Елена Валова: «САМОЕ СТРАШНОЕ - НЕИЗВЕСТНОСТЬ» |
|
Фото © H.R.Abrams,
на снимке в центре Елена Валова - Олег Васильев, 1984 год |
Есть в фигурном катании одна несправедливая, на
мой взгляд, странность. Сколь бы знаменитыми и талантливыми ни были
те, кто выступает в дуэтах, они все время обделены поодиночке. Слава
- пополам, интервью - только вдвоем. Даже в протоколах, репортажах
и нашем, зрительском, восприятии стереотипно существует неделимое
целое: РОДНИНАЗАЙЦЕВ, ГОРДЕЕВАГРИНЬКОВ, ВАЛОВА...
А интересно, назови
я вот так одну фамилию, многие бы сразу вспомнили, что речь - об
олимпийских чемпионах Сараева и серебряных призерах Калгари Елене
Валовой и Олеге Васильеве?
Тем не менее именно так. Но собеседница
одна - Елена. И как не подумать о случайностях нашей жизни, если
встретились мы в тот самый единственный день, что Лена провела в
родном Санкт-Петербурге проездом с одних профессиональных гастролей
на другие. Гастролей, которые и составляют ее жизнь в последние
восемь лет
- Лена, сейчас, когда ваши коллеги-профессионалы
кто возвратился в любительский спорт, кто подумывает об этом, у
вас не возникает мысль: «А ведь и я могла бы...»?
- Нет. Мы с Олегом уходили из спорта настолько измочаленными, что
ни о каком возвращении не могло быть и речи.
- И оказались в профи одними из первых советских фигуристов?
- Первыми. Из абсолютно благоустроенной жизни, где не надо было
думать ни о каких житейских проблемах - только катайся, - попали
в полную неизвестность. Кстати, самой большой нашей ошибкой, по
мнению американцев, было то, что мы не ушли сразу после победы в
Сараеве, а продолжали кататься еще четыре года. Цена олимпийского
чемпиона в профессиональном шоу совсем иная, нежели серебряного
призера.
- Понимаю, что о прошлом жалеть глупо, но тогда вы тоже жалели,
что ушли после того, как проиграли свою вторую Олимпиаду?
- А я до сих пор считаю то наше второе место колоссальным достижением.
Думаю, что перед Калгари на нас вообще никто не рассчитывал и меньше
всего - мы сами. У меня была травма голеностопа, которую врачи довели
до того, что в ноге просто образовалась открытая дыра. Я долго не
могла ходить, за несколько месяцев до Игр встала на коньки, а тройной
прыжок, который должна была делать в произвольной программе, первый
раз после болезни попробовала только за три дня до старта в Калгари.
При таком состоянии и при таких соперниках, как Катя Гордеева и
Сергей Гриньков, рассчитывать на победу было абсолютно нереально.
Но ведь не объяснишь это американским менеджерам! Там все предельно
просто: или ты - олимпийский чемпион, или, простите, никто, даже
если речь идет о чемпионе мира. Рекламируют только первых. Тогда-то
я поняла еще одну вещь - что нам необыкновенно повезло в спорте:
мы-таки добились высшего звания.
- Кто же рекламировал вас?
- Персональных рекламных контрактов у нас нет до сих пор, хотя в
профессиональном спорте такие контракты имеют многие. Но о фигуристах
в Америке постоянно пишут, постоянно показывают по телевизору все
турниры и показательные выступления. Естественно, и трибуны забиты
до отказа.
- И что было самым сильным первым впечатлением?
- Свобода. Полное отсутствие какого-то психологического напряжения,
мол - надо, надо, надо... И досадное ощущение своей собственной
серости: мы же не знали самых элементарных вещей - даже деталей
контракта, которые необходимо оговаривать в первую очередь. Нам
здорово помогала Тамара Николаевна Москвина - наш тренер, но и она делала какие-то ошибки: опыт-то и у нее с нами был первый.
- Сейчас у вас постоянный контракт?
- Ничего постоянного у фигуристов-профессионалов не бывает. Предложения
- если они делаются - поступают непосредственно накануне гастролей.
Помните знаменитое шоу Бойтано - Витт? Оно распалось, когда и Брайан,
и Катарина приняли решение еще раз попытаться выступить на Олимпийских
играх, и тогда же Бойтано сказал, что возвращается в любительский
спорт лишь на время. Но мне кажется, что даже если Бойтано выиграет,
то найти деньги на то, чтобы снова организовать свое шоу, ему будет
несоизмеримо труднее, нежели восемь лет назад. Что же касается нас,
то коллектив, в котором мы работаем сейчас, считается наиболее интересным
и престижным. Его владелец - Майкл Розенберг, и вместе с нами там
сейчас выступают олимпийские чемпионы Альбервилля в танцах Марина
Климова - Сергей Пономаренко, серебряные призеры и тоже ученики
Москвиной Елена Бечке и Денис Петров, Александр Фадеев, Владимир
Котин. Но эти гастроли рассчитаны на четыре с половиной месяца и
заканчиваются в апреле. Значит, потом - снова период вынужденного
бездействия, если не будут сделаны какие-то предложения.
- Могу представить, что чувствует спортсмен, когда после столь напряженной
работы вдруг остается не у дел.
- Думаю, что не можете. Это - ужас. Не знаешь, за что браться, на
что рассчитывать, где тренироваться дальше. В последний раз, когда
мы оказались без контракта на целых шесть месяцев, у меня был нервный
срыв: я без остановки плакала. И первый раз в жизни поняла, как
страшно остаться одной.
- А Олег?
- У него ведь своя жизнь, свой бизнес. Мы только партнеры на льду.
А спасло меня то, что тренер, который помогал нам в Америке работать
над программами, предложил мне помогать возиться с детишками в его
школе. Через какое-то время я уже начала всерьез задумываться о
том, чтобы закончить с катанием, но именно в этот момент и получила
очередное предложение. И, как ни странно, моментально вошла в форму.
- Но ведь гастроли закончатся и на этот раз.
- Теперь я точно знаю, что найду себе работу.
- Честно говоря, у меня плохо укладывается в голове, как можно найти
в себе силы браться за тренерскую работу после того, как испытал
на своей шкуре, насколько тяжело даются олимпийские победы.
- А мне интересно. И, как показывает практика, это в спорте самое
главное.
1994 год
|