Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание
Ари Закарян:
«ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ЗАКРЫЛИ ОРУЖЕЙНЫЕ МАГАЗИНЫ»
Ари Закарян
Фото © Александр Вильф
Евгения Медведева, Алёна Савченко, Ари Закарян, Татьяна Волосожар и Алина Загитова.

Сильнейшим фигуристам мира может потребоваться несколько месяцев на возвращение к полноценным выступлениям, - считает известный продюсер и один из соавторов ледового Оскара Ари Закарян. Он так же объяснил, чем опасна пандемия для спорта и предположил, что первой страной, которая откроет катки, станет Китай.

—  Когда было озвучено, что Канада не сможет провести в назначенные сроки чемпионат мира, который должен был состояться в конце марта в Монреале, вы хоть как-то обсуждали с организаторами турнира и Международным союзом конькобежцев (ISU), что при этом станет с церемонией ледового Оскара? Будет ли она перенесена на неопределенный срок, или идея может умереть, не родившись?

— Для всех, кто был причастен к реализации проекта, то есть, для меня, для Оливера Хёнера (владелец швейцарского Art on Ice — прим), для канадской федерации фигурного катания, как и для  ISU,  известие о том, что чемпионат мира не состоится, стало колоссальным шоком. В отличие от большинства болельщиков, мы слишком хорошо понимали, сколько сил, нервов  и денег всеми нами вложено в этот проект. Как я много раз говорил, наш вид спорта и без коронавируса переживает сейчас достаточно сложные времена — держится на плаву прежде всего за счёт России и Японии. Как фигурное катание переживёт нынешний удар, в каком виде и с какими возможностями вернется к нормальной жизни, сколько времени потребуется на то, чтобы спортсмены восстановили собственное физическое и моральное состояние, предсказать, думаю, не возьмётся сейчас никто. Сам я всегда был оптимистом, но сейчас испытываю лишь одно чувство — колоссальное внутреннее негодование и растерянность.

— Заниматься хоть какой-то удаленной работой ситуация вам позволяет?

— Сейчас ничего невозможно сделать кроме как общаться с кем-то из друзей и коллег по телефону или начать транслировать в интернете какие-то старые шоу. Знаю, что канадская федерация фигурного катания  собирается запустить флешмоб — там появилась идея предложить фигуристам, которые попали в список лауреатов ледовой церемонии, выставить  в соцсетях костюмы, в которых они собирались выйти на Красную дорожку. Несколько американских и канадских фигуристов на эту просьбу уже откликнулись, кстати.  Так что вполне возможно, что проект будет реализован.

— Как считаете, стоит ли отстаивать решение всё-таки найти возможность провести отложенный чемпионат мира?

— Сложный вопрос. Сейчас уже прошло две с лишним недели как фигуристы во всем мире лишены возможности проводить тренировки на льду. Неоднократно убеждался: если человек не катается три недели, ему потом требуется минимум два месяца, чтобы вернуться на прежний уровень и набрать относительно хорошую соревновательную форму. Как долго продолжится наша текущая изоляция, никому неизвестно. Если она будет прекращена в начале мая, тогда теоретически можно вести речь о том, чтобы провести чемпионат мира осенью. Но целесообразности в таком решении я, честно говоря, не вижу: в этом случае в фигурном катании полностью поменяется календарь и всё встанет с ног на голову. Да и не слишком вероятно, что до мая ситуация нормализуется во всех без исключения странах.

— Насколько серьезно ударила по фигуристам отмена весенних и летних шоу?

— Она ударила не только по фигуристам: а по нашему виду спорта в целом. По экономике тех стран, где эти шоу должны были проводиться, по продюсерам. Дело не только в колоссальной потере денег. Хуже всего, что все, кто в спорте занимается шоу-бизнесом, оказались в состоянии полнейшей неопределенности. Это как поезд дальнего следования, который отправляется по расписанию, а день спустя вдруг встает посреди пустыни из-за неисправного пути, и не понятно, кто и когда  сумеет устранить поломку, и как будут выживать в этой пустыне сотни людей.

Мы ведь не просто лишились чемпионата мира. Многие атлеты были готовы выиграть этот чемпионат. И эта возможность вдруг ушла от них, как земля из-под ног. Продюсеры, которые сразу после окончания сезона должны были запустить свои шоу по всему миру, готовились к этому многие месяцы, разрабатывали логистику, оплачивали арены, снимали отели, заключали контракты со множеством компаний, вносили предоплату... Как теперь со всем этим быть? Не думаю, что в мире сейчас найдется хоть один открытый каток. Возможно, через какое-то время ситуация с тренировками начнет нормализовываться в Китае, но в Америке в обозримом будущем этого не произойдет точно.

— Хочется верить, что рано или поздно жизнь нормализуется, но ведь может случиться так, что платить за тренировки людям станет просто нечем.

— Это еще одна совершенно реальная перспектива, кстати. Точно так же у людей скорее всего даже мыслей не возникнет ходить на какие-то шоу: ведь то, что происходит сейчас — это только начало кризиса. Если он затянется, вопрос будет стоять не о тренировках и развлечениях, а о том, как выжить самим и прокормить свои семьи. В этом плане в Америке под удар попадают и хоккей, и баскетбол, и прочие популярные виды спорта, да и весь шоу-бизнес в целом.

— Что будете делать лично вы, если выяснится, что профессия схлопнулась?

— Пока даже не хочу об этом думать. Никаких идей нет. Есть только ощущение того, что жизнь остановилась. Я не склонен нагнетать, но прекрасно понимаю, тем не менее, что все мы оказались заложниками очень серьезной ситуации, которая сейчас происходит во всем мире. Единственное преимущество вижу в том, что наконец-то получил возможность проводить много времени со своей семьей, сижу дома в Лас-Вегасе. Хотя одновременно с этим испытываю мощнейший психологический дискомфорт: не умею, как выяснилось, сидеть перед телевизором, смотреть новости или сериалы и ничего не делать.

— Спортивный народ друг с другом общается?

— Сейчас все напряженно работают над тем, чтобы перенести какую бы то ни было активность в онлайн режим. Нужно же хоть что-то делать и как-то поднимать себе настроение? Людям важно чувствовать, что они не одни. Наша идея с выкладыванием костюмов и он-лайн голосованием за лучшие варианты — звено той же самой цепи.

— Что сейчас представляет собой Лас-Вегас?

— Погода прекрасная, просто наслаждаться ей некому: закрыты все казино, рестораны, кинотеатры, торговые моллы, работают несколько крупных продовольственных торговых центров. Процесс покупки продуктов не быстрый, так как внутрь одновременно запускают очень ограниченное количество человек и они не должны внутри магазина подходить друг к другу. Но паники нет. Все очень четко соблюдают рекомандации. Что порадовало лично меня - что первым делом в городе закрыли все оружейные магазины. Менталитет некоторых американцев почему-то таков, что в любой кризисной ситуации наряду с продуктами они начинают скупать оружие.

— У вас в доме оружие тоже есть?

— Нет. Сколько живу в Америке, никогда, честно говоря, не думал, что оно может мне понадобиться.

2020 год

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru