Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Спортсмены
Артур Дмитриев: «РАЗВЕ ИЗ-ЗА ДЕНЕГ ВОЗВРАЩАЮТСЯ?»
Артур Дмитриев
Фото © Corbis
на снимке Артур Дмитриев

Так уж получилось, что о планах Натальи Мишкутенок и Артура Дмитриева вернуться в любительский спорт и выступить на Играх в Лиллехаммере я успела поговорить только с женской частью их мини-бригады: с самой Наташей и Тамарой Николаевной Москвиной. А буквально накануне чемпионата мира -93 в Праге мне представилась возможность лично взглянуть на то, как катаются олимпийские чемпионы Альбервилля.

И разговор на этот раз зашел с Артуром

- Никак не могу понять: всеобщее паломничество с профессионального на любительский лед - это серьезно? Ведь с каждым днем количество заявок в ИСУ растет, и, послушать, все возвращаются затем, чтобы стать чемпионами, не меньше.

- Мы решили не просто вернуться, а вернуться на принципиально новом уровне. Кстати, очень может быть, что из этого ничего не получится, не так все просто. Но могу сказать абсолютно точно, что так, как сейчас, мы не тренировались никогда в жизни.

- Так много?

- Так необычно. Мы тренируемся, скорее, как конькобежцы: циклические нагрузки, круги, ускорения, перестроения на скорости. И на этой же безумной скорости стараемся выполнять традиционно-танцевальные движения: то, что в парном катании пытались сделать многие, но, по существу, никто и никогда не делал.

- Мне, наоборот, всегда казалось, что насытить программу парного катания элементами танца не так уж и сложно.

- Для этого надо очень уверенно делать прыжки, выбросы, поддержки... Иначе просто не хватит времени, чтобы одновременно отрабатывать и то и другое. Кстати, я отнюдь не гарантирую, что это получится у нас: такая работа требует очень точного чувства партнера, которое появляется после многих лет совместного катания. Мы же катаемся всего пять лет.

- А с чем связан ваш переход от Тамары Николаевны Москвиной к ее мужу - Игорю Борисовичу Москвину? Это - временная мера?

- Мы вместе решили, что подготовительную часть работы проведем с Москвиным. А уже когда дело дойдет до постановки и отработки программы, подключится и Тамара Николаевна.

- С кем вам интереснее работать?

- С Тамарой Николаевной всегда было безумно интересно доводить программу. Она не упускает ни одной мелочи, даже такой, которую при исполнении практически невозможно заметить со стороны. Очень тонко чувствует, что надо убрать, а что, наоборот, добавить. Я не знаю в фигурном катании постановщика сильнее, чем она. А у Игоря Борисовича потрясающий опыт работы - еще с тех времен, когда в его группе катались Москвина - Мишин, Белоусова - Протопопов.

Он очень интересно ведет тренировки. Умеет заставить спортсмена сделать гораздо больше, чем тот настроен, не прилагая к этому внешне никаких усилий. Хотя иногда мне кажется, что наши взаимодействия несколько машинальны: он дал задание - тут же ждет ответной реакции, выполнения. И опять дает задание. Все эмоции сведены к минимуму.

- В его группе вы не чувствуете себя обделенными вниманием? По сравнению со второй парой - Мариной Ельцовой и Андреем Бушковым?

- Нет. Хотя, думаю, их он любит больше. Но так и должно быть, когда в пару вложено столько сил, энергии. С нами же Москвину, насколько я могу судить, работать просто интересно: во-первых - новые люди, во-вторых, тренеру всегда интересно научить спортсменов чему-то тому, что они не умеют. Тем более спортсменов высокого класса.

- Скажите, после того как вы приняли решение готовиться к Олимпийским играм в Лиллехаммере и официально объявили о нем, вам пришлось выслушивать много комментариев по этому поводу?

- За границей - да. Там нас постоянно уговаривали, чтобы мы вернулись. Многим нравится именно наш стиль, программа, считают, что у нас достаточно много шансов выиграть. А в России... Это же сейчас никого не интересует. Один только Станислав Жук к нам подошел и в лоб спросил: «Зачем вы вернулись, из-за денег?»

- И что вы ответили?

- Ничего. Разве из-за денег возвращаются? Конечно, при удачном выступлении можно рассчитывать на высокие профессиональные гонорары, но риск проиграть всегда гораздо выше.

- А как расцениваете свои шансы вы?

- Если бы мы не срывали прыжки, то я бы был абсолютно уверен в успехе. Но у Наташи все время с этим сложности. Кто только не пытался научить ее не падать - и Москвина, и Мишин, и Москвин, и сам я с ней работал (я-то прыгаю почти все тройные прыжки) - и никак не получается. На тренировке из десяти прыжков она хорошо делает три-четыре. Правда, на соревнованиях, как ни странно, получается чаще: что-что, а собираться она умеет. И, кстати, если что выучит, то уже не ошибается, - запоминает основательно - мышцами.

- Вы с Наташей - редкое в фигурном катании исключение: являясь партнерами на льду, не стали супругами. Вам лично от этого легче или сложнее? Я имею в виду психологический аспект.

- С одной стороны, супругам, безусловно, легче. Они лучше знают друг друга, более откровенны, быстрее могут друг друга понять. Но с другой - усталость, которая накапливается годами от совместной работы, может заслонить все. Многие ведь разводятся, когда бросают спорт.

- А вы с Наташей устаете друг от друга?

- Я - страшно. Мы с ней немножко разные люди, у каждого, соответственно, свои интересы. Раньше, бывало, доходило до того, что мы целыми днями не разговаривали. Но, правда, никогда не дрались, как некоторые пары.

- А что, обычно партнеры дерутся?

- Всякое бывает. Но мы сейчас практически не конфликтуем. Наташа даже более охотно, нежели раньше, соглашается попробовать какой-нибудь новый элемент. Правда, упрашивать ее при этом приходится...

- Чисто женское качество, между прочим.

- Так я же не жалуюсь…

1993 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru