Елена Чайковская: «НА ОДНУ ОЛИМПИАДУ НАС ЕЩЕ ХВАТИТ» |
|
Фото © Дмитрий Солнцев,
на снимке Елена Чайковская |
В редакцию «СЭ» знаменитый тренер по
фигурному катанию Елена Чайковская пришла в сопровождении двух учеников.
Своего ближайшего помощника, экс-чемпиона Европы Владимира Котина
- и очаровательной 17-летней Людмилы Нелидиной, которая перешла
в группу Чайковской лишь весной 2002 года.
ТАНЦЕВАЛЬНОЕ БЕЗВРЕМЕНЬЕ
- Вы много лет успешно работали с Марией Бутырской и литовскими
танцорами Маргаритой Дробязко и Повиласом Ванагасом. Не успели они
покинуть спорт, как вы стали консультировать российский танцевальный
дуэт Татьяна Навка - Роман Костомаров и вице-чемпиона Европы Александра
Абта, которых в Америке тренирует Александр Жулин. Зачем вам это
нужно?
- Я сейчас настолько увлечена занятиями с новой спортсменкой, что
не было ни малейшего желания искать работу с кем-то еще. Но когда
ко мне с просьбой о помощи обратились представители из других видов,
не конкурирующие с Нелидиной, отказывать не стала.
Абт мне был интересен всегда, поэтому работать с ним приятно. Что
же касается Навки и Костомарова, считаю эту пару нашим танцевальным
будущим.
- Вас не смущает, что Навке уже 27 лет, что она с 1995 года выступает
в чемпионатах Европы и мира и лучшего результата четвертого места
на европейском первенстве - добивалась, катаясь с другим партнером?
- Мне этот возраст солидным не кажется. И уж тем более не считаю,
что Таня достигла потолка. А главное, не вижу ни одной пары, с которой
нельзя было бы конкурировать. Опасение вызывают только американцы
Белбин - Агосто. Вот к ним надо отнестись внимательно. Тем более
что работает с этими танцорами Игорь Шпильбанд, наш тренер, что
само по себе мне не очень нравится.
Все остальное в танцах, я бы сказала, из категории «уже было».
Ни находок, ни ярких индивидуальностей. А Навка и Костомаров - спортсмены
как раз с огромной индивидуальностью. Роман - фантастический партнер,
что в танцах явление довольно редкое.
- А чего, на ваш взгляд, не хватает Абту, чтобы из хорошего фигуриста
стать выдающимся?
- Прежде всего умения делать на соревнованиях то, что блистательно
удается в тренировках. Саша - замечательный «катальщик».
Здорово чувствует конек, потрясающе движется, всегда интересен.
Но и только. За все время, что он выступает, я не видела ни одной
программы, где были бы использованы все его сильные стороны - великолепные
прыжки, музыкальность.
- Не так давно чемпион мира Илья Авербух сказал в интервью, что
они с Ириной Лобачевой остались в любительском спорте прежде всего
затем, чтобы почувствовать себя безоговорочными лидерами. Нельзя
не вспомнить при этом, как в 80-м, став олимпийскими чемпионами
в Лейк-Плэсиде, в спорте точно так же остались ваши ученики Наталья
Линичук и Геннадий Карпоносов. Но на первом же чемпионате Европы
не сумели даже войти в число призеров. Насколько велика вероятность
того, что нынешних чемпионов мира не постигнет подобная участь?
- Я бы не стала сравнивать. Лобачевой и Авербуху легче, чем было
Наташе и Геннадию, хотя бы потому, что равноценного лидера на сегодняшний
день в танцах нет. Это хорошо показали прошедшие этапы «Гран-при».
Молодым только предстоит «выскакивать». Для этого сейчас
самое подходящее время. А Илья с Ириной уже сложившиеся мастера.
И имеют полное право прожить этот год так, как хотят. К чемпионам
мира надо относиться с уважением.
ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛ
- За тренерскую карьеру вы видели сотни, тысячи
самых разных фигуристов. Кого из них могли бы назвать своим идеалом?
- У мужчин это, безусловно, Котин. Подобный дар отличал еще разве
что Толлера Крэнстона, но мне приятнее говорить о своем ученике.
Котину всегда мешала «школа». Он, как правило, оставался
в этой дисциплине девятым - одиннадцатым и выкарабкаться наверх,
как бы блистательно ни катал произвольную, было немыслимо. Что же
касается женщин... Если я назову Соню Хени, вы будете смеяться,
но тем не менее это так. Даже сейчас у нее есть чему поучиться.
Недавно пересматривала фильм «Серенада Солнечной долины» - и в очередной раз в этом убедилась. Такая музыкальность, такая
безмятежность катания...
Среди фигуристок более позднего времени я за Катарину Витт Она потрясающе
прыгала - чисто немецкая пунктуальность плюс мамина дрессировка
- и при этом была красивой на льду. Для того времени, конечно.
- Получается, каждого нового ученика вы стараетесь подтягивать к
собственному идеалу?
- Большей частью тренеру приходится работать с тем материалом, который
есть. И исходить из возможностей и таланта конкретного спортсмена.
Работа с Нелидиной, например, толкает нас - теперь я точно это знаю
- в сторону страшного технического прогресса в женском одиночном
катании. Этот прогресс уже не остановить. Хотя, видит Бог, я никогда
к этому не стремилась. Но Нелидина сама повела нас за собой. Идеал
в данном случае в том, чтобы добиться необыкновенной артистичности,
потрясающих программ, что, надеюсь, у нас впереди. Но уже сейчас
Люся заставляет нас считаться с тем, что у нее самая сложная произвольная
программа в мире, с которой она прекрасно справляется. Тройной аксель
Нелидина делает с чистейшим выездом. Кроме этого - каскад 3+3, все
остальные тройные прыжки.
Вводить в программу сверхсложный элемент тяжело прежде всего психологически.
Даже у мужчин нередки случаи, когда человек в начале программы делает
четыре оборота, а дальше не может прыгнуть ничего.
- Техникой с Нелидиной занимаетесь вы или Котин?
- На льду с ней в основном работает Володя. Правда, когда шла постановка
программ, я сама надевала коньки и все показывала. Честно откаталась
три месяца. Люся, помнится, очень удивилась, увидев меня в коньках.
Наверное, думала, что я давно уже не в состоянии выходить на лед.
Кстати, как утверждают мои домашние, то время было самым замечательным
в семейной жизни. С моей стороны не было никаких замечаний, придирок.
Приходила с катка - и падала замертво.
РУССКИЕ ДОТОШНЕЕ
- Вы упомянули, что вам не нравится, когда с иностранными
фигуристами работают российские тренеры. Но ведь и сами работаете
с иностранцами, хотя вопреки примеру многих коллег не уезжаете за
границу надолго.
- Одно дело - консультировать чужих спортсменов, и совсем другое
- брать в группу тех, кто является соперниками российских фигуристов.
Я старалась не брать. Исключением стала лишь моя работа с литовской
парой. В тот год, когда я их взяла, мне просто не дали возможности
работать в российских танцах - виде, который я всегда небезосновательно
считала «своим». Вот и решила показать, как нужно работать.
Литовцы вопреки всем прогнозам, не имея никакой поддержки, добились
бронзы и на чемпионате Европы, и на мировом первенстве.
- Чем же отличаются российские тренеры? Что заставляет вас считать
их более опасными?
- Русские очень дотошны. Американцы, например, так не работают.
Не получается что-то на тренировке - и ладно. Завтра получится.
Мы же добиваемся, чтобы получилось сегодня. Уверена, что именно
так в Канаде работает моя бывшая ученица Марина Зуева, в Детройте
- ученик Милы Пахомовой Игорь Шпильбанд...
- Вы всегда считались человеком в высшей степени дипломатичным.
И вдруг на одной из пресс-конференций позволили себе довольно резкие
публичные комментарии по поводу травмы Алексея Ягудина. Не связано
ли это с тем, что тренер Ягудина и тоже ваша бывшая ученица Татьяна
Тарасова взяла к себе в группу американку Сашу Коэн - прямую конкурентку
Нелидиной?
- Я совершенно не собиралась говорить на пресс-конференции на эту
тему. Но меня спросили: правда ли, что у Ягудина на тренировке случилась
жуткая травма? Поскольку у меня на Skate America выступал Вахтанг
Мурванидзе и мы с ним постоянно тренировались в одно время с Ягудиным,
я внимательно наблюдала за происходившим на льду. При мне Ягудин
прыгал и четыре оборота, и три с половиной.
Когда у человека перелом
бедра, как утверждали газеты, на ногу встать невозможно, не то что
прыгать. Леша тренировался и в день выступления. Поэтому я и сказала,
что «ужасной» травмы не видела. Как преподнесли мои слова
журналисты - уже другой вопрос.
Что же касается Саши Коэн, то из всех фигуристок, которые сейчас
выступают, она, с моей точки зрения, наименее привлекательна. Артистически
очень хороша - с потрясающими линиями, скольжением. Но прыжки «маленькие».
Для одиночного катания это серьезный недостаток. Ну а то, что ее
взяла Тарасова... Кто-то ведь должен был ее взять?
«БЕНТЛИ» ПРОТИВ
«ЛАДЫ»
- Но не будете же вы отрицать, что Коэн все равно
остается серьезной соперницей? В том числе и вашей ученицы.
- Пока сравнивать их - примерно то же, что сравнивать «Бентли»
и «Ладу». Коэн уже звезда, тогда как Нелидина... Просто
нам нужно время. Да, в Солт-Лейк-Сити Коэн могла бы выиграть, если
бы не упала. А чемпионкой стала Сара Хьюз, не докрутив ни одного
прыжка.
- Как вообще можно было допустить ситуацию, при которой олимпийской
чемпионкой становится спортсменка с недокрученными прыжками?
- Во-первых, женщинам свойственно делать больше ошибок. В Солт-Лейк-Сити
ошибались многие. Хьюз ведь после короткой программы ни о каком
золоте не думала: шла на четвертом месте и мечтала попасть в тройку.
Если исходить из того, что она сделала каскад 3+3 (хотя с профессиональной
точки зрения его вполне можно было не засчитывать), то надо признать,
что по технической сложности Сара опередила всех. Если бы кто-нибудь
сказал ей перед стартом, что она претендует на золото, уверяю вас,
это было бы совсем другое катание. А так она каталась первой и почти
не нервничала. Спокойно выполняла задание тренера. Догонять вообще
хорошо. Удерживать лидерство всегда сложнее.
Но теперь времена кардинально меняются. Уверена, Нелидина способна
серьезно заявить о себе уже в этом сезоне. Процесс сближения с лидерами
вот-вот пойдет в геометрической прогрессии. Я сейчас все время говорю
Люсе, что одна из наших основных задач - обратить на себя внимание.
Ведь на соревнования приезжают судьи из Голландии, Норвегии, Бельгии,
Финляндии, Швеции, которые еще недавно и не слышали про такую фигуристку,
как Нелидина. Поэтому даже на тренировках надо работать как никогда.
- А что потом?
- Начнем выигрывать. Чемпионаты Европы, мира. Олимпийские игры.
«КТО ЭТО, ВОВА?»
- Как получилось, что столь перспективная и талантливая
спортсменка до нынешнего сезона никому не была известна? Чья это
вина - ее бывшего тренера или Российской федерации фигурного катания?
- У нас вообще отсутствует практика раскрутки своих спортсменов.
В той же Америке, стоит появиться мало-мальски приличной фигуристке,
вокруг нее сразу начинается целая рекламная кампания. Человек еще
ничего собой не представляет, а его уже знают все.
- С вашей точки зрения, это неправильно?
- Это замечательно! Нам же приходится пробиваться своими силами.
Поэтому, наверное, Люда и пришла ко мне - чтобы я помогла ей хоть
в этом.
- Как, кстати, случилось, что вы стали работать вместе?
- Когда из любительского спорта ушли литовцы и Бутырская, мы с Котиным
решили взять год отдыха. Спокойно поездить по соревнованиям, поразмышлять,
куда идет фигурное катание. Вдруг в апреле звонок: «Это Люда
Нелидина. Возьмите меня к себе тренироваться». Помню, я прикрыла
трубку рукой и в полном недоумении спросила Котина: «Кто это,
Вова, ты не знаешь?» Но сразу отказывать не стала. Сказала,
пусть приходит на каток, а я на нее посмотрю.
- И сразу решили оставить ее у себя?
- Знаете, я обожаю работать со спортсменами, которые на лету хватают
все, что бы ни предложил тренер. Каждую идею. Именно так мы и работаем.
В прошлом году у меня случались дни, когда вообще не хотелось идти
на каток. Сейчас я на него лечу. Ко мне просились и другие спортсмены,
но, взяв Люсю, я даже не стала обсуждать эту тему. Любимец в группе
должен быть один.
Нелидина, помимо прочего, потрясающе рисует, с четырех лет ходит
в художественную школу при Пушкинском музее. В следующем году я
хочу целенаправленно поработать с ней над пластикой движения, дать
возможность попробовать различные пластические рисунки, чтобы она
сама выбрала стиль, в котором чувствует себя наиболее уютно и органично.
Пока заняться этим просто не было времени.
- Вы начинали тренерскую карьеру с парного катания - и весьма успешно.
Почему сейчас не работаете с парами?
- Потому что там есть Тамара Москвина. Кто бы что ни придумывал
в этом виде, ее уже не переплюнуть. Когда я это поняла, сделала
вывод, что никогда не полезу на ее поле.
- Вы оптимист?
- Страшный.
- Скажите тогда: что ждет российское фигурное катание в будущем?
- Когда в начале 90-х у нас стали закрывать школы - в том числе
и мою на «Динамо», - начался провал сразу по нескольким
возрастам. Последствия мы начинаем расхлебывать сейчас. Например,
в юниорский финал «Гран-при» впервые за много лет не попала
ни одна российская фигуристка.
Ближайшего резерва у нас почти нет.
Не вижу пока и достойной тренерской смены. Но если тренеры моего
поколения будут продолжать работать, результат никуда не денется.
На одну Олимпиаду нас еще хватит.
2003 год
|