем лились слезы.
На следующий день по дороге с катка, где победители
и призеры уже готовились к показательным выступлениям, Линичук вдруг
с нескрываемым торжеством сказала ученице: «Наконец-то я доказала
тебе и твоему бывшему тренеру, кто такая Линичук!»
ЭЛИТА
Выдающихся тренеров в любом виде спорта всегда
можно было пересчитать по пальцам. В танцах долгое время на олимпийсмком
уровне их было всего двое - Елена Чайковская и Татьяна Тарасова.
Они определяли политику, моду на льду и за кулисами.
Вне конкуренции, пожалуй, всегда были лишь Пахомова
и Горшков. Вплотную за ними тарасовские Ирина Моисеева и Андрей
Миненков не на жизнь, а на смерть бились с Линичук и Карпоносовым.
Под конец своей карьеры Моисеева - Миненков ушли к совсем тогда
молодой Наталье Дубовой. И хотя чемпионами у нее они так и не стали,
именно с ними Дубова вошла в число избранных.
Игры-88 впервые стали золотыми для Тарасовой. Но
за чемпионами - Натальей Бестемьяновой и Андреем Букиным - ждали
своей очереди дубовские Марина Климова - Сергей Пономаренко и Усова
- Жулин. За год до Игр-92 Климова и Пономаренко перешли к Тарасовой
и стали олимпийскими чемпионами уже у нее.
После Альбервилля Тарасова оставила спорт (еще
раньше от танцев отошла Чайковская). А у Дубовой вплотную к лидерам
подобрались Грищук и Платов. Оксана за два года до этого перешла
к тренеру из группы Линичук.
Тогда, естественно, никому и в голову не могло
прийти, что пройдет еще два года, и в Лиллехаммере Грищук и Платова
будет выводить на лед все та же Линичук, которая стремилась любой
ценой пробиться в элитную тренерскую группу. Правда, после ухода
Грищук, сама она говорила: «Я никогда не возьму Оксану обратно.
Предательства не прощают».
В танцах прощают многое. Если, конечно, овчинка
стоит выделки. Обиды остаются, что называется, для внутреннего пользования.
Как, например, до сих пор у Дубовой осталась память о том, как много-много
лет назад от нее, начинающей, к Чайковской ушла Линичук («С
вами у меня нет перспективы. А Елена Анатольевна сделает из меня
чемпионку»).
По другому, наверное, нельзя. Как однажды кто-то
пошутил, тренеров по танцам можно выбирать в родильном доме. Потому
что рождаться они должны уже с зубами.
ОКСАНА
«Я начинала кататься в Одессе у Валентины
Касьяновой. Вскоре моей маме сказали, что, если я собираюсь тренироваться
серьезно, лучше делать это в Москве: там больше шансов пробиться.
Мама бросила работу, и мы поехали в Москву искать тренера. Так я
оказалась у Елены Александровой. Четыре года провела в одиночном
катании, потом меня заметила Линичук. Именно у нее я впервые встала
в пару с Александром Чичковым, с ним же впервые стала чемпионкой
мира среди юниоров.
А потом у нас все разладилось. К тому же Линичук
стала уделять большую часть времени другой своей паре, не скрывая,
что собирается сделать победителями следующего юниорского чемпионата
именно ее. Тогда я впервые задумалась о том, чтобы сменить тренера.
И в августе 1989-го начала кататься у Натальи Дубовой с Платовым,
который к тому времени был уже трехкратным чемпионом мира среди
юниоров.
Тренироваться у Дубовой приходилось по три раза
в день - мы не хотели пропускать сезон. Я, можно сказать, жила в
«Сокольниках»: между тренировками спала на одном из диванов
в раздевалке, у батареи. Выходила на улицу только для того, чтобы
поесть в парке. На чемпионате Европы-92 мы стали третьими, на Играх
в Альбервилле заняли четвертое место, потом третье - на чемпионате
мира. Потом Дубова решила уехать в Америку, билеты, в том числе
и для Жени, были уже куплены, но мы решили остаться. Потому что
понимали: до Лиллехаммера Усова и Жулин будут оставаться для Дубовой
главной парой. И кроме как к Линичук идти нам было некуда.
Первый серьезный конфликт случился в начале олимпийского
сезона-94. Линичук была категорически против того, чтобы произвольным
танцем у нас был рок-н-ролл. Более того, эту музыку она отдала Анжелике
Крыловой и Владимиру Федорову, хотя по всем неписанным правилам
музыку всегда выбирает первая пара, а потом уже все остальные. Но
в Лиллехаммере, естественно, все успело забыться. И когда я услышала
ту самую фразу насчет «доказать», со мной был шок. Услышать
такое от человека, ближе которого в тот момент, как я считала, у
меня нет никого в жизни!
А еще спустя некоторое время Линичук сказала, что
мы с Платовым должны уйти. В профессионалы».
МАРТ 1995.
БИРМИНГЕМ
Слезы капали прямо в чашку с капуччино. Оксана
вздрагивала плечами и полуговорила - полушептала: «Если понадобится,
я буду ползать на коленях, но уговорю Наталью Владимировну не отказываться
от нас, дать возможность подготовиться к Нагано. Я не хочу уходить!»
На чемпионате Европы-95 в Дортмунде олимпийские
чемпионы не выступали. На то была веская причина - обострившаяся
травма колена у Платова. Отсутствие сильнейших предоставило великолепный
шанс второй паре линичук, дебютентам чемпионата Анжелике Крыловой
и ее новому партнеру Олегу Овсянникову, с первого захода попасть
в призеры. Что они и сделали.
А на пресс-конференции, куда свежеиспеченные
лауреаты пришли прямо в коньках, тренер во всеуслышание объявила: «Бронза - это всего лишь бронза. Наша цель - Олимпийское золото.
За него мы втроем и будем бороться в Нагано».
В зале повисла гробовая тишина: при наличии в группе
Линичук олимпийских чемпионов, которые тогда вроде как и не собирались
никуда уходить, заявление воспринималось странно.
«Как вы не понимаете? - растолковывала мне
Чайковская. - Наташа - тренер. Тем более, работает в Америке, где,
как нигде, важен послужной список. Будь Грищук и Платов хоть двадцать
раз чемпионами - это только одна пара. Сделанная к тому же в гораздо
большей степени другим тренером - Дубовой. Совсем другое дело Крылова
и Овсянников. Если Грищук и Платов уйдут, Анжелика с Олегом гораздо
быстрее выбьются в лидеры. И это будет действительно пара Линичук.
Понимаете разницу?»
На чемпионате мира-95 в Бирмингеме разница заключалась
в том, что Грищук и Платов стали первыми, а Крылова - Овсянников
- пятыми. Там же чемпионы действительно заявили о том, что уходят.
А на следующий день у нас с Оксаной и состоялся тот разговор в кафе.
- Только не пишите об этом, - Оксана умоляюще посмотрела
ни диктофон. - Если напишете, нам будет просто некуда идти. - И
она снова тихо заплакала.
Глядя на нее, я вспоминала виденные мною слезы
фигуристов. Как, проиграв Грищук, билась в истерике в Лиллехаммере
Майя Усова. Так же она плакала и в Альбервилле. Только ее обидчиками
тогда были Климова и Пономаренко. Слезы Климовой я видела в 1991-м.
Она плакала из-за Усовой. Из-за того, что их общий тренер - Дубова
- стала уделять куда больше внимания Майе и Саше, дав понять остальным,
что ее фаворитами стали другие. Собственно, поэтому Климова - Пономаренко
ушли к Тарасовой. Единственному человеку, кто не побоялся тогда
взять к себе опальных чемпионов, зная, что не имеет права проиграть.
Словно услышав мои мысли, Грищук сказала:
- Тарасова никогда не согласится. У нее - театр…
Написать об этом разговоре я не могла долго. Грищук
и Платов остались в любительском спорте - и по-прежнему занимались
у Линичук. Других тренеров просто не было. Кроме олимпийских чемпионов,
Линичук выводила на лед Крылову - Овсянникова, Ирину Лобачеву -
Илью Авербуха, украинцев Ирину Романову - Игоря Ярошенко плюс консультировала
еще несколько иностранных пар. Это было выгодно, потому что обеспечивало
российским дуэтам суддейскую поддержку этих стран. Вряд ли тогда
Линичук посчитала опасным для себя возвращение в любительский спорт
Татьяны Тарасовой - та согласилась стать консультантом Ильи Кулика.
Но в конце 1996 года Грищук и Платов к Тарасовой
все-таки ушли.
ЯНВАРЬ 1997. ПАРИЖ
24 января 1997 года они во второй раз в жизни стали
чемпионами Европы. Еще до начала соревнований все понимали, что
поражение будет означать для Грищук и Платова конец карьеры.
Для того, чтобы фигуристы вообще не попали в команду,
в Москве было сделано все. Их имен не было в предварительной заявке
- федерация мотивировала это тем, что Грищук и Платов не выступали
в отборочном чемпионате России. Истинная причина была иной: Тарасова
никогда не пользовалась особым расположением руководства федерации
фигурного катания России, где к тому времени Линичук во многом диктовала
условия. К тому же федерация ничего не теряла: в отсутствие олимпийских
чемпионов европейский чемпионат все равно должна была выиграть российская
пара.
Если бы Линичук оказалась более предусмотрительной
и выставила Крылову и Овсянникова на чемпионате России, убрать бывших
учеников с дороги к золоту ей не составило бы ни малейшего труда.
Но Анжелика с Олегом тоже проигнорировали отбор. А в очной борьбе
на чемпионате Европы в Париже Грищук и Платов оказались на голову
выше всех.
Произвольный танец на восточные мелодии фигуристы
ставили себе сами. Лишь однажды обратились к профессиональному постановщику-арабу.
Та консультация продолжалась ровно час. Но, видимо, все в жизни
случается к лучшему. Оставшись в одиночестве, Грищук и Платов были
просто вынуждены вывернуться наизнанку.
Незадолго до этого во время довольно крупных соревнований
Чайковская удрученно говорила: «Мне кажется, танцы зашли в
абсолютный тупик». В Париже на тренировке Грищук и Платова
она сказала: «Такого уровня мастерства мне видеть еще не приходилось».
Действительно, если олимпийский рок-н-ролл был
поставлен таким образом, чтобы бешеным темпом музыки и движений
скрыть все технические недоработки (и это удалось блестяще), то
новый танец столь же гениально подчеркнул все технические достоинства
пары, главное из которых заключалось в безупречном, еще дубовской
школы, владении коньком.
Но тогда же Бетти Калауэй, тренер Торвилл и Дина,
сказала: «При такой технике можно делать на льду потрясающие
вещи. Вот только я не представляю, сколь гениальным должен быть
постановщик, чтобы через год создать танец лучше, чем этот. Иначе
на Играх у Грищук и Платова могут быть проблемы».
ФЕВРАЛЬ 1998.
НАГАНО
Во Франции танцевальные чемпионаты фигуристов уже
давно проводятся отдельно от остальных видов. Видимо, французы одними
из первых поняли, что спортивные танцы - это в большей степени театр,
нежели спорт. Это действительно театр, со всеми вытекающими последствиями:
зрелищностью, феерическими костюмами, страстями и закулисной грязью.
Не случайно именно в этом виде программы понятие «работа с
судьями» имеет совершенно особые смысл и значимость.
Что будет в Нагано? Собственно, ничего гового.
Будут три дуэта, на равных заслуживающие высших наград. Грищук
- Платов, Крылова - Овсянников. Плюс - канадцы Шэ-Линн Бурн - Виктор
Краатц. Последние уже несколько лет тренируются у Дубовой.
Кстати, впервые увидев канадцев в Лиллехаммере
(там Бурн и Краатц заняли всего лишь десятое место), Тарасова, не
задумываясь, сказала: «Даю рупь за сто, что это катаются следующие
олимпийские чемпионы».
Вот только тогда Тарасовой вряд ли могло прийти
в голову, что одним из наиболее заинтересованных лиц в Нагано будет
она сама. И ее паре, которая будет пытаться выиграть Олимпиаду во
второй раз, в Японии придется гораздо тяжелее, нежели остальным.
Потому что остальным, по большому счету, терять там абсолютно нечего.
1998 год
|