Елена Бережная - Антон Сихарулидзе: ЖИЗНЬ
ПО БИЗНЕС-ПЛАНУ |
|
Фото © Александр Вильф,
на снимке Елена Бережная-Антон Сихарулидзе |
Принято считать, что, когда тот или иной российский
фигурист уезжает в США, это насовсем. Что именно там, за океаном,
- лучшие деньги, лучшая жизнь, которые быстро становятся привычными
и делают возвращение невозможным. Солисты самого грандиозного американского
шоу Stars on Ice, олимпийские чемпионы-2002 Елена Бережная и Антон
Сихарулидзе уверены: их жизнь будет связана только с Россией. Америка
- не более чем временный бизнес.
Пять лет назад, в 1999-м, Бережная, Сихарулидзе
и их тренер Тамара Москвина улетели из Санкт-Петербурга в американский
Хакенсак - пригород Нью-Джерси. Хотя всего за год до этого Москвина
упорно твердила, что из родного Питера не уедет за границу никогда.
Отъезд был воспринят окружающими с сожалением: вот, мол, и еще один
блестящий специалист перебрался в США в поисках лучшей жизни. Но
в начале 2000-го, когда мы с Москвиной встретились на чемпионате
Европы в Вене, она вмиг отмела сантименты:
- Почему-то никому не приходит в голову, что следующие Олимпийские
игры пройдут в Америке. И думать об этом нужно уже сейчас. Для начала
необходимо сделать Лене и Антону максимальную рекламу в этой стране.
Чтобы их знали, чтобы за них болели. Если бы такой задачи не было,
неужели я не нашла бы возможность обеспечить своим спортсменам полноценную
подготовку дома?
В отличие от большинства своих коллег Москвина
всегда отличалась умением предельно рационально рассчитать путь
своих воспитанников к золотым медалям. Однако до Игр в Солт-Лейк-Сити
тренеру было значительно проще: у ведущей пары в группе Москвиной
всегда имелись равноценные спарринг-партнеры, и было ясно: споткнутся
одни - выиграют другие.
Так произошло в олимпийском Альбервилле, где чемпионами
стали Артур Дмитриев и Наталья Мишкутенок, а серебро получили Елена
Бечке с Денисом Петровым. Похожий сценарий был разыгран в Нагано:
Дмитриев одержал победу с Оксаной Казаковой, а Бережная и Сихарулидзе
стали вторыми.
После тех Игр первая пара ушла в профессионалы.
Вторая осталась в одиночестве.
Для Москвиной это наверняка означало, что в подготовке
Елены и Антона на протяжении следующих четырех лет не должно быть
сделано ни единого неверного шага. С этого момента жизнь спортсменов
пошла по самому настоящему, тщательнейшим образом продуманному,
бизнес-плану.
АМЕРИКАНСКИЕ
УРОКИ
Москвина первой из российских тренеров решилась
стать менеджером своих ушедших из любительского спорта пар. Пошутила
однажды: «Мне было легче осваиваться в этой профессии, чем
кому бы то ни было. С хозяевами различных американских туров и шоу
меня связывает многолетняя дружба. Многое они мне рассказывали,
еще когда я каталась сама. Кому могло прийти в голову, что я когда-то
сумею воспользоваться этими секретами?»
Когда группа питерского тренера уже прочно обосновалась
в Хакенсаке, а я оказалась там проездом и заглянула на каток, то
услышала от Москвиной:
- Америка учит бизнес-поведению лучше, чем любая другая страна.
Это касается не только тренировок, но и отношений с людьми, которые
помогают добиваться результата, с прессой, с представителями шоу-бизнеса,
которым в США является профессиональное фигурное катание. Я прилагаю
очень много сил, чтобы не просто научить Лену и Антона побеждать,
но и выработать у них соответствующую психологию.
Тогда в Хакенсаке Бережная и Сихарулидзе только начинали по-настоящему
становиться профессионалами. Деньги, заработанные фигуристами после
Нагано, позволили им поселиться в самом престижном доме города.
Платить за квартиру приходилось более тысячи долларов в месяц, но
Москвина одобрила выбор жилья («Они элитные спортсмены и должны
чувствовать это сами. Даже когда речь идет о бытовых мелочах».)
В Хакенсаке у фигуристов родилось кредо: «Надо
не экономить, а зарабатывать». В американскую жизнь они вливались
с удовольствием: Лена обставила квартиру очаровательной, тщательно
подобранной антикварной мебелью, сделав жилье очень теплым и уютным,
Антон первым делом приобрел огромный плазменный телевизор. Оба выучили
язык, получили водительские права, обзавелись роскошными - по российским
меркам того времени - «лексусами». Всерьез намеревались
нанять персонального журналиста, как это делают почти все американские
спортивные звезды, но, посоветовавшись с Москвиной, пришли к выводу:
ежемесячно платить по две тысячи долларов за подобные услуги им
не по карману. Пока...
Примерно в то же время, разговаривая с одной из
наиболее знаменитых в фигурном катании журналисток, Сандрой Стивенсон,
я услышала: «Бережная и Сихарулидзе никогда не станут настоящими
звездами. Для этого у них слишком сложные для запоминания фамилии.
И, - американка с сожалением развела руками, - они русские».
Одержать единоличную победу на Играх в Солт-Лейк-Сити
россиянам, как известно, не удалось. Золото в парном катании и верхнюю
ступень олимпийского пьедестала им пришлось разделить с канадцами
Джеми Сале и Давидом Пеллетье.
STARS ON ICE
Согласие Москвиной повторно вывести свою пару на
награждение осуждали многие. Не вышли же китайцы Шень Сюэ и Чжао
Хунбо? И нам, мол, не следовало: пусть бы канадцы в одиночестве
получали насильно выдранную у Международного олимпийского комитета
награду.
Как тренер Москвина была возмущена решением МОК
вручить канадцам второе золото. Зато как менеджер наверняка просчитала
все возможные варианты и в итоге из унизительной на первый взгляд
ситуации сумела извлечь максимум пользы. Прямо в Солт-Лейк-Сити
чемпионская четверка получила предложение заключить длительный контракт
со Stars on Ice, посыпались приглашения из Канады и США, причем
логично было предположить, что гонорары обеих пар в случае совместных
выступлений должны быть одинаковыми. То есть такими, каких Бережная
и Сихарулидзе никогда не получили бы за океаном, выступая вдвоем.
Возможность стать полномасштабной звездой в Америке
фигуристу-иностранцу (и тем более русскому) испокон веков предоставлялась
лишь в одном случае: если он - выдающийся одиночник. Идеальный вариант
- карьера, щедро сдобренная скандалами. Как у чемпионки Лиллехаммера
Оксаны Баюл. Пожалуй, ее случай так и останется единственным в истории
профессионального фигурного катания, когда неамериканской спортсменке
платили за выступления максимальные, по американским меркам, гонорары.
Что же касается парного катания, то оно всегда
считалось в США товаром несколько второстепенным. Показателен пример
двукратных олимпийских чемпионов Екатерины Гордеевой и уже ушедшего
из жизни Сергея Гринькова. Стоило фигуристам завести разговор со
своим менеджером из IMG о прибавке к зарплате, как им незамедлительно
дали понять, что хороших фигуристов в мире гораздо больше, чем вакансий
в престижных шоу. И финансовый вопрос был закрыт уже навсегда.
Скандальный парный финал Игр-2002 обернулся для
россиян предельной выгодой. Весь первый год выступлений в Stars
on Ice (неизвестно, кстати, был бы заключен этот контракт с россиянами
или канадцами в случае единоличной олимпийской победы кого-то из
них) одним из кульминационных моментов шоу был совместный номер,
поставленный для чемпионов Солт-Лейк-Сити известным американским
хореографом Сандрой Безик. Но уже тогда, как мне кажется, Бережная
и Сихарулидзе окончательно поняли: Stars on Ice для них - прежде
всего бизнес. Гораздо более прагматичный, чем был спорт. К тому
же временный, занимающий пять месяцев в году. А значит, нет никакой
необходимости проводить остальные семь в стране с чужими устоями
и языком.
ЛЕНА
В 1996-м, когда Бережная, после тяжелейшей травмы
головы вернувшись на лед, встала в пару с Сихарулидзе, а всего через
два года выиграла вместе с ним чемпионаты Европы и мира, Москвину
за глаза поспешили обвинить в том, что она совершенно не отдает
себе отчета в возможных последствиях. Мол, никому не известно, чем
могут обернуться для фигуристки нагрузки большого спорта и соревновательные
стрессы. Узнав об этом, тренер резко парировала:
- Фигурное катание помимо всего прочего дает возможность неплохо
заработать. Если Лене и придется раньше времени закончить карьеру
из-за травмы или болезни, то лучше, если к этому моменту она будет
обеспеченным человеком.
Сожаление, что Бережная и Сихарулидзе оставили
любительский спорт, у болельщиков выдающейся пары прорывается до
сих пор. Мол, если бы они остались еще на четыре года, позиции российского
парного катания в мире были бы значительно прочнее. Но это - эмоции.
В беседе с фигуристами в Питере я лишний раз убедилась: собственную
жизнь они продолжают просчитывать предельно трезво.
- Решение уйти из спорта далось непросто, - рассказывала Лена. -
Тем более что первый год выступлений в Stars on Ice, в течение которого
мы никак не могли окончательно определиться с будущей карьерой,
получился тяжелым. Гастрольный тур - это полный отрыв от нормальной
жизни: необходимость выступать на публике почти каждый вечер, бесконечные
переезды... Но когда мы привыкли к такому режиму, то поняли, что
из любительского спорта нужно уходить. Вопрос ведь был не в том,
чтобы покататься годик-другой. Оставаться пришлось бы на четыре
года - до следующих Игр. Чтобы после них все равно уйти в профессионалы
и заработать на будущее. Иначе зачем все эти медали?
В нашей ситуации остаться в спорте означало бы
просто потерять четыре года жизни. Без всякой гарантии, что мы снова
сумеем выиграть.
- Мне показалось, что вам очень нравилось жить в Нью-Джерси. Не
тяжело было оставлять обустроенный дом?
- Как-то быстро наступило перенасыщение. Поэтому, как только мы
решили, что можем вернуться, быстренько все собрали, упаковали и
уехали без сожаления. Сейчас все значительно проще: отработали пять
месяцев - и домой. Я, как правило, сразу улетаю в Невинномысск к
маме, чтобы успеть на ее день рождения. В этом году впервые в жизни
отдыхала в Турции. Вернулась с ощущением полного счастья: море,
солнце, песок - что еще человеку нужно?
- Работа в Stars on Ice оставляет хоть какое-то время на личную
жизнь?
- Бывают выходные, но все зависит от того, когда ты приехал в гостиницу.
Однажды мы добрались до следующего места гастролей лишь под утро,
я легла спать и проснулась в пять вечера - так день и прошел. Если
выходных бывает несколько подряд, все стараются разъехаться. Однажды
у нас было аж четыре дня, так мы с Антоном улетели в Питер. 48 часов
дома побыли. А на обратном пути чуть не опоздали на шоу: во Франкфурте,
где делали пересадку, наш самолет сломался, и рейс отложили до утра.
Мы меняли билеты, придумывали какие-то немыслимые варианты и все-таки
успели вовремя.
- А если бы не успели?
- Была бы катастрофа: в шоу выступают всего 13 фигуристов. На каждом
- определенная роль, все постановки связаны одна с другой общим
сценарием. Не важно, живой ты или мертвый: ты должен выйти на лед.
Это закон.
- В шоу до сих пор эксплуатируется тема двух золотых медалей?
- По-моему, она надоела даже журналистам. Сейчас у нас с Антоном
два сольных номера, которые мы ставим самостоятельно. Все групповые
номера придумывает и ставит Кристофер Дин. Работать с ним необычайно
интересно. Приходя на репетицию, Крис всегда досконально знает,
как должна выглядеть постановка в целом, как сделать тот или иной
шаг, как поднять партнершу, как опустить. Сам показывает каждую
партию. Мне кажется, это здорово подстегивает фигуристов-мужчин.
Уж если Крис, танцор, к которым в любительском спорте парники никогда
не относились серьезно, может сам сделать на льду все, что предлагает,
то не повторить просто стыдно.
- Планы на дальнейшую жизнь вы с Антоном обдумываете?
- Конечно. Идей много. Просто пока их нельзя реализовать.
АНТОН
По сравнению с партнершей Сихарулидзе всегда отличался
более трезвым взглядом на жизнь. Иногда был гораздо категоричнее
в высказываниях и поступках, но всегда - более практичен и рационален.
Еще выступая в любительском спорте, как-то сказал, что постоянно
чувствует ответственность за Лену, несмотря на то, что у каждого
из них за пределами катка своя жизнь. Профессиональная работа в
Америке сплотила партнеров еще сильнее.
- От постоянного пребывания в одном пространстве люди, бывает, начинают
психовать, ссориться, потому что гастроли - это и долго, и довольно
однообразно. Но такое состояние быстро проходит: все понимают, что
надо прежде всего продолжать работать. Ведь скрыть свое отношение
к работе от тех, кто приходит на выступления, невозможно. В этом
тоже заключается определенная сложность: каждый вечер выплескивается
масса эмоций, а восстановить их запас не всегда удается. Соответственно,
наступает опустошение.
Раньше мы, случалось, ссорились с Леной, но в Америке
я четко понял: когда рядом нет ни близких, ни домашнего уюта, нужно
все время пытаться делиться душевным теплом друг с другом. Иначе
станет еще сложнее.
- Получается, ваша профессиональная жизнь - это прежде всего довольно
мучительная работа, которая длится пять месяцев в году?
- Безусловно, бывают дни, когда хочется и кататься, и творить. Но
в целом, когда ритм жизни приобретает некую цикличность: шоу - переезд
- шоу - переезд, - невольно начинаешь относиться ко всему автоматически.
Как только очередное шоу закончено, сознание само выбрасывает его
из памяти.
Иногда я даже не знаю, в каком городе проходят
гастроли. Родители как-то удивились: позвонили из Питера, а я не
смог ответить, где нахожусь. Хотя это тоже объяснимо. Крупных городов
в гастрольном графике не так много. Жизнь сводится к тому, что ты
сел в автобус, уехал с одного катка, приехал на другой, и нет никакой
разницы, куда именно.
В то же время я понял, что, раз уж мы проводим
по пять месяцев в Америке, надо изначально настраивать себя так,
чтобы проводить это время максимально плодотворно. Недавно я смотрел
передачу про выдающегося русского танцовщика Рудольфа Нуриева, который
на вопрос: «Где ваша родина?» - ответил: «Там, где
я танцую». Это очень правильно. Каждый раз, когда мы возвращаемся
в Россию, тоже приходится подстраиваться под стиль жизни, от которого
успели отвыкнуть.
- В России вы, получается, лишь тратите деньги, заработанные во
время гастролей?
- Не совсем так. Я начал кое-что строить в Питере с расчетом на
будущее. Что именно, пока говорить не хочу. Могу лишь сказать, что
в мои планы не входит быть тренером, да и вообще заниматься чем-то,
связанным с фигурным катанием. Льда в моей жизни за 25 лет спортивной
карьеры было более чем достаточно.
- Означает ли это, что через два года, когда ваш контракт со Stars
on Ice закончится, вы сильно подумаете, прежде чем заключать следующий?
- Да.
- С Леной вы едины в этом желании?
- Пока толком не разговаривали на эту тему. Кататься в Stars on
Ice нам предстоит еще два года. Это большой срок. Когда он подойдет
к концу, думаю, станет ясно, как и сколько мы сможем зарабатывать
в России, какие гонорары нам будут предлагать в Америке и как вообще
будет развиваться ситуация в фигурном катании в США. На сегодняшний
день мы не ведем речь о каких-то медалях, достижениях, честолюбивых
целях. Мы просто работаем. Зарабатываем деньги. И все предложения
рассматриваем только с той точки зрения, выгодно нам это или нет.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Напоследок, уже прощаясь с фигуристами в Санкт-Петербурге,
я не выдержала и вернулась к теме Солт-Лейк-Сити еще раз.
- Понимаете, - сказал Антон, - я лишь недавно осознал, что в шоу-бизнесе,
а фигурное катание - это в значительной степени шоу-бизнес, невозможно
завоевать популярность, просто делая свое дело. В идеале нужен скандал.
Неудивительно, что, когда этот скандал случился в Солт-Лейк-Сити,
множеству людей мгновенно пришло в голову его использовать. Другое
дело, что канадцам в итоге этот скандал оказался гораздо более выгоден,
чем нам.
- Почему?
- Потому что они - канадцы. Слово «популярность» в Северной
Америке равнозначно слову «деньги». Джеми и Давид не только
стали национальными героями, но и получили несметное количество
рекламных предложений. Даже если закончат кататься в ближайшем будущем,
смогут жить, вообще не думая о том, как заработать.
Популярность в России - это в лучшем случае автографы.
И множество сплетен. Приятно, конечно, когда узнают на улицах, но
в России это только осложняет жизнь.
2004 год
|