Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Спортсмены
Брайан Бойтано: «НЕ ПОПАДАЙТЕСЬ МНЕ ПОД РУКУ!»
Брайан Бойтано
Фото из архива Елены Вайцеховской,
на снимке Брайан Бойтано

За несколько дней до того, как сильнейшие фигуристы мира съехались на чемпионат мира в Прагу, в американской прессе появилось открытое письмо чемпиону Олимпийских игр 1988 года Брайану Бойтано. Неизвестный автор буквально заклинал короля профессионального льда: «Брайан, ты - самый выдающийся из фигуристов. Но думал ли ты о том, как многим ты навсегда заслонишь дорогу на Олимп, если вернешься в любительский спорт? Не делай этого, не надо...»

- Брайан, неужели вас не трогают подобные послания? Судя по тому, что одно из них даже появилось в прессе, противников вашего возвращения не так уж мало?

- А вам не кажется это идиотичным? Стоило мне сказать, что я возвращаюсь, как все без исключения начали обсуждать шансы остальных только на серебряную и бронзовую медали. Если так же думают и сами фигуристы, то это говорит только об их убогости. В кои-то веки людям выпадает шанс обыграть самого Бойтано, а они бегут от этого в кусты. Между нами говоря, шансов проиграть у меня гораздо больше. Но при этом я горю желанием соревноваться. Как это в общем-то и было всю мою жизнь.

- Вы уже начали серьезно тренироваться?

- На льду еще нет. Провожу на катке в общей сложности не больше пяти часов в неделю. Причем, знаете, с чего начал? Разыскал пленку с музыкой моей олимпийской программы, которую катал в Калгари, и попробовал сделать это еще раз.

- Ну и как?

- Фантастически! Выяснилось, что я помню мышцами все мои олимпийские ощущения: здесь покачнулся, там перенапряг ногу и не смог мягко приземлиться. А под конец и вовсе упал в том же месте и на том же прыжке, что на последней размивке. Причем за несколько секунд до этого я подумал именно о том падении!

- А что вы делаете в остальное тренировочное время?

- Бегаю кроссы и истязаю себя в тренажерном зале. На каток езжу на велосипеде, а это примерно 25 километров от моего дома. Дорога идет в гору, и весь путь занимает 40-45 минут. Кстати, очень жалею, что не уделял времени велосипеду раньше. Понял, почему все великие конькобежцы пересаживались летом именно на этот вид транспорта - он здорово тренирует «коньковые» мышцы.

- Вы не боитесь, что столь серьезная физическая нагрузка сразу же «забьет» мускулатуру?

- Уже «забила». Но я решил поэкспериментировать: растягиваюсь гораздо больше, чем приходилось делать последние годы, а неизбежную в этом случае боль снимаю иглоукалыванием. Кстати, по сравнению с Калгари я поправился на 12 фунтов (около пяти килограммов. - Е.В.) и чувствую себя с этим весом гораздо увереннее. Хотя перед Олимпиадой, когда всех фигуристов тренеры не перестают терроризировать лишним весом, я тоже стоически глотал шпинат и вареную телятину. Почему-то все упорно считают, что фигурист должен быть худым.

- Судя по сказанному, ваш внешний вид не особенно вас волнует?

- Я сравнил последние видеозаписи с олимпийскими и пришел к выводу, что сейчас мой внешний вид устраивает меня куда больше. Может быть, ноги слегка тяжеловаты, но в прыжках этого не чувствуется. Наоборот, они стали более мощными - даже когда я не стараюсь толкнуться в полную силу.

- Все же, принято считать, что с возрастом фигурист теряет именно в прыжках.

- С возрастом вообще все дается намного тяжелее. У меня постоянно болит правое колено, иногда - спина. Весь прошлый сезон, когда мне приходилось выступать в шоу чуть ли не каждый день, я вообще чувствовал себя жалкой развалиной. Сейчас - гораздо лучше. В конце концов это нормально, когда у фигуриста что-то болит. Это же не шахматы. Кстати, тренироваться по сравнению со своим любительским прошлым я все-таки стал меньше. С возрастом начинаешь понимать, что у человека должно быть время и на личную жизнь.

- Что вы подразумеваете под зтим понятием?

- Нет-нет, по ночным клубам не бегаю и по дискотекам тоже. Просто меня успокаивает мысль, что если мне и придет в голову какая-нибудь фантазия, то я всегда смогу найти возможность для ее выполнения.

- Похоже, вы стали мудрее.

- Естественно. Раньше каждую свою неудачу я моментально превращал во вселенскую трагедию. Сейчас же я просто отдаю себе отчет в том, что жизнь не может состоять только из удачных дней. Все должно быть взвешено. И за то, что меня осчастливили разрешением вернуться в большой спорт, когда-нибудь наверняка придется платить.

- А может быть, вам не следовало уходить после Калгари? Глядишь, н в Альбервилле мог быть совсем другой чемпион?

- Знаете, не в моих правилах сожалеть о своих поступках. Ну был бы в фигурном катании двукратный олимпийский чемпион Брайан Бойтано. Зато чемпионат мира среди профессионалов трижды выигрывал бы кто-то другой.

- Неужели вы не жалеете даже о том, что на льду больше не существует шоу Брайана Бойтано и Катарины Витт?

- И да и нет. Честно говоря, я не знаю планов Катарины (за исключением того, что пока она достаточно серьезно намеревается составить мне компанию в Лиллехаммере), но утешаю себя тем, что мы с ней всегда сможет снова попробовать собрать труппу. В этом же году я подписал контракт с Томом Коллинзом, который ежегодно организовывает турне сильнейших фигуристов мира по Америке и Европе. И рад, что несколько месяцев буду иметь возможность покрутиться в очень сильном окружении.

- А что собирается делать в это же время Витт?

- Я не настолько хорошо знаю ее жизненные планы, насколько это принято подавать в прессе. Честно говоря, мне немножко ее жалко. После того, как распалось наше шоу, ко мне подошел наш менеджер и сказал, что продал все права на остальных фигуристов фирме IMG . И добавил, что они всегда готовы включить меня в состав труппы на любых моих условиях. Когда же я спросил про Катарину, то менеджер, помявшись, заметил, что ему известны только намерения фирмы в отношении Бойтано. Думаю, Витт и сама чувствует, что она пользуется несколько меньшим спросом, чем раньше: это и объясняет ее желание вновь вернуться в любительский спорт. Хотя она по-прежнему остается одной из самых высокооплачиваемых звезд профессионального балета на льду. Но даже если передумает насчет Игр, то ничего страшного не произойдет. Ее, насколько я знаю, достаточно серьезно увлекла работа телекомментатора в NBC.

- А сами вы не передумаете?

- Вряд ли. Знаете, если я проиграю кому-то, то, естественно, буду переживать и расстраиваться. А вот если не выйду на старт вообще, то изведу себя потом мыслью, что у меня был шанс, а я отказался от него по своей воле. Да и почему я должен проиграть? В конце концов все, чего я хотел в этой жизни, так или иначе свершилось.

- Что именно?

- Не смейтесь, но это, скорее, еще детские мечты, которые тем не менее накрепко застревают в голове. Я всегда мечтал объездить мир и снять свои путешествия на пленку. А еще - поработать телевизионным диктором. О спорте, как видите, не было и речи.

- Стало быть, не исключено, что после ухода из спорта вы снова вернетесь к тому, что привлекало вас с детства?

- Вы о журналистике? Мне действительно очень интересно работать на телевидении и в USA Today. Первый раз я попробовал писать и комментировать года через два после Калгари и сразу стал гораздо больше уважать труд журналистов. До этого меня чаще раздражала вся газетная писанина. Потом же очень быстро понял, как ужасно чувствует себя репортер, когда читатели ждут скандала или интриги, а этим и не пахнет. Поневоле будешь из пальца высасывать.

- Ну скандалов-то в фигурном катании всегда хватало. Впрочем, и интриг тоже.

- Любые соревнования - это уже интрига. Но что интересно: журналисты обычно предпочитают чемпионов и штампуют в общем-то похожие друг на друга интервью. На мой взгляд, гораздо интереснее в этот момент взять в оборот проигравшего.

- Если проиграете в Лиллехаммере, разрешите?

- Хм... А собственно говоря, почему нет? Только не попадайтесь мне под руку сразу после финала.

1993 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru